ЮрФак: изучение права онлайн

Методологический комплекс поддержки принятия управленческих решений в сфере обеспечения экономической безопасности

Авторы: Селиванов А.И., Старовойтов В.Г., Трошин Д.В.

Оглавление

1. Методологические аспекты нормативного правового обеспечения

2. Методологические аспекты организационно-управленческого обеспечения деятельности системы

3. Интеллектуально-психологическая способность к восприятию оценок и информации ЛПР и ЛПСР

4. Методология сбора информации для обеспечения функционирования моделей и методик

5. Методология предоставления (в том числе визуализации) информации

Литература


Обеспечение национальной экономической безопасности Российской Федерации является сложной многоаспектной задачей. Для ее решения в целях повышения устойчивости национальной экономики, нейтрализации угроз, эффективного купирования негативных воздействий и снижения рисков необходимо создание сложной интеллектуально насыщенной системы для поддержки принятия управленческих решений. Данная система должна включать в себя коллективный разум участников данной деятельности, экспертные системы, автоматизированные информационные системы, системы статистического и социологического мониторинга, системы искусственного интеллекта, иные специализированные интеллектуальные системы[1]. Данный подход в настоящее время реализуется в ходе разработки федеральной системы управления рисками экономической безопасности (далее — ФСУР), которая создается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" под эгидой Министерства экономического развития Российской Федерации. Важным аспектом обеспечения национальной экономической безопасности является создание в стране системы стратегического управления в интересах национальной экономики и Российского государства, которая была бы доминантой и интегральным эффектом от корпоративных и частных интересов. Активные попытки создания системы стратегического управления (пока в форме стратегического планирования) в Российской Федерации одновременно являются ключевым компонентом формирования современной системы национальной экономической безопасности.

В целях обеспечения эффективности создаваемой системы поддержки принятия управленческих решений в сфере обеспечения национальной экономической безопасности в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации как соисполнителе данного научно-исследовательского проекта разработана общая методология, которая включает в себя в том числе методологию мониторинга и оценки состояния экономической безопасности, которая базируется на витальном подходе в отношении национальной экономики России как органического целого[2].

В данной работе обосновывается необходимость рассматривать методологию для решения задач поддержки принятия управленческих решений в еще более широком междисциплинарном контексте. Методология в прикладной сфере, в том числе в сфере обеспечения экономической безопасности, должна представлять собой целостный методологический комплекс. Предлагаемый методологический подход является прикладным форматом реализации общей методологии мониторинга и оценки состояния экономической безопасности, но ориентированным на ее реализацию в непосредственной управленческой практике. Для достижения этой цели, по мнению авторов, общую методологию необходимо дополнить методологическими аспектами организационно-управленческого, нормативного правового, информационного, кадрового и психологического свойства, в том числе для того, чтобы создать платформу для эффективного функционирования человеко-машинной автоматизированной системы оценки состояния экономической безопасности и обеспечения ее восприятия и применения лицами, принимающими решения (далее — ЛПР), и лицами, принимающими стратегические решения (далее — ЛПСР)[3]. При ближайшем рассмотрении данный подход предстает как комплексное методологическое основание взаимодействия ЛПР и ЛПСР с научно-интеллектуальным сообществом и с автоматизированной системой мониторинга и оценки состояния экономической безопасности.

Соответственно, при данном подходе в методологии, кроме собственно методологии мониторинга и оценки состояния экономической безопасности, необходимо предусмотреть следующие аспекты:

— методологические аспекты нормативного правового обеспечения;

— методологические аспекты организационно-управленческого обеспечения;

— оценку и учет интеллектуально-психологической способности к восприятию полученной информации ЛПР и ЛПСР;

— методологию сбора информации для обеспечения функционирования моделей и методик;

— методологию предоставления (в том числе визуализации) информации, информационно-интеллектуальную модель для отображения получаемых оценок экономической безопасности в форме, необходимой и удобной для ЛПР и ЛПСР.

Остановимся на базовых установочных моментах этих плоскостей методологии.

Методологические аспекты нормативного правового обеспечения

Важным компонентом обеспечения национальной экономической безопасности является создание нормативной правовой базы для осуществления стратегического целеполагания и национальной экономики как самоцелей, доминирующих над корпоративными и частными интересами. В современных условиях противостояния крупных человеческих сообществ (наций, цивилизаций, транснациональных корпораций) недопустимо создавать и поддерживать механизмы обеспечения стратегии и безопасности без учета интересов народа (нации), цивилизации, государства. Отсутствие таких целей и стратегий само по себе является важнейшей угрозой, крупнейшим вызовом любой национальной экономике, включая национальную экономику России. Однако, как показывает практика, без нормативного правового регулирования формирование таких целей в современной России невозможно, поскольку доминирование замкнутых корпоративных и частных интересов (соответственно, игнорирование национальных и цивилизационных интересов), сокрытых от общества, стало подавляющим. Вопреки научному анализу и достоверным оценкам мирового и российского научного сообщества, практике мирового управления предпринимаются шаги преимущественно в частных или корпоративных интересах и соответствующих им целях, носящих как краткосрочный, так и долгосрочный характер. В этой связи представительная власть в лице Федерального Собрания Российской Федерации, региональных органов представительной власти должна стать фундаментальной основой формирования национально ориентированных стратегий, а социально-гуманитарная наука — естественным инструментом формирования таких целей и стратегий, как это делается во всем развитом мире. И такое положение дел должно быть закреплено в нормативной правовой базе как инструмент и механизм целеполагания. Аналогичное решение должно состояться в отношении других аспектов управленческих решений стратегического свойства.

Естественно и то, что принятие управленческих решений на основе научно-интеллектуального обеспечения и автоматизированной системы мониторинга и оценки экономической безопасности также должно регламентироваться нормами права как в части непосредственного использования и наличия систем доступа к информации, в том числе с соблюдением режимов секретности, так и в смысле встраивания непосредственно в процедуры выработки и принятия решений, недопущения игнорирования системы при выработке решений в сфере обеспечения экономической безопасности. Должны быть разработаны соответствующие регламенты. Методологической основой для такого подхода является широкомасштабный междисциплинарный характер получаемой оценочной информации, которая, безусловно, будет полезна для повышения эффективности управленческих решений и их комплексности в интересах Российской Федерации.

Методологические аспекты организационно-управленческого обеспечения деятельности системы

Внедрение и обеспечение функционирования системы автоматизированной оценки экономической безопасности должно быть организовано иерархически и управляться из единого центра, иметь единое методическое обеспечение. Вертикаль должна быть организована в единую коммуникационную систему.

Верхняя часть иерархии должна включать в себя разработку методологии, методик, исследование вызовов, угроз и рисков федерального уровня, обеспечение методиками и инструментарием всех нижестоящих уровней управления, организацию агрегирования информации, организацию научного и экспертного сообщества в интересах решения задачи обеспечения национальной экономической безопасности, организацию системы коммуникации и систем обратной связи и т.д.

Нижняя часть иерархии должна завершаться созданием автоматизированных рабочих мест (далее — АРМ) для пользователей. АРМ предназначены для практического выполнения соответствующими должностными лицами своих обязанностей по подготовке решений, обработке информации, моделированию, телекоммуникационному взаимодействию, администрированию баз данных, проведению экспертных сессий, в том числе в рамках функционирования ФСУР. Так, АРМ устанавливаются на рабочих местах этих должностных лиц в организациях, институционально и технологически входящих в ФСУР в качестве ее субъектов. Такие АРМ подключаются к системе коммуникации и информационным ресурсам ФСУР в соответствии с порядком ограничения и распределения доступа и защиты информации. По замыслу АРМ в рамках ФСУР должны быть объединены в условиях единого информационного пространства, при использовании применительно к рассматриваемой системе передовых идей, выработанных в больших, сложных информационных системах большой государственной важности[4]. Такое информационное пространство должно предусматривать:

— получение пользователями (уполномоченными должностными лицами субъектов ФСУР) предназначенных для них услуг по работе с информацией, моделированию, подготовке отчетов, взаимодействию с другими субъектами, проведению консультаций и виртуальных совещаний с экспертно-аналитическим и научно-исследовательским сообществом;

— консолидацию вычислительных ресурсов и памяти, в том числе через облачные технологии; возможность работы при низком качестве связи;

— маркировку и упаковку индивидуальных данных, протоколирование персональных действий, анализ структуры и частоты транзакций, а также анализ качества предоставляемой информации в автоматическом и автоматизированном режимах;

— создание мобильных АРМ, предполагающих как использование мобильных устройств, так и оперативное развертывание без перенастройки операционной системы на любом рабочем месте;

— обеспечение сквозной информационной безопасности, сохранение целостности данных и их синхронизацию в масштабе ФСУР, независимо от условий и регламентов их использования; реализацию подхода, ориентированного на выживаемость, при котором гибкое обеспечение работоспособности и информационной безопасности будет встроено в общую информационную среду, ориентировано на обеспечение защиты выполнения задачи, а не отдельного компьютера или системы.

Важным моментом является методология организационной и методической платформы взаимодействия ЛПР и ЛПСР всех уровней с разработчиками моделей, специалистами по эксплуатации моделей, постановщиками задач по сбору информации, аналитиками и экспертами, то есть организация обратной связи (отрицательной и положительной). Необходимость и важность этого обусловливается динамическим характером вызовов, угроз и рисков национальной экономической безопасности, потребностью постоянной корректировки их перечня, потребностью выборочного характера исследования угроз и рисков и т.д.

Интеллектуально-психологическая способность к восприятию оценок и информации ЛПР и ЛПСР

Автоматизированная система оценки состояния экономической безопасности является важным вспомогательным средством принятия управленческих решений. Как и любой другой интеллектуальный инструмент, она требует интеллектуально-психологической адаптации ЛПР и ЛПСР к наличию такого инструмента, верного понимания его возможностей, эффективного включения в регламенты, периодичности обращения или проблемно-ситуативного подхода к обращению к системе, включения в распорядок рабочего времени при его планировании.

Поскольку автоматизированная система оценки состояния экономической безопасности является специализированным средством, ее пользователю необходима специальная подготовка (в формате профессиональной переподготовки). В первую очередь это относится к ЛПР и ЛПСР.

Методология сбора информации для обеспечения функционирования моделей и методик

Сбор и предоставление информации для ввода в автоматизированную систему оценки состояния экономической безопасности из статистических источников, социологических исследований и экспертных оценок требует предварительной подготовки. Данная подготовка начинается не с момента получения информации, а с момента составления информационного запроса. Информационный запрос должен организовываться на основе специализированных информационных паспортов, информационных заданий, информационных форм (шаблонов)[5].

Методология предоставления (в том числе визуализации) информации

Информационно-интеллектуальная модель для отображения получаемых оценок экономической безопасности в форме, необходимой и удобной для ЛПР и ЛПСР и процедур выработки и принятия управленческих решений, должна включать в себя несколько аспектов, таких как удобные показатели, предполагающие агрегацию, удобная визуализация и интерфейс.

Естественно, кроме обсужденного расширения методологической платформы необходима доработка методологии мониторинга и оценки состояния экономической безопасности, в том числе за счет описания подходов использования скалярной оценки. Для этого необходимо определить место скалярной оценки в методологии анализа состояния экономической безопасности. В частности, необходимо понять, что нецелесообразно увлекаться скалярными оценками такого сложного феномена, как национальная экономическая безопасность. Они могут иметь политический смысл, давать представление об общей тенденции, однако часто не указывают на конкретные проблемы, в определенном смысле маскируют неявные, не набравшие силу негативные процессы, факторы неустойчивости, которые могут проявиться в определенных условиях. Например, экономические санкции в отношении России, принятые в 2014-м и в последующие годы, обнажили многие системные проблемы организации и функционирования российской экономики, использовали уязвимости в системе обеспечения национальной экономической безопасности, которым не придавали значения государство и не искушенная в экономике часть общества. В то же время скалярная оценка является главным критерием оптимизационной задачи при распределении ресурсов между направлениями и мероприятиями обеспечения безопасности, разумеется, с учетом сатисфакционных критериев[6].

Литература

1. Киселев В.Д. Информационные технологии в оборонно-промышленных комплексах России и стран НАТО / В.Д. Киселев, О.Н. Рязанцев, Ф.А. Данилкин, А.М. Губинский. М.: Знание, 2017. 256 с.

2. Селиванов А.И. Перспективы применения интеллектуальных систем при анализе угроз и управлении рисками экономической безопасности Российской Федерации / А.И. Селиванов // Микроэкономика. 2018. N 3. С. 91 — 95.

3. Сильвестров С.Н. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника / Кол. авторов; под ред. С.Н. Сильвестрова. М.: РУСАЙНС, 2017. 350 с.

4. Трошин Д.В. Экономическая безопасность России: количественный макроанализ: Монография / Д.В. Трошин. М.: Научные технологии, 2018. 195 с.

5. Цыбатов В.А. Стратегирование регионального развития: методы, модели, информационные технологии / В.А. Цыбатов // Региональная экономика: теория и практика. 2015. Т. 13. Вып. 27. С. 36 — 52.

 


[1] Селиванов А.И. Перспективы применения интеллектуальных систем при анализе угроз и управлении рисками экономической безопасности Российской Федерации // Микроэкономика. 2018. N 3. С. 91 — 95.

[2] Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника / Кол. авт.; под ред. С.Н. Сильвестрова. М.: РУСАЙНС, 2017. 350 с.

[3] "Деятельностью системы стратегического управления управляют лица, принимающие стратегические решения. Это физические лица, усилиями и в интересах которых осуществляется прогнозирование и стратегирование. Роль этих лиц оказывается решающей, ибо именно их цели, интересы и предпочтения формируют процесс стратегирования". См.: Цыбатов В.А. Стратегирование регионального развития: методы, модели, информационные технологии // Региональная экономика: теория и практика. 2015. Т. 13. Вып. 27. С. 36 — 52. С. 38.

[4] Киселев В.Д., Рязанцев О.Н., Данилкин Ф.А., Губинский А.М. Информационные технологии в оборонно-промышленных комплексах России и стран НАТО. М.: Знание, 2017. 256 с.

[5] Методика сбора первичной информации разработана исследовательским коллективом Финансового университета специально.

[6] Трошин Д.В. Экономическая безопасность России: количественный макроанализ: Монография. М.: Научные технологии, 2018. 195 с.


Рекомендуется Вам: