ЮрФак: изучение права онлайн

Некоторые особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в контексте цифровой экономики

Авторы: Рубцова Н.В., Чумакова Л.П.

Роль предпринимательской деятельности в эффективном развитии экономики России очень велика. Как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 г. N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности"[1], эффективное решение задач государственной экономической политики предполагает создание и поддержание в Российской Федерации благоприятного делового, предпринимательского и инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса посредством стимулирования законной предпринимательской деятельности, осуществляемой ее субъектами самостоятельно, на свой риск и основанной на принципах юридического равенства и добросовестности сторон, свободы договора и конкуренции.

Необходимость кардинальной модернизации российской экономики на инновационной основе сегодня не вызывает никаких сомнений. Как отмечает В.Д. Зорькин, одним из главных признаков нынешней "эпохи перемен" является ширящийся под давлением глобализации мировой процесс политико-правовой модернизации. При этом одним из условий модернизации считается демократизация, которая включает максимальное ослабление государственно-правовой регуляции всех сфер жизни общества[2].

В рамках этой концепции в сфере предпринимательской деятельности должны использоваться в большей степени те институты, которые предполагают минимальное государственное вмешательство. Однако полностью исключить государственное регулирование в сфере предпринимательской деятельности невозможно, поскольку цель такого регулирования заключается в охране публичных интересов, которые предприниматель самостоятельно не всегда может и готов обеспечить, учитывая основную цель предпринимательской деятельности — получение прибыли. По словам В.Д. Зорькина, демократизация и ослабление жесткости регулятивных функций государственно-правовых институтов возникают и упрочиваются только в ходе и в результате успешной модернизации, но не в качестве ее предпосылки[3]. Действительно, само по себе снижение пределов вмешательства государства в деятельность субъектов предпринимательской деятельности должно пройти эволюционным путем[4].

Термин "модернизация" полисемичен. Как верно отмечает В.С. Белых, модернизация — сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, политическом, экономическом, юридическом и др.[5]

В самом общем виде модернизация есть полное обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами. Модернизация экономики означает ее совершенствование, развитие, преодоление экономического отставания. Однако модернизация касается не только технических объектов, поскольку означает прежде всего качественное изменение, развитие определенных сфер общественной жизни и общества в целом. Конечной целью модернизации экономики должно стать не просто развитие до уровня экономически развитых стран, а повышение уровня удовлетворения потребностей общества в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса, а также с целями и задачами, стоящими перед государством на данном этапе развития. Особое место роль в модернизации занимает предпринимательская деятельность, поскольку именно осуществление такой деятельности способствует качественному достижению целей и задач модернизации в целом[6].

Цели модернизации экономики могут быть достигнуты при помощи различных правовых средств. Прежде всего, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу, поскольку упорядочение предпринимательских отношений возможно только в случае четкого нормативного регулирования. Наличие пробелов и нестыковок в законодательстве, безусловно, затрудняет осуществление такой модернизации. Особенно важна поддержка отдельных субъектов предпринимательской деятельности, в частности, в случае принятия государственных программ.

Государственно-частное партнерство может явиться важным направлением развития при переходе от сырьевой экономики к экономике инновационного типа. В данном случае нормальное функционирование национальной экономики должно основываться на конструктивном взаимодействии институтов государства и бизнеса в различных направлениях инновационной деятельности. При этом государство должно осуществлять функции не только партнера, но и организатора, координатора и заказчика инновационных взаимодействий[7].

Важнейшим элементом модернизации является прогнозирование при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку оно позволяет сформировать современную концепцию права в рамках комплексного подхода, включающего в том числе и экономический анализ права[8]. Но для этого необходимо разрабатывать новые средства стимулирования предпринимательской деятельности, что особенно важно для развития социального предпринимательства. В конечном итоге цель модернизации — не только ликвидировать или сократить отставание от более успешных стран по экономическому уровню развития (в рамках существующей глобализации это важный фактор), но и повысить эффективность производства, улучшить благосостояние населения, т.е. в целом основная задача — достижение как частных, так и публичных интересов.

Как правило, осуществление модернизации связывают с ослаблением государственного влияния на экономику. Безусловно, государственное вмешательство в предпринимательскую деятельность путем правового регулирования определенных экономических отношений с целью установления единых "правил игры" для всех является необходимым. Особенно это важно в области антимонопольного, технического регулирования. Кроме того, государство может использовать специальные средства воздействия на субъектов предпринимательства для активного вмешательства в производственные процессы с целью решения, к примеру, политических задач. Такое вмешательство должно быть крайне ограниченно[9]. Как отмечает В.А. Вайпан, рыночная экономика и экономическая свобода лучше других социальных инструментов на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации способны координировать и балансировать деятельность людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, а также обеспечивать технический прогресс цивилизации[10].

А.Е. Молотников одной из мировых тенденций, влияющих на сферу правового регулирования предпринимательской деятельности, называет повышение контроля за деятельностью компаний[11]. Однако это может быть не только государственное вмешательство. Такое воздействие также могут оказать акционеры, потребители, инвесторы (в рамках развития краудэкономики).

Особый взгляд на ослабление государственного воздействия на предпринимательскую деятельность связан с развитием краудэкономики (от англ. croud — толпа) — экономики толпы. Как отмечает М.С. Марамыгин, данная экономическая модель основывается на системе децентрализованного распределения труда, материальных благ, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Более того, существенно снижается роль государства как основного регулятора экономики, организатора и модератора многих перераспределительных процессов. При этом существенно возрастает значимость индивидуума (либо физического лица, либо незначительного объединения граждан), самостоятельно определяющего объем собственных потребностей как в производственных вопросах, так и в аспекте интенсивности трудовой деятельности[12].

Модель краудэкономики можно считать одним из направлений модернизации. В то же время многие проекты в рамках краудэкономики носят явную социальную направленность, тем самым реализуя идеи социального предпринимательства.

Краудфандинг (народное финансирование, дословно с англ. crowdfunding — финансирование толпы) — коллективное сотрудничество людей, которые объединяют свои денежные ресурсы на реализацию определенных проектов, в том числе и субъектов предпринимательской деятельности. Для сбора ресурсов и продвижения определенных проектов создаются особые интернет-площадки[13]. В мире ряд известных проектов были реализованы через краудфандинг, в частности, Skype изначально рассматривался как некоммерческий проект[14]. Одним из направлений краудфандинга является краудинвестинг, который предполагает коллективное софинансирование проектов в сфере предпринимательской деятельности значительного количества мелких частных инвесторов. В отличие от ряда благотворительных проектов в рамках краудфандинга инвестирование предполагает обязательное получение всеми инвесторами финансовой выгоды от осуществляемого проекта[15]. По сути, краудинвестинг является альтернативной формой финансирования проектов субъектов предпринимательской деятельности на этапе их становления (стартап).

В то же время краудфандинг направлен на решение социально-экономических задач без использования бюджетных средств.

По мнению М.С. Марамыгина, краудэкономика — это проявление революционной смены парадигмы общественного развития[16]. Вместе с тем модель краудэкономики не может в полной мере стать альтернативой традиционной экономике с ее существенным государственным влиянием, в том числе и на предпринимательскую деятельность. Во-первых, полностью исключить государственное влияние на экономическое развитие в современном мире невозможно, его возможно лишь снизить, в том числе и с использованием альтернативных способов. Кроме того, в рамках краудэкономики общественные отношения в сфере развития предпринимательской деятельности также должны быть урегулированы нормами права. Какие это должны быть нормы? Достаточно ли имеющихся инструментов правового регулирования для регулирования вновь складывающихся общественных отношений?

Как правило, появление новой парадигмы требует ее правового регулирования, а значит, закрепления в правовом поле. Представляется, что в условиях краудфандинга имеющиеся правовые средства вполне способны обеспечивать правовое регулирование данного явления. В случае безвозмездного характера краудфандинг может регулироваться по модели договора дарения. Если же финансирование проекта основано на встречном предоставлении, то оно может строиться на основе возмездных договоров, например простого товарищества, купли-продажи с условием предварительной оплаты товара[17].

Современное общество с учетом огромного распространения информационных технологий называют также информационным обществом[18]. Новый этап развития информационного общества связан с развитием цифровой экономики, которую можно считать одним из направлений модернизации современной экономики. Правовой основой ее создания стала Программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р[19]. Целями данной программы являются в том числе создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и на высокотехнологичных рынках; а также повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом. Развитие цифровой экономики невозможно без создания нормативного регулирования, которое заключается согласно Программе "Цифровая экономика Российской Федерации" в снятии ключевых правовых ограничений и создании отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики, а также в формировании комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики.

Процессы информатизации, безусловно, способствуют ускорению модернизации и влияют на ее качественное содержание. Как отмечает Э.В. Талапина, начавшись с обеспечительной роли, информационно-коммуникативные технологии привели к созданию новых механизмов прямой и обратной связи, вживающихся в государственное управление и меняющих его изнутри[20].

В контексте краудэкономики предпринимательская деятельность получает свое дальнейшее развитие, при этом регулирование предпринимательской деятельности может осуществляться с помощью имеющихся правовых средств, прежде всего гражданско-правовых договоров. В то же время развитие новой экономики не исключает и государственное воздействие на предпринимательскую деятельность. Модернизация экономики России невозможна без эффективного регулирования предпринимательской деятельности с учетом новой парадигмы развития.

Библиографический список

1. Архипов Е. Понятие и правовая природа краудфандинга // Актуальные проблемы предпринимательского права / Под ред. А.Е. Молотникова. М.: Стартап, 2015. Вып. 4.

2. Белых В.С. Модернизация российской экономики и предпринимательского законодательства: вопросы теории и практики: Монография. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011.

3. Вайпан В.А. Теория справедливости: право и экономика: Монография. М.: Юстицинформ, 2017.

4. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в инновационном развитии экономики России: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2012.

5. Зорькин В.Д. Право силы и сила права / Лекция на V Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге в 2015 г. // Теория государства и права. 2016. N 1.

6. Марамыгин М.С. Финансовые инструменты новой индустриализации в реалиях краудэкономики // http://www.usue.ru/nevidimaya/finansovye-instrumenty-novoj-industrializacii-v-realiyah-kraudekonomiki/ (дата обращения: 15.04.2018).

7. Молотников А.Е. Четвертая промышленная революция и современное осмысление корпоративной формы ведения бизнеса // Предпринимательское право. 2017. N 2.

8. Рубцова Н.В. Роль государственно-частного партнерства в модернизации экономики // Евразийский юридический журнал. 2017. N 12 (115).

9. Санин М.К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ // Научный журнал ИТМО. Серия "Экономика и экологический менеджмент". 2015. N 4.

10. Талапина Э.В. Модернизация государственного управления в информационном обществе: информационно-правовое исследование: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2015.

11. Тихомиров Ю.А. Оптимизация правовых регуляторов в социальной сфере // Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: Монография / Отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2015.

12. http://www.usue.ru/nevidimaya/finansovye-instrumenty-novoj-industrializacii-v-realiyah-kraudekonomiki/ (дата обращения: 15.04.2018).

 


[1] Российская газета. 2016. 24 нояб.

[2] См.: Зорькин В.Д. Право силы и сила права / Лекция на V Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге в 2015 г. // Теория государства и права. 2016. N 1. С. 14.

[3] См.: Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 15.

[4] См.: Рубцова Н.В. Роль государственно-частного партнерства в модернизации экономики // Евразийский юридический журнал. 2017. N 12 (115). С. 161.

[5] См.: Белых В.С. Модернизация российской экономики предпринимательского законодательства: вопросы теории и практики: Монография. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. С. 8 — 9.

[6] См.: Рубцова Н.В. Роль государственно-частного партнерства в модернизации экономики // Евразийский юридический журнал. 2017. N 12 (115). С. 160 — 163.

[7] См.: Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в инновационном развитии экономики России: Автореф. дис. … д-ра экон. наук. М., 2012. С. 55.

[8] См.: Тихомиров Ю.А. Оптимизация правовых регуляторов в социальной сфере // Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: Монография / Отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2015. С. 48.

[9] См.: Рубцова Н.В. Роль государственно-частного партнерства в модернизации экономики // Евразийский юридический журнал. 2017. N 12 (115). С. 162.

[10] См.: Вайпан В.А. Теория справедливости: Право и экономика: Монография. М.: Юстицинформ, 2017. С. 138 — 139

[11] См.: Молотников А.Е. Четвертая промышленная революция и современное осмысление корпоративной формы ведения бизнеса // Предпринимательское право. 2017. N 2. С. 11.

[12] См.: Марамыгин М.С. Финансовые инструменты новой индустриализации в реалиях краудэкономики // http://www.usue.ru/nevidimaya/finansovye-instrumenty-novoj-industrializacii-v-realiyah-kraudekonomiki/ (дата обращения: 15.04.2018).

[13] См., например: http://svoedelo-kak.ru/finansy/kraudfanding.html#i-7.

[14] См.: http://law03.ru/finance/article/kraudinvesting-i-kraudfanding.

[15] См.: Марамыгин М.С. Указ. соч.; Санин М.К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ // Научный журнал ИТМО. Серия "Экономика и экологический менеджмент". 2015. N 4. С. 59.

[16] См.: Марамыгин М.С. Указ. соч

[17] См.: Архипов Е. Понятие и правовая природа краудфандинга // Актуальные проблемы предпринимательского права / Под ред. А.Е. Молотникова. М.: Стартап, 2015. Вып. 4. С. 20.

[18] См., например: Талапина Э.В. Модернизация государственного управления в информационном обществе: Информационно-правовое исследование: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2015. С. 4.

[19] СЗ РФ. 2017. N 32. Ст. 5138.

[20] См.: Талапина Э.В. Указ. соч. С. 48.


Рекомендуется Вам: