ЮрФак: изучение права онлайн

Обеспечение потерпевшему права на бесплатную юридическую помощь в уголовном судопроизводстве

Автор: Овчинников Ю.Г.

Современный уголовно-процессуальный закон, как, впрочем, и УПК РФ прошлых лет, в большей степени ориентируется на приоритетное обеспечение интересов подозреваемых и обвиняемых в ущерб интересам потерпевших, о чем неоднократно отмечалось в юридической литературе за последние десятилетия.

Уполномоченный по правам человека в России в ежегодных докладах неоднократно отмечал, что на протяжении многих лет основное внимание государства и общества было сосредоточено на защите прав обвиняемых. Последние не возмещают своим жертвам причиненный им вред. Государство его тоже, как правило, не компенсирует. По многим процессуальным позициям потерпевший поставлен в неравное положение с подозреваемым и обвиняемым, что указывает на неполную реализацию принципа равенства сторон в уголовном судопроизводстве[1].

Неясно, почему принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16) закреплен в законе, а принцип защиты прав потерпевших от преступлений в главе "Принципы уголовного судопроизводства" отсутствует. Поэтому автор присоединяется к позиции тех процессуалистов (Ф.Н. Багаутдинов, В.М. Быков, И.А. Бирюкова, А.П. Кругликов), которые считают, что аналогичный принцип в отношении потерпевших должен быть закреплен в УПК РФ[2].

Согласно ч. 1 ст. 45 УПК РФ представителями потерпевшего могут быть адвокаты, но вопрос о компенсации расходов потерпевшего на представителя в уголовно-процессуальном законодательстве, на наш взгляд, решен не в полной мере, несмотря на то что существенные сдвиги в данном направлении за последние годы частично реализованы.

Итак, УПК РФ предусматривает возмещение потерпевшему расходов представителя согласно требованиям ст. 131 УПК РФ (ч. 3 ст. 42). В этой норме закреплено, что к процессуальным издержкам относится сумма, выплачиваемая потерпевшему на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего (п. 1.1 ч. 2 ст. 131). Следует отметить, что данный пункт был введен относительно недавно Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве"[3] в целях реализации уголовно-процессуальных гарантий потерпевшего.

Кроме того, тем же Законом было закреплено новое положение, обязывающее дознавателя, следователя обеспечить участие адвоката в качестве представителя потерпевшего, не достигшего 16-летнего возраста, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности, но только по ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего. При этом расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета (ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ). Следовательно, если такое ходатайство не поступит, то представитель-адвокат по таким делам участвовать не будет. В данном случае закон не наделяет правом следователя, по аналогии с ч. 2 ст. 52 УПК РФ, самостоятельно приглашать адвоката по делам данной категории, если законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего по каким-либо причинам отказывается заявлять такое ходатайство.

Несмотря на положительные шаги законодателя в рассматриваемом срезе, следует подчеркнуть, что обязательное назначение адвоката потерпевшему на сегодняшний день в УПК РФ не предусматривается, за исключением потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы (ч. 2 ст. 45 УПК РФ). Но такие случаи, по мнению отдельных авторов, на практике встречаются довольно редко[4]. Согласно анализу изученных нами уголовных дел и интервьюирования сотрудников органов предварительного расследования в системе ОВД Приморского и Хабаровского краев, интересы названных лиц представляют в 100% случаев законные представители (чаще — родители и представители учреждений, на попечении которых находится несовершеннолетний, реже — опекуны и попечители).

В ст. 26 "Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно" Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее — Закон N 63-ФЗ) закреплено, что адвокаты оказывают такую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации". Компенсация труда адвокатов в данном случае является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (далее — Закон N 324-ФЗ)[5].

Анализ п. 8 ст. 25 Закона N 63-ФЗ дает основания полагать, что право на получение бесплатной защиты (поскольку она оплачивается за счет средств федерального бюджета) имеют только подозреваемый и обвиняемый, но не потерпевший.

Кроме того, размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов предварительного расследования, и порядок выплаты вознаграждения устанавливаются ежегодно советом адвокатской палаты (п. 10 ст. 25 Закона N 63-ФЗ). В связи с этим нам импонирует позиция А.Д. Бойкова, считающего, что адвокатские палаты могли бы распорядиться своими средствами и в интересах обеспечения юридической помощью потерпевших хотя бы в наиболее сложных случаях[6].

Определенное внимание к положению потерпевшего проявил Конституционный Суд РФ в решении от 5 февраля 2004 г. N 25-О "По жалобе гражданки Ивкиной В.О. на нарушение ее конституционных прав ч. 1 ст. 45 и ст. 405 УПК РФ (п. 2)" (далее — решение N 25-О), в котором признал необоснованным предоставление права судебного представительства интересов потерпевшего и гражданского истца в федеральном суде только адвокатам (ч. 1 ст. 45 УПК РФ). "Ими могут быть и иные лица, в том числе близкие родственники, о допуске которых ходатайствует потерпевший или гражданский истец"[7].

Бывший Уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин неоднократно констатировал, что отдельные нормы уголовно-процессуального закона нарушают права потерпевших на получение квалифицированной юридической помощи, а также принцип состязательности процесса и равенства прав участников. В связи с этим омбудсмен предлагал внести дополнения в УПК РФ в целях эффективной реализации прав потерпевшего, дополнив его нормой о возможности бесплатной юридической помощи потерпевшего[8]. Поддерживая решение N 25-О, он справедливо высказывался, что оно "будет способствовать беспрепятственному участию в уголовном процессе в качестве представителей потерпевшего и профессиональных юристов из неправительственных правозащитных организаций"[9].

Решение N 25-О послужило толчком законодателю (к сожалению, спустя девять лет: Федеральный закон от 28.12.2013 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве") изменить ч. 1 ст. 45 УПК РФ, тем самым допустить одного из близких родственников потерпевшего или иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший. Напомним, что до изменений указанные лица могли представлять интересы только по делам частного обвинения, т.е. исключительно по решению мирового судьи.

О.А. Малышева также предлагает усилить правовой статус потерпевшего путем обеспечения ему права на бесплатную юридическую помощь хотя бы по тяжким и особо тяжким преступлениям[10].

Бесплатная юридическая помощь пострадавшим от преступлений в настоящее время не потеряла своей актуальности. Таковая могла бы быть возложена на систему государственных юридических бюро, которые в порядке эксперимента действовали в десяти субъектах Российской Федерации[11] с 1 января 2006 г. по 15 января 2012 г. по гражданским делам для малоимущих граждан, инвалидов I и II групп, ветеранов Великой Отечественной войны и неработающих пенсионеров, получающих пенсию по старости[12]. По мнению Министра юстиции РФ в 2010 г. А.В. Коновалова, данный эксперимент оправдал свое существование[13]. На основе данного эксперимента был принят Закон N 324-ФЗ, но в п. 2 ст. 3 закреплено, что отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством. Следовательно, такая помощь определенной категории граждан, указанных в ст. 20 Закона N 324-ФЗ, была оказана по делам исключительно гражданской направленности.

Следует кратко отметить, что государственная и негосударственная система бесплатной юридической помощи за 2012 — 2015 гг. в целом показала эффективную реализацию своей деятельности. Если в 2012 г. в стране было 25 субъектов, где установлены дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, то в 2013 г. таковых выросло до 47, в 2014 г. — до 52, 2015 г. — до 68, что составляет 80% от общего количества субъектов Российской Федерации.

По итогам 2015 г. из 85 субъектов в 60 бесплатную юридическую помощь оказывали только адвокаты, в 8 — только государственные юридические бюро. В 17 субъектах Российской Федерации в оказании помощи задействованы и государственные юридические бюро (многофункциональные центры), и адвокаты.

Количество адвокатов, участвующих в государственной системе, постоянно увеличивается: в 2012 г. — 7 631, 2013 г. — 12 358, 2014 г. — 13 370. Количество граждан, обратившихся за получением бесплатной юридической помощи как к адвокатам, так и в государственные юридические бюро, из года в год растет. Штатная численность работников государственных юридических бюро различна и зависит от территориальных и социально-экономических особенностей регионов.

В 2012 г. к адвокатам обратились 26 923 гражданина, 2013 г. — 46 253, 2014 г. — 71 415. В государственные юридические бюро в 2012 г. обратились 24 373 гражданина, 2013 г. — 56 959, 2014 г. — 121 889. При этом государственные юридические бюро действуют только в 24 регионах России (28,4%), а адвокаты задействованы в 75 (88,24%). Показатели в 2014 г. по обращениям граждан в государственные юридические бюро почти в 2 раза выше, чем к адвокатам[14].

В связи с этим следует признать, что законодательно проблема бесплатного профессионального защитника в прямом смысле этого слова в отношении потерпевшего в уголовно-процессуальном законодательстве на сегодняшний день остается нерешенной в полной мере, несмотря на то что Основной Закон РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ).

В настоящее время можно констатировать, что законодатель лишь частично предусмотрел механизм обеспечения права потерпевшему на оказание бесплатной юридической помощи в ходе производства по уголовному делу в виде: 1) участия адвоката в качестве представителя потерпевшего, не достигшего 16-летнего возраста, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности, по ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего; 2) возмещения процессуальных издержек потерпевшему на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего.

Литература

1. Багаутдинов Ф.Н. Обеспечение публичных и личных интересов при расследовании преступлений / Ф.Н. Багаутдинов. М.: Юрлитинформ, 2004. 544 с.

2. Бойков А.Д. Защита прав потерпевшего / А.Д. Бойков // Уголовный процесс. 2006. N 8. С. 58 — 64.

3. Быков В.М. Принципы уголовного процесса по Конституции РФ 1993 года / В.М. Быков // Российская юстиция. 1994. N 8. С. 8 — 9.

4. Загорский Г.И. Юридическая безопасность человека в России. Угрозы и вызовы в сфере юриспруденции (по матер. науч.-практ. конф.) / Г.И. Загорский // Государство и право. 2002. N 1.

5. Кругликов А.П. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего как принцип уголовного судопроизводства / А.П. Кругликов, И.А. Бирюкова // Уголовный процесс. 2008. N 4. С. 63 — 64.

6. Куликов В. Адвокат для бедных / В. Куликов // Российская газета. 2010. 7 апреля.

7. Куликов В. Защита от бедности / В. Куликов // Российская газета. 2009. 28 декабря.

8. Лукин В.П. Потерпевший теперь прав / В.П. Лукин // Российская газета. 2004. 13 апреля.

9. Малышева О.А. О некоторых концептуальных положениях современной уголовно-процессуальной политики (досудебное производство) / О.А. Малышева // Российский следователь. 2008. N 6. С. 18 — 20.

10. Овчинников Ю.Г. Система принципов уголовного судопроизводства / Ю.Г. Овчинников // Современное уголовно-процессуальное право России — уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Орел, 1920.10.2017). Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017.

 


[1] См.: Доклады Уполномоченного по правам человека в РФ за 2003, 2005, 2007, 2014, 2016 гг. // Российская газета. 2004. 28 июля; 2005. 31 марта; 2006. 15 июня; 2008. 14 марта; 2015. 7 мая; 2017. 17 мая.

 

[2] См.: Быков В.М. Принципы уголовного процесса по Конституции РФ 1993 года // Российская юстиция. 1994. N 8. С. 9; Багаутдинов Ф.Н. Обеспечение публичных и личных интересов при расследовании преступлений. М.: Юрлитинформ, 2004. С. 317 — 318; Кругликов А.П., Бирюкова И.А. Обеспечение прав и законных интересов потерпевшего как принцип уголовного судопроизводства // Уголовный процесс. 2008. N 4. С. 63 — 64; Овчинников Ю.Г. Система принципов уголовного судопроизводства // Современное уголовно-процессуальное право России — уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Орел, 19 — 20.10.2017). Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 334 — 339.

 

[3] Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве" // Российская газета. 2013. 30 декабря.

 

[4] См.: Загорский Г.И. Юридическая безопасность человека в России. Угрозы и вызовы в сфере юриспруденции (по матер. науч.-практ. конф.) // Государство и право. 2002. N 1. С. 21; Бойков А.Д. Защита прав потерпевшего // Уголовный процесс. 2006. N 8. С. 59.

 

[5] См.: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 23 ноября.

 

[6] См.: Бойков А.Д. Указ. соч. С. 64.

 

[7] Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2004 г. N 25-О "По жалобе гражданки Ивкиной В.О. на нарушение ее конституционных прав ч. 1 ст. 45 и ст. 405 УПК РФ (п. 2)" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 6.

 

[8] См.: Доклады Уполномоченного по правам человека в РФ за 2003, 2007 гг. // Российская газета. 2004. 28 июля; 2008. 14 марта; Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ "Проблемы защиты прав потерпевших от преступлений" // Российская газета. 2008. 4 июня.

 

[9] Лукин В.П. Потерпевший теперь прав // Российская газета. 2004. 13 апреля.

 

[10] См.: Малышева О.А. О некоторых концептуальных положениях современной уголовно-процессуальной политики (досудебное производство) // Российский следователь. 2008. N 6. С. 19.

 

[11] В Карельской Республике и Чеченской Республике, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областях.

 

[12] См.: Постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. N 534 "О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам" // СЗ РФ. 2005. N 35. Ст. 3615; Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. N 1029 "О государственных юридических бюро" // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 229; Положение об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. N 1029 "О государственных юридических бюро" // Российская газета. 2009. 15 января; Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2009 г. N 991 "О государственных юридических бюро" // СЗ РФ. 2009. N 50. Ст. 6099.

 

[13] См.: Куликов В. Защита от бедности // Российская газета. 2009. 28 декабря; Куликов В. Адвокат для бедных // Российская газета. 2010. 7 апреля.

 

[14] См.: Доклад о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью за 2014 год // Российская газета. 2015. 19 мая; Доклад о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью за 2015 год. URL: http://minjust.ru/ru/press/news/doklad-o-deyatelnosti-ministerstva-yusticii-rossiyskoy-federacii-v-sfere-obespecheniya (дата обращения: 18.03.2018).

 


Рекомендуется Вам: