Автор: Ручкина Г.Ф.
В Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации завершился первый этап исследования по фундаментальной научной теме: "Теория правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации"[1]. Работа выполнена преподавателями Департамента правового регулирования экономической деятельности совместно с научными работниками Центра исследований и экспертиз Финансового университета.
Тема исследования была выбрана не случайно. Государство уделяет все большее внимание необходимости регулирования новых перспективных направлений технологического развития, которые активно формируются. Это в полной мере относится и к вопросам регулирования в области робототехники, искусственного интеллекта. Утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г., в которой предусмотрено создание комплексной системы регулирования отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, в том числе функционирование к 2030 г. гибкой системы нормативного правового регулирования в области искусственного интеллекта, гарантирующего безопасность населения и направленного на стимулирование развития технологий искусственного интеллекта. Предусмотрено внесение изменений в национальную программу "Цифровая экономика Российской Федерации", предполагаются разработка и утверждение федерального проекта "Искусственный интеллект", а также разработка (корректировка) государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных проектов, плановых и программно-целевых и других документов в части, касающейся искусственного интеллекта[2].
Новые возможности и связанные с ними новые риски и угрозы социального, психологического, экономического и юридического характера для государства, общества и отдельных индивидов, обострение глобальной конкуренции и борьбы за технологическое первенство и вытекающая из этого необходимость сохранения технологического и цифрового суверенитета нашего государства в области развития искусственного интеллекта формируют ситуацию, когда правовая среда как минимум должна подстроиться под воплощаемую реальность и как максимум — создать задел для дальнейшего соответствия развивающимся технологиям. Однако в настоящее время нормативные правовые акты не соответствуют новым технологическим условиям и уровню развития науки и техники, что требует создания концепции комплексного правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации (см. табл. 1).
Вполне понятно, какие негативные последствия повлечет экономическое и технологическое отставание России в случае недостаточного развития и использования конкурентоспособных технологий искусственного интеллекта. На это обращал внимание и Президент Российской Федерации в Ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 г.: "В мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления. Насколько эффективно мы сможем использовать колоссальные возможности технологической революции, как ответим на ее вызов, зависит только от нас. И в этом смысле ближайшие годы станут решающими для будущего страны"[3].
Одной из основных задач развития искусственного интеллекта является поддержка научных исследований в данной сфере. При этом важной остается реализация междисциплинарных исследовательских проектов в области искусственного интеллекта в различных отраслях экономики.
Таблица 1. Современное состояние правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации
Документ |
Содержание |
Год |
---|---|---|
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ |
В Воздушный кодекс РФ были внесены существенные изменения, связанные с применением беспилотных воздушных средств и авиационных систем |
1997 |
Приказ Минздрава РФ N 344, РАМН N 76 от 27 августа 2001 г. "Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации" |
Утвержден с целью координации и оптимизации работ по созданию и использованию телемедицинских технологий в системе охраны здоровья населения Российской Федерации и управления здравоохранения, совершенствования обучения и повышения квалификации медицинских работников и внедрения научных достижений в практику здравоохранения |
2001 |
Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" |
Среди основных приоритетов социальной и экономической политики первого этапа (2008 — 2012 годы) выделяются структурная и технологическая модернизации здравоохранения. На втором этапе (2013 — 2020 годы) планируется внедрение инновационных технологий в область здравоохранения |
2008 |
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
Является базовым Законом, регулирующим отношения, складывающиеся в сфере медицины. В рамках исследуемой темы интересно внесение отдельной статьи: 36.2 "Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий" |
2011 |
ГОСТ Р ИСО 8373-2014 "Роботы и робототехнические устройства. Термины и определения". Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2014 г. |
Определяет терминологию, используемую в робототехнике и роботизированных устройствах, применяемых как в промышленной, так и непромышленной сферах |
2014 |
Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" |
Отмечается необходимость дальнейшего развития и совершенствования законодательства в области оказания медицинских услуг. В частности, органы государственной власти должны обеспечить: — повышение эффективности оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; — развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения; и др. |
2015 |
ГОСТ Р 60.0.2.1-2016 "Роботы и робототехнические устройства. Общие требования по безопасности". Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2016 г. N 1843-ст |
Устанавливает общие требования по безопасности для роботов и робототехнических устройств |
2016 |
Законопроект "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области робототехники". На стадии общественного обсуждения |
Этот законопроект предлагает дополнить Гражданский кодекс главой о роботах-агентах, т.е. тех роботах, которые могут действовать автономно |
2016 |
Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" |
К приоритетам научно-технологического развития России относятся наиболее важные направления научно-технологического развития страны. Среди них выделяются и вопросы создания искусственного интеллекта |
2016 |
ГОСТ Р 43.0.8-2017 "Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Искусственно-интеллектуализированное человекоинформационное взаимодействие. Общие положения". Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июля 2017 г. N 757-ст |
Устанавливает общие, основные положения, относящиеся к искусственно-интеллектуализированному человекоинформационному взаимодействию оператора в технической деятельности |
2017 |
Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" |
В данном документе среди основных направлений развития информационных и коммуникационных технологий выделяется искусственный интеллект. Кроме того, отмечается необходимость обеспечить всеобщий доступ к информационным и коммуникационным технологиям, а также обозначается проблема интенсификации использования самих технологий, созданных в том числе на базе искусственного интеллекта |
2017 |
Основные направления развития финансовых технологий на период 2018 — 2020 годов. URL: https://cbr.ru/statichtml/file/36231/on_fintex_2017.pdf |
В указанном документе отмечается наглядное повышение трендов развития определенных сфер, основу которых составляют технологии, в том числе финансовые технологии. Среди прочих наиболее перспективных финансовых технологий выделяются искусственный интеллект и роботизация. В связи с этим развитие и применение указанных технологий относится к ключевым направлениям и задачам Банка России на период до 2020 г. |
2018 |
По итогам московского форума создан специальный консорциум — Сбербанк, "Газпром нефть", "Яндекс", "Мэйл.Ру Групп", МТС и Российский фонд прямых инвестиций, — который будет заниматься организацией и проведением научных исследований в области искусственного интеллекта[4]. Это неслучайно: стремительное развитие технологий искусственного интеллекта сопровождается ростом инвестиций в их развитие. По оценкам международных экспертов, инвестиции с 2014 по 2017 г. выросли в три раза и составили около 40 млрд долларов США. В 2018 г. мировой рынок технологических решений на основе искусственного интеллекта составил 21,5 млрд долларов США, а к 2024 г., по прогнозу экспертов, достигнет 140 млрд долларов США[5].
Результаты обзора источников по правовому регулированию искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники свидетельствуют о том, что популярность исследований в этой области за последние несколько лет возросла[6]. Повышение интереса к проблеме вызвано как совершенствованием самой технологии, так и научным и политическим диалогом о потенциале развития технологии, необходимости урегулирования границ ее применения, о рисках от ее использования. Тем временем на дороги общественного пользования уже выводится беспилотный транспорт, активное распространение получают чат-боты и другие роботы-помощники, а в финансовой сфере на основе детерминированных алгоритмов искусственный интеллект осуществляет большую часть мелких операций и транзакций. Так, применение программных роботов и сокращение доли ручного труда повысили в 2018 г. эффективность бэк-офиса ПАО "Сбербанк" на 25%, а скорость отдельных клиентских процессов выросла в 4 — 10 раз. Новые технологии применяются и для индивидуального общения с гражданами и корпоративными клиентами с помощью чатов и голосовых ботов[7], а также при сборе просроченной задолженности. Применение искусственного интеллекта при управлении активами и пассивами дает возможность банку моделировать структуру баланса с учетом различных факторов, в том числе макроэкономических, и принимать оптимальные решения при финансовом планировании и установлении продуктовых ставок. Искусственный интеллект выявляет мошенничество в финансовых операциях на основе заранее определенного набора правил.
Ввиду широкого спектра потенциального применения исследованию роботов и искусственного интеллекта посвящены труды специалистов из самых различных сфер знаний, но большинство научных трудов рассматривают проблемы применения искусственного интеллекта в узком сегменте, например положительные и негативные последствия от использования данной технологии, перспективы ее развития. Не определена правовая сущность искусственного интеллекта (не существует единообразия мнений о самой природе искусственного интеллекта и его видах, о критериях разумности, а также о том, как юниты искусственного интеллекта вписываются в современную систему субъектов). Ключевой проблемой для большинства правоведов, исследующих искусственный интеллект как юридический феномен, является возможность наделения искусственного интеллекта субъектностью, из которой уже вытекает и возможность роботов иметь права, в том числе на результаты осуществляемой ими деятельности, а также нести обязанности или ответственность за свои деяния (см. табл. 2).
Таблица 2. Обзор научных источников по правовому регулированию
В отечественной науке отсутствуют полноценные комплексные фундаментальные исследования в указанной области с изучением междисциплинарных связей, которые в последующем формируют полноценную научную школу. Безусловно, с учетом того, что зарубежные исследователи уже подготовили ряд масштабных исследований по проблемам искусственного интеллекта[8], такие работы должны проводиться и в Российской Федерации.
Связь между исследованиями о правовой сущности искусственного интеллекта и нормотворческой деятельностью находится на недостаточном уровне в Российской Федерации (уровень выработки стратегических и рамочных документов) в отличие от нормотворческой деятельности зарубежных государств (США, ФРГ и др.).
Анализ нормативных актов и документов, принятых в сфере робототехники и искусственного интеллекта в зарубежных странах, показал, что в большинстве развитых государств имеется акт (или акты) по регулированию соответствующих отношений.
Таблица 3. Нормативные акты и документы, принятые в сфере робототехники и искусственного интеллекта в зарубежных странах
Страна/региональное объединение |
Наименование НПА/документа |
Год принятия |
---|---|---|
Европейский союз |
Программа "Горизонт — 2020" |
2014 |
Дорожная карта развития робототехники |
2016 |
|
Нормы гражданского права в робототехнике |
2016 |
|
Резолюция 2015/2103 (INL) от 16 февраля 2017 г. (Robolaw) |
2017 |
|
Декларация о сотрудничестве в сфере искусственного интеллекта |
2018 |
|
Обращение Европейской комиссии "Искусственной интеллект для Европы" |
2018 |
|
Хартия об этических принципах применения искусственного интеллекта в судебных системах |
2018 |
|
США |
Дорожная карта развития робототехники |
2009 |
Национальная робототехническая инициатива |
2011 |
|
Стратегический план исследований и разработок искусственного интеллекта |
2016 |
|
Рекомендации "Исследование, создание и регулирование искусственного интеллекта" |
2017 |
|
Азиломарские принципы искусственного интеллекта |
2017 |
|
Китай |
План "Тринадцатая пятилетка" |
2016 |
План развития робототехнической промышленности (2016 — 2020) |
2016 |
|
Доклад о выполнении плана экономического и социального развития за 2016 г. и проекте плана на 2017 г. |
2017 |
|
План развития технологий искусственного интеллекта нового поколения |
2017 |
|
Доклад о выполнении плана экономического и социального развития за 2017 г. и проекте плана на 2018 г. |
2018 |
|
Руководство по содействию производству промышленных роботов |
2013 |
|
Япония |
Стратегия возрождения Японии |
2013 |
Новая стратегия роботов. Японская стратегия роботов: обзор, стратегия, план действий |
2015 |
|
Стратегия развития технологий искусственного интеллекта |
2017 |
|
Южная Корея |
Закон о развитии и распространении умных роботов |
2008 |
ОАЭ |
Стратегия ОАЭ для развития искусственного интеллекта |
2017 |
Столетие ОАЭ — 2071 |
2017 |
|
Сингапур |
Национальная программа развития искусственного интеллекта |
2017 |
План преобразования индустрии профессиональных услуг |
2017 |
|
Канада |
Общеканадская стратегия развития искусственного интеллекта |
2017 |
Монреальская декларация об ответственном развитии искусственного интеллекта |
2017 |
|
Тайвань |
Программа "DIGI plus" |
2016 |
План "5 + 2" |
2017 |
|
Великобритания |
Документ "Восемь наиболее значимых технологий" |
2012 |
Национальная стратегия для искусственного интеллекта и робототехники |
2013 |
|
Документ "Принципы робототехники" |
2010 |
|
Германия |
Стратегия Германии в сфере развития технологий за период до 2020 г. |
2014 |
Отчет о развитии законодательства о цифровой повестке, 2014 — 2017 годы |
2017 |
|
Новая Зеландия |
Доклад "ИИ: создавая будущее Новой Зеландии" |
2018 |
Эстония |
Закон о внесении изменений в Закон о дорожном движении |
2017 |
Франция |
Документ "Инициативы Франции в области робототехники" |
2013 |
Стратегия развития искусственного интеллекта |
2017 |
Исследование содержания обозначенных актов позволило выделить укрупненные подходы к правовому режиму роботов и искусственного интеллекта в зарубежных странах:
— status quo: искусственный интеллект и роботы рассматриваются в качестве объектов права;
— робот как юридическое лицо;
— робот как человек — к искусственному интеллекту и роботам применяются нормы о физических лицах как субъектах права;
— робот как электронное лицо (агент).
Каждый подход, как показало исследование, имеет свои преимущества и недостатки.
Таблица 4. Подходы зарубежных стран к вопросу о правовом режиме роботов и искусственного интеллекта
Страны/региональные объединения, чей опыт регулирования был проанализирован в рамках исследования: Европейский союз, США, Китай, Япония, Южная Корея, Объединенные Арабские Эмираты, Сингапур, Канада, Великобритания, Германия, Новая Зеландия, Эстония, Франция |
|
---|---|
Наименование обобщенного подхода |
Описание подхода |
"Status Quo": искусственный интеллект и роботы рассматриваются в качестве объекта права (Индия, США, Эстония, Китай, Южная Корея, ОАЭ, Сингапур, Великобритания, Канада, Новая Зеландия) |
К искусственному интеллекту и роботам применяется исключительно комплекс известных правовых норм. К информационным системам искусственного интеллекта и роботов применяются нормы права интеллектуальной собственности и информационного права. К физической составляющей применяются нормы вещного права, нормы об имуществе и др. |
Подход "робот как юридическое лицо" (возможность внедрения такого подхода рассматривалась в Эстонии) |
В качестве основы подхода выступает теория фикции юридического лица. При таком подходе робот представляет собой не что иное, как искусственно созданный посредством простой фикции субъект права. Такой субъект создается исключительно в юридических целях. Реальными субъектами правоотношений в юридическом лице остаются единственно возможные носители правосубъектности — физические лица |
Подход "робот как человек" (Япония, Саудовская Аравия) |
К искусственному интеллекту и роботам применяются нормы о физических лицах как субъектах права |
Подход "робот как электронное лицо (агент)" (ЕС, Германия, Франция) |
Принципиально новая юридическая конструкция, предполагающая разумно ограниченную правосубъектность нового вида для искусственного интеллекта и роботов |
С учетом международного опыта было определено, что среди мер, направленных на развитие регулирования киберфизических систем, искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники, могут быть выделены следующие меры:
— учреждение федерального органа в сфере искусственного интеллекта и робототехники, который занимался бы корректировкой существующих программ и мер поддержки инноваций, а также организацией мониторинга эффективности существующих мер для отрасли робототехники;
— финансирование исследований с целью планомерного развития искусственного интеллекта и робототехники;
— создание территорий развития для реализации пилотных проектов в сфере робототехники;
— предоставление налоговых льгот организациям, производящим или разрабатывающим робототехнические решения и роботов;
— внедрение автоматизированных систем и технологий робототехники в аппарат государственного управления и др.
При этом направления развития регулирования киберфизических систем, искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники были разделены на четыре уровня.
Первый уровень — разработка государственной стратегии (программы) развития технологий искусственного интеллекта и робототехники. В России данное направление уже реализовано принятием Национальной стратегии "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации".
Второй уровень — формирование основ законодательства путем выработки концепции правового регулирования. Концепция должна предусматривать общий терминологический аппарат, основные этапы развития законодательства в данной области, конкретные правовые механизмы, используемые для реализации данных этапов, сроки и перечень ответственных органов государственной власти. Так, необходимы определения ключевых понятий: "искусственный интеллект", "киберфизическая система", "нейронная сеть", "бот", "объект робототехники", "робот", "андроид", "юнит искусственного интеллекта", "цифровая личность", "электронное лицо" и др.
Содержание концепции станет основой для разработки редакции законопроектов, которые будут вносить изменения в действующее отраслевое законодательство. Необходимо обратить внимание, что в Указе Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" не предусмотрено формирование концепции правового регулирования. Определены основные направления развития законодательства в данной сфере без конкретизации правовых механизмов, используемых для их реализации.
Третий уровень — внесение изменений в законодательные акты. На основе разработанной концепции правового регулирования должны быть разработаны акты, направленные:
— на установление правовой сущности и места роботов в структуре правоотношений, осуществление их классификации;
— регулирование порядка обработки данных и доступа к ним для проведения исследований;
— на установление мер по стимулированию развития искусственного интеллекта, включая меры по формированию благоприятного инвестиционного климата в данной сфере;
— устранение административных барьеров при экспорте продукции гражданского назначения, разработанных на основе искусственного интеллекта;
— формирование единых систем стандартизации, сертификации и оценки технологических решений, основанных на искусственном интеллекте;
— разработка этических правил взаимодействия человека с искусственным интеллектом;
— внесение изменений в отраслевое законодательство, предусматривающее возможность осуществления деятельности с помощью искусственного интеллекта (например, транспортное, медицинское, налоговое законодательство, законодательство о науке и образовании, об интеллектуальной собственности, процессуальное законодательство, обновление нормативных правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов, в целях обеспечения и защиты законных прав и интересов личности, в том числе права на конфиденциальность и др.).
Четвертый уровень — внесение пакетных изменений в подзаконные акты.
Литература
1. Васильев А.А. Искусственный интеллект: правовые аспекты / А.А. Васильев, Д. Шпонер // Известия Алтайского государственного университета. 2018. N 6 (104). С. 23 — 26.
2. Габов А.В. Эволюция роботов и право XXI века / А.В. Габов, И.А. Хаванова // Вестник Томского государственного университета. 2018. N 435. С. 215 — 233.
3. Морхат П.М. Искусственный интеллект: правовой взгляд: научная монография / П.М. Морхат. Москва: Буки Веди, 2017. 257 с.
4. Понкин И.В. Искусственный интеллект с точки зрения права / И.В. Понкин, А.И. Редькина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2018. Т. 22. N 1. С. 91 — 109.
5. Синельникова В.Н. Права на результаты искусственного интеллекта / В.Н. Синельникова, О.В. Ревинский // Копирайт. Вестник Российской академии интеллектуальной собственности. 2017. N 4. С. 17 — 27.
6. Соменков С.А. Искусственный интеллект: от объекта к субъекту? / С.А. Соменков // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. N 2 (54). С. 75 — 85.
7. Ястребов О.А. Правосубъектность электронного лица: теоретико-методологические подходы / О.А. Ястребов // Труды Института государства и права РАН. 2018. N 2 (13). С. 36 — 55.
[1] Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
[2] Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года) // СПС "КонсультантПлюс".
[3] Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 05.09.2018).
[4] URL: https://iz.ru/941662/dmitrii-laru/vpered-v-budushchee-putin-prizval-razvivat-iskusstvennyi-intellekt (дата обращения: 20.10.2019).
[5] Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года) // СПС "КонсультантПлюс".
[6] Незнамов А.В., Наумов В.Б. Стратегия регулирования робототехники и киберфизических систем // Закон. 2018. N 2. С. 69 — 90; Незнамов А.В., Наумов В.Б. Вопросы развития законодательства о робототехнике в России и в мире // Юридические исследования. 2017. N 8. С. 14 — 25; Морхат П.М. Правосубъектность искусственного интеллекта в сфере права интеллектуальной собственности: гражданско-правовые проблемы: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2018. 420 с.; Морхат П.М. Искусственный интеллект: правовой взгляд: научная монография. М.: Буки Веди, 2017. 257 с.; Васильев А.А., Шпонер Д. Искусственный интеллект: правовые аспекты // Известия АлтГУ. Юридические науки. 2018. N 6 (104). С. 23 — 26; Понкин И.В., Редькина А.И. Искусственный интеллект с точки зрения права // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2018. N 1 (22). С. 91 — 109; Ястребов О.А. Правосубъектность электронного лица: теоретико-методологические подходы // Труды Института государства и права РАН. 2018. N 2 (13). С. 36 — 55; Гаджиев Г.А., Войниканис Е.А. Может ли робот быть субъектом права? (Поиск правовых форм для регулирования цифровой экономики.) URL: https://law-journal.hse.ru/data/2019/01/14/1146823417/гаджиев.pdf (дата обращения: 20.07.2019); Синельникова В.Н., Ревинский О.В. Права на результаты искусственного интеллекта // Копирайт. 2017. N 4. С. 18; Габов А.В., Хаванова И.А. Эволюция роботов и право XXI века // Вестник Томского государственного университета. 2018. N 435. С. 215; Соменков С.А. Искусственный интеллект: от объекта к субъекту? // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. N 2. С. 75 — 85; и др.
[7] Голосовые боты — это целая группа "роботов", главной задачей которых является преобразование текстовых сообщений в голосовые. Это новый маркетинговый инструмент, который можно использовать во многих сферах бизнеса: банки, службы доставки, страхование, туризм, юриспруденция, медицина и т.д. Банки повсеместно используют чат-боты — специально обученные программы, которые имитируют речевое поведение человека.Они умеют переписываться с клиентами и разговаривать с ними с помощью синтезированного голоса. Чат-боты берут на себя работу колл-центров и консультантов. Если позвонить в ПАО "Сбербанк", то отвечает голосовой помощник. Также недавно банк запустил в тестовом режиме чат-бота в системе электронной торговли Sberbank Markets. Пока бот только отвечает на вопросы. Но в дальнейшем он должен будет консультировать пользователей площадки и проводить сделки. URL: http://nastroyvse.ru>chto-takoe-golosovoj-bot-telegram.html (дата обращения: 02.08.2019).
[8] Russel S.J., Norvig P. Artificial Intelligence: A Modern Approach. 3rd edition. Boston: Pearson, 2010. 1152 p.; Ryan Calo, A. Michael Froomkin, Ian Kerr. Robot Law. Edward Elgar Publishing Incorporated, 2016. 424 p.; Yao M., Zhou A., Jia M. Applied Artificial Intelligence: A Handbook For Business Leaders. TOPBOTS publishing, 2018. 246 p.; Karnow C. Liability for distributed artificial intelligences // Berkeley Technology Law Journal. 1996. N 11. P. 147 — 204; Bostrom N. Superintelligence: Paths, Dangers, Strategies // Oxford University Press Keith Mansfield. 2014. 352 p.; Allan T., Widdison R. Can computers make contracts? // Harvard Journal of Law and Technology. 1996. N 9. P. 25 — 52; Guihot M., Matthew A.F., Suzor N. Nudging robots: Innovative solutions to regulate artificial intelligence // Vanderbilt Journal of Entertainment and Technology Law. 2017. N 20 (2). P. 385 — 456; Cath C., Wachter S., Mittelstadt B., Taddeo M. [and others]. Artificial Intelligence and the "Good Society": the US, EU, and UK approach // Science and engineering ethics. 2018. Apr 1. N 24 (2). P. 505 — 528; McGinnis J.O., Russel G.P. The great disruption: How machine intelligence will transform the role of lawyers in the delivery of legal services // Fordham Law Review. 2013. N 82. P. 3041 — 3066; Rissland E.L. Artificial Intelligence and Law: Stepping Stones to a Model of Legal Reasoning // The Yale Law Journal. 1990. Vol. 99. N 8. P. 1957 — 1981.
Связанные статьи:
- Изменение сферы и пределов правового регулирования в условиях цифровой экономики (79.1%)
- Стратегия регулирования робототехники и киберфизических систем (70.9%)
- Роботы как участники цифровой экономики: проблемы определения правовой природы (69.4%)
- Возможности, особенности и условия применения искусственного интеллекта в юридической практике (51.6%)
- Объекты интеллектуальной собственности, создаваемые с помощью искусственного интеллекта: особенности правового режима в России и за рубежом (51.6%)
- Преодоление противоречий криминологической теории и норм уголовного права на примере компьютерных преступлений (RANDOM - 50%)