ЮрФак: изучение права онлайн

Наследование аккаунта в социальных сетях и вопросы цифрового наследования: правовое исследование

Автор: Панарина М.М.

В Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется право наследования (ст. 35 Конституции РФ). Дискуссионным и требующим решения является вопрос о возможности перехода по наследству аккаунта в социальной сети или почте.

Социальные сети давно стали частью нашей жизни. Многие компании используют виртуальные площадки для продвижения товаров и услуг. Социальные сети в силу своих особенностей "формируют аудиторию", это "сетевые места скопления адресатов рекламы, продуктов и услуг"[1]. На страницах Интернета можно найти уже отдельные юридические фирмы, оказывающие услуги по защите прав правообладателя товарного знака, фирменного наименования на аккаунт в социальных сетях[2]. При этом ежедневно в социальных сетях появляются тысячи новых пользователей, которые создают аккаунты, размещая терабайты данных о себе и своих близких. Но что случается с виртуальными площадками после смерти пользователей?

В "политике конфиденциальности" многих электронных площадок ничего не сказано о возможности передачи данных кому-то в случае смерти пользователя. Так, об этом не говорит "Яндекс". Почтовый ящик "Яндекс. Почта" просто удаляется, если никто не пользовался им более 24 месяцев[3]. Аккаунт Mall.ru может автоматически исчезнуть, если им не пользовались шесть месяцев[4]. Инструкции восстановления доступа наследнику нами не были найдены.

Согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к объектам гражданских прав относится, помимо всего вышеперечисленного, "иное имущество". Вопрос встает о том, чьим имуществом оно является и что представляет собой "аккаунт в социальных сетях"? В XIX веке была мода писать в альбомы дам стихи. Дамы и барышни, молодые люди и литераторы — у всех были альбомы. Светское воспитание требовало от молодого человека умения написать в альбом мадригал, нарисовать цветок или пейзаж. Сложно было представить, чтобы кто-нибудь после смерти А.С. Пушкина затребовал бы эти альбомы[5].

Что представляет собой "аккаунт" в социальных сетях? Рассмотрим существующие позиции.

1. База данных. Согласно ст. 1260 ГК РФ под базой данных подразумевается совокупность материалов, представленных в объективной форме, которая систематизирована в таком виде, что может быть найдена и обработана ЭВМ. Подтверждение данной позиции мы находим в судебной практике. В споре, рассматриваемом Судом по интеллектуальным правам между ООО "ВКонтакте" (обладателем базы данных пользователей социальной сети), ООО "Дабл" (разработчик скоринговых программ), АО "НБКИ" (пользователь программ), ООО "ВКонтакте" предъявило иск о защите исключительного смежного права на базу данных[6]. Однако для признания личного "аккаунта" пользователя в сетях базой данных данная база данных должна отвечать критерию "значительных финансовых затрат" на нее (п. 1 ст. 1334 ГК РФ).

2. Запись на сервере собственника социальной сети[7]. В таком случае ответственность за данную запись несет администратор домена. Здесь речь, скорее, идет о технической стороне вопроса, и непонятным остается момент, что делать с правами и обязанностями наследника аккаунта. Ответ на этот вопрос не дают Правила администрирования доменных имен.

3. Права и обязанности из соглашения с организатором социальной сети. В таком случае речь идет о замещении стороны по договору, которое регулируется гл. 24 ГК РФ. Но тогда возникает вопрос: вправе ли наследник оставлять сообщения от имени наследодателя или удалять контент, который разместил наследодатель?

4. В связи с этим следует говорить о смешанной природе указанного понятия. В наследство, в соответствии со ст. 1112 ГК РФ, включаются только вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Таким образом, в соответствии с российским законодательством, для того чтобы определить возможность передачи по наследству аккаунта в социальной сети, прежде всего он должен иметь материальную ценность.

Примеры законодательного регулирования указанной сферы можно найти в законодательстве некоторых штатов Америки. Штат Дэлавер в августе 2014 г. первым законодательно предусмотрел возможность оформлять право собственности на интернет-аккаунты, принадлежавшие умершему гражданину[8]. При этом губернатор приравнял виртуальные аккаунты умершего к его обычным документам и собственности. Закон основан на проекте Uniform Law Commision[9], направленном на унификацию законов во всех американских штатах. Так что вместе со шкатулками с бабушкиными фотографиями будущие наследники смогут получить альбомы в "ВКонтакте", включая закрытые альбомы и переписку. Но что делать, если бабушка не хотела бы, чтобы эту переписку увидели внуки?

Здесь, конечно, можно говорить о соглашении между пользователем социальной сетью и самой социальной сетью. Подробнее об этом можно узнать, если прочитать о политике пользовательских соглашений серверов. Предположим, что в "политике" такой доступ разрешен, тогда возникает вопрос: в каком порядке он должен быть осуществлен и что именно наследуется? Требование к сетевому оператору о доступе к учетной записи, включающей имеющееся в нем содержание связи? Как в таком случае быть с той самой перепиской, которую бабушка не хотела показывать внукам, а пожелала оставить конфиденциальной? Мы видим существенный по объему круг вопросов, которые нуждаются в дальнейшем научном изучении и осмыслении.

Верховный суд ФРГ решил, что аккаунт в Facebook наследуется[10]. При этом суд решил, что дифференциация доступа к учетной записи, в соответствии с активами и личным содержанием, исключается. Согласно законодательной оценке, правовые позиции с личным содержанием также передаются наследникам. Таким образом, аналогичные документы, такие как дневники и личные письма, наследуются, как это следует из ст. ст. 2047 и 2373 БГБ. При этом с наследственной точки зрения нет причин рассматривать цифровой контент по-другому. В любом случае наследник не является "посторонним лицом", а имеет тесную связь (личную): отец умершей дочери, как в деле, рассматриваемом Верховным судом ФРГ, — по отношению к указанному аккаунту.

Думается, что сейчас пришло время для создания дополнительных правовых инструментов, таких как end-user-license agreement, регулирующих наследственный вопрос. Здесь уже сам наследодатель соглашается с тем, какую конкретно информацию он хочет скрыть, какие действия с его персональной страницей в социальных сетях может совершать наследник.

Это актуально как для пользователей, так и для провайдеров онлайн-услуг. Соответственно, в наследственном разделе пользователь в обязательном порядке должен выбрать один или несколько из предоставленных ему вариантов.

Литература

1. Войниканис Е.А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости / Е.А. Войниканис. М.: Юриспруденция, 2013. 547 с.

2. Михайлова Н.И. Альбом есть памятник души / Н.И. Михайлова // Наше наследие. 2007. N 83 — 84.

 


[1] Войниканис Е.А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. М.: Юриспруденция, 2013.

Также рекомендуется Вам:

[2] URL: http://www.internet-law.ru/business/account.htm.

[3] URL: https://yandex.ru/support/passport/.

[4] URL: https://help.mail.ru/mail-help/UA.

[5] Михайлова Н.И. Альбом есть памятник души // Наше наследие. 2002. N 4.

[6] URL: http://kad.arbitr.ru/Card/1f33e071-4a16-4bf9-ab17-4df80f6c1556.

[7] Возьмем для примера сайт "ВКонтакте": "…в случае верного последовательного выполнения всех регистрационных действий на Сайте создается персональная страница Пользователя, имеющая сетевой адрес вида http://vk.com/id [номер]. Пользователь вправе присвоить персональной странице короткое (поддоменное) имя, заменяющее порядковый номер id при адресации в сети Интернет. В качестве поддоменного имени не могут быть выбраны слова и наименования, использование которых запрещено в соответствии с настоящими Правилами, действующим законодательством Российской Федерации и международными правовыми актами, в том числе, но не ограничиваясь, нецензурная лексика, наименования, зарегистрированные как товарные знаки (вне зависимости от класса МКТУ), фирменные наименования и коммерческие обозначения, если пользователю не принадлежат исключительные права на них. В случае обнаружения нарушения данных условий Администрация вправе запретить Пользователю использование присвоенного им поддоменного имени, в том числе, если применимо, передать право его использования надлежащему лицу (представителю правообладателя). Пользователь вправе зарегистрировать не более одной персональной страницы на Сайте". См.: URL: https://vk.com/terms.

[8] URL: http://www.legis.delaware.gov/LIS/lis147.nsf/vwLegislation/HB+345/$file/legis.html?open.

[9] URL: http://www.uniformlaws.org/NewsDetail.aspx?title=Uniform%20Fiduciary%20Access%20to%20 Digital%20Assets%20Act%20Approved.

[10] URL: http://juris.bundesgerichtshof.de/cgibin/recht-sprechung/document.py?Gericht=bgh&Art=pm&Datum=2018&Sort=3&nr=85390&pos=2&anz=117.

Рекомендуется Вам: