ЮрФак: изучение права онлайн

Финансовый рынок в условиях развития цифровой экономики (финансово-правовой аспект)

Автор: Тропская С.С.

Последние десятилетия ознаменовались значительными переменами в экономической, политической и социальной жизни, связанными со стремительным распространением информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Мобильные телефоны, компьютеры, Интернет стали неотъемлемой частью нашего времени. Эти явления, говоря о хозяйственной жизни общества, обычно связывают с понятием "цифровая экономика".

Развитие информационных технологий оказывает существенное влияние как на всю экономику в целом, так и на отдельные ее сегменты. Прежде всего это финансовый сектор, охватывающий собой деятельность банков, страховщиков и иных финансовых организаций. Однако исследований информатизации финансового рынка крайне мало, в связи с чем в настоящей работе предпринята попытка осмысления функционирования финансового рынка в условиях цифровой экономики.

Цифровая экономика: понятие и элементы. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 гг.[1] содержится следующее определение: "Цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг".

Разберем подробнее как само наименование, так и определение цифровой экономики.

Во-первых, сразу же возникает вопрос: почему экономика определяется как "цифровая", а не, к примеру, "информационно-коммуникационная" или "компьютерная"? Дело в том, что в ИКТ применяются в основном два вида сигнала передачи данных: аналоговый и цифровой. Вначале при появлении первых компьютеров (во второй половине XX в.) и вплоть до последнего времени преобладало применение аналогового сигнала. С внедрением цифрового сигнала выяснилось, что он обладает огромным преимуществом по сравнению с аналоговым, позволяя передавать гораздо большие объемы информации и с гораздо более высокой скоростью и точностью. Для передачи, хранения и использования полученные данные оцифровываются, т.е. приобретают цифровой вид. Это и позволяет говорить о технологическом прорыве в связи с использованием цифровых данных, который может повлечь значительное повышение эффективности на всех стадиях экономического цикла.

Во-вторых, насколько оправданно применять сам термин "цифровая экономика"? Ведь под экономикой принято понимать хозяйственную деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. В зависимости от периодизации развития выделяют аграрную, индустриальную и постиндустриальную экономику.

На аграрном этапе (или в условиях аграрной экономики) доминировало сельское хозяйство и ручной труд, на индустриальном — промышленность, а на постиндустриальном — сфера услуг. Иными словами, основным критерием периодизации выступает роль того или иного сектора в структуре экономики. Соответственно, если мы говорим о цифровой экономике, то предполагается, по-видимому, что ведущую роль в ней будет выполнять сектор ИКТ (или IT-сектор). Однако же в настоящее время данный сектор занимает скромное положение: его доля в ВВП составляет около 6% в странах-членах ОЭСР и гораздо меньше — в развивающихся странах, а в обозримом будущем вряд ли будет занимать ведущее место в экономике[2].

Для характеристики постиндустриального этапа развития (высшей его формы) применяют более емкий термин — "экономика знаний", которая, в свою очередь, является элементом информационного общества, или общества знаний. Интересно, что и согласно стратегическим и программным документам нашего государства формирование цифровой экономики не является самоцелью. В упомянутой выше Стратегии развития информационного общества в РФ на 2016 — 2030 гг. ставится более объемная цель — создание условий для формирования в России общества знаний (п. 20). При этом под обществом знаний понимается "общество, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации с учетом стратегических национальных приоритетов Российской Федерации" (подп. "л" п. 4).

С учетом сказанного цифровизация экономики не носит столь фундаментального характера, чтобы говорить о существовании нового типа экономики. Поэтому, видимо, в отношении развития ИКТ более правильным было бы употреблять иные понятия, например "цифровая революция", "цифровизация"[3], но, поскольку термин "цифровая экономика" получил легальное закрепление, далее будет употребляться этот термин с известной долей условности.

Пониманию элементов цифровой экономики может служить закрепленная в правительственной Программе "цифровой экономики России" трехуровневая система: "первый уровень представлен рынками и отраслями экономики, где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ, услуг); на втором уровне — платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики; на третьем уровне — среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность"[4]. При этом к ведущим элементам в построении цифровой экономики Программа относит элементы двух нижних этажей, поскольку, как вполне обоснованно утверждается, эффективное развитие рынков и отраслей (сфер деятельности) в цифровой экономике возможно при наличии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред.

Плюсы и минусы цифровой экономики. Необходимость государственного вмешательства. Формирование цифровой экономики — неизбежный процесс в рамках поступательного движения научно-технического прогресса. Вместе с тем это явление далеко неоднозначное. Среди положительных черт цифровой экономики можно выделить следующие.

1. Выгоды для частных лиц: удобство в получении необходимых товаров и услуг, удешевление их стоимости. Например, выбирая по Интернету тот или иной товар, можно довольно быстро получить сведения о ценах от разных продавцов, а также отзывы других потребителей, затем заказать доставку этого товара на дом.

2. Выгоды для предпринимателей: рост производительности труда за счет снижения транзакционных издержек на поиск и анализ информации о контрагентах; снижение издержек производства за счет его автоматизации; повышение конкурентоспособности компаний; возможности по открытию новых онлайн-бизнесов, созданию новых рабочих мест.

3. Выгоды для национальной экономики: рост ВВП, обеспечение конкурентоспособности за счет внедрения передовых цифровых технологий, что так важно для каждого государства, а в особенности для России, где последние годы наблюдается стагнация в экономике.

Есть, конечно же, и отрицательные стороны в развитии цифровой экономики, такие как:

1. Риск киберугроз, связанный с хищением денежных средств на информационно-коммуникационном пространстве. К примеру, по данным ЦБ РФ, в 2017 г. хакеры похитили с банковских карт 1 млрд руб.[5]

2. "Цифровое рабство", или использование данных о миллионах людей для управления их поведением. Некоторые проявления этой угрозы можно наблюдать уже сегодня, когда после поисковых запросов в электронной почте начинает появляться реклама запрашиваемых ранее товаров, работ, услуг.

3. Рост безработицы на рынках труда по причине исчезновения некоторых профессий и даже отраслей. Речь идет о том, что рутинные обязанности будет выполнять искусственный интеллект, что отнимет работу у множества людей. Так, в 2017 г. "Сбербанк" широко анонсировал намерение о сокращении 3 тыс. рабочих мест, заменив их роботами-юристами.

4. "Цифровой разрыв", т.е. разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам и, как следствие, разрыв в уровне благосостояния людей, находящихся в одной стране или в разных странах.

Эти и другие достоинства и недостатки цифровой экономики вызывают необходимость вмешательства государства в данную сферу. И причин этому несколько, назовем главные из них. Первое: как показывает практика, выгоды цифровой экономики не всегда оправдывают сделанные инвестиции. Чтобы это преодолеть, нужны, по мнению Всемирного банка, "аналоговые дополнения": необходимо совершенствовать законодательство, обеспечивающее конкуренцию между компаниями, приводить квалификацию работников в соответствие с требованиями новой экономики и обеспечивать подотчетность институтов[6]. Второе: в силах государства снизить риски цифровой экономики опять же путем разработки соответствующего законодательства.

Многие развитые страны уже предприняли попытки построения стратегий развития цифровой экономики. На основе анализа этих стратегий в литературе выделяются два полярных подхода к построению цифровой экономики: плановый и рыночный[7].

Согласно рыночному подходу государство должно создавать оптимальные условия, т.е. комплекс взаимосвязанных мер нормативно-правового, экономического, социального характера и наличия технологической базы с целью стимулирования бизнеса к внедрению передовых информационных технологий. Важным условием получения положительного эффекта от такого подхода является наличие достаточного количества независимых субъектов экономики. Плановый подход предполагает поэтапное развитие инфраструктуры под руководством государства и целенаправленное "заполнение" соответствующего сектора различными экономическими субъектами, притом что формирование инфраструктуры и технологического базиса цифровой экономики происходит одновременно или даже опережает создание условий, благоприятствующих развитию частного бизнеса.

Рыночный подход к построению цифровой экономики избрали США, плановый — Китай. Эти государства в настоящее время являются лидерами цифровизации. Другие развитые страны, принявшие подобные стратегии, выбрали различные комбинации указанных двух подходов[8].

Что касается России, здесь важно понимать особенности структуры отечественной экономики. Отличительной чертой российской экономики является тот факт, что значительная доля ВВП создается государственными корпорациями (или компаниями с существенной долей государственного участия), в некоторых отраслях субъекты с государственным участием могут составлять до 80% рынка. Поэтому видится обоснованным выбранный Стратегией развития информационного общества преимущественно плановый подход построения цифровой экономики. Согласно п. 55 реализация Стратегии обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти и местного самоуправления, государственными корпорациями и др. Среди этих субъектов назван и Центральный банк Российской Федерации (далее — Банк России, ЦБ РФ), одним из важнейших направлений деятельности которого является регулирование и надзор на финансовом рынке.

Финансовый рынок как сфера применения цифровых технологий. Под финансовым рынком понимается совокупность экономических отношений, возникающих в связи с перемещением свободных денежных средств и иных финансовых инструментов от их владельцев к другим субъектам при активном участии финансовых организаций, для размещения этих средств в целях извлечения максимальной прибыли, но сопровождающихся высокими рисками.

Роль финансового рынка в развитии экономики значительна, но может быть как позитивной, так и негативной. Благодаря финансовому рынку возможно аккумулирование разрозненных денежных средств и их направление на развитие отдельных предприятий и целых отраслей экономики. Так, в Российской империи в концу XIX — началу XX вв. удалось построить за счет привлеченного капитала сеть железных дорог, которыми мы пользуемся и по сей день. А строительство дорог, в свою очередь, послужило мощным стимулом развития торговли, промышленности и во многом обусловило стремительный рост русской экономики вплоть до войны 1914 г.

Однако при определенных условиях финансовый рынок может играть и отрицательную роль, оттягивая денежные средства из реального сектора экономики и направляя их, к примеру, на чисто спекулятивные операции (где целью является не финансирование предприятий реального сектора, а исключительно извлечение прибыли). Тому пример российский кризис 2013 — 2014 гг., когда значительные денежные средства уходили преимущественно на валютный рынок, где по причине высокой волатильности (колебания) курса рубля многим удалось извлечь сверхприбыли.

С точки зрения правового регулирования отношения на финансовом рынке выступают предметом как частного, так и публичного права. Частное (гражданское) право регламентирует правила осуществления сделок на финансовом рынке. Публичное (финансовое) право выражает государственное вмешательство, ограничивая до некоторой степени рыночную свободу продавцов, покупателей и в особенности посредников и субъектов инфраструктуры[9] на финансовом рынке. Финансово-правовое регулирование финансового рынка, как правило, преследует троякую цель: во-первых, содействие развитию финансового рынка, во-вторых, защита прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, в-третьих, обеспечение стабильности финансового рынка.

Финансовый рынок, а именно деятельность финансовых организаций, — традиционная сфера применения инноваций. Долгое время в качестве инноваций служили новые финансовые инструменты, например в XVII в. — производные финансовые инструменты (фьючерсы и опционы), базовым активом которых являлись акции; так называемые короткие позиции или договоренности о продаже актива в будущем при отсутствии самого актива во владении; сделки с "кредитным плечом" или с использованием заемных средств[10]. Позднее финансовые организации активно воспринимали и брали на вооружение достижения научно-технического прогресса, такие как телеграфное сообщение, телефонная связь, что значительно ускорило совершение финансовых операций.

Развитие инноваций второй половины XX в. серьезно повлияло на структуру финансового сектора. Как пример обычно приводятся США, где наблюдалось активное развитие так называемой теневой банковской системы (shadow banking system). Ее институты, такие как хедж-фонды, инвестиционные фонды, брокерские и дилерские фирмы, выполняют финансовые посреднические функции гораздо с меньшими затратами, чем традиционные банковские институты, не подвергаясь при этом жесткому регулированию со стороны надзорных органов. Секьюритизация, т.е. выпуск ценных бумаг под залог ипотечных обязательств, сделки репо, процентные и кредитные свопы и многие другие финансовые инновации способствовали росту эффективности финансовой системы. Однако они же привели к существенному повышению системных рисков, что в полной мере проявилось в период мирового финансового кризиса 2008 — 2009 гг.[11]

Финтех как новый феномен финансового рынка. Растущие масштабы применения Интернета и мобильных устройств в начале нынешнего столетия ознаменовали следующий этап развития финансового рынка. Сегодня наблюдается формирование нового феномена, известного под названием "Финансовые технологии" или "финтех". Данный термин характеризует целую отрасль, возникшую на стыке финансового сектора и сектора ИКТ, и объединяет как минимум три элемента: во-первых, собственно финансовые технологии и платформы, т.е. ИКТ, применяемые в финансовом секторе; во-вторых, инновационные финансовые услуги, основанные на финансовых технологиях (финтех-услуги); и, в-третьих, компании, предлагающие такие услуги (финтех-компании).

В соответствии с прогнозами PWC, финтех к 2020 г. может завоевать 28% рынка банковского обслуживания и платежей и до 22% рынка страхования, управления активами и управления частным капиталом[12]. К основным причинам данных изменений специалисты относят: развитие новых финансовых технологий (блокчейн, "большие данные", умные контракты); появление новых видов онлайн-кредитов и онлайн-инвестирования (краудфандинг и краудинвестинг), роботизированных версий искусственного интеллекта, продвижение инноваций в платежные системы; использование передовых технологических решений (облачные технологии); появление виртуальных валют и виртуальных банков и др.[13]

Не остался в стороне от процессов развития информационно-компьютерных технологий и отечественный финансовый рынок. По сведениям Банка России, в 2017 г. доля видов продуктов и услуг, доступных клиентам финансовых организаций — физическим лицам через дистанционные каналы продаж, достигла 66%[14].

Характерным как для мирового финтеха, так и для России является интенсивное формирование и развитие так называемого рынка альтернативных финансов[15]. Этому процессу во многом способствует, помимо цифровизации экономики, ужесточение требований по банковскому надзору ("Базель III") как реакции на кризис 2008 г. Ужесточение требований оказало значительное влияние на рост ставок по кредитам и сокращение их выдачи индивидуальным заемщикам и в итоге привело к перетоку капитала и спроса на него в нерегулируемые секторы экономики, а также к обращению к новым финансовым инструментам, таким как краудфандинг[16].

Краудфандинг — это технология коллективного финансирования, в рамках которой происходит сбор средств для реализации того или иного проекта за счет привлечения широкого круга добровольных вкладчиков. Краудфандинг происходит на специализированных интернет-ресурсах — краудфандинговых платформах. Они могут быть как информационными посредниками, обеспечивающими взаимодействие вкладчиков и проектов, но при этом при переводах не задействующих собственные свои счета, так и финансовыми посредниками. В последнем случае средства вкладчиков, прежде чем попасть к проектам, аккумулируются на счетах платформы.

Несмотря на все преимущества краудфандинга (главные из них — возможность задействовать свободные капиталы широкого круга инвесторов, доступность, скорость, высокие доходы), известны случаи злоупотреблений в истории мирового финтеха. К качестве таковых можно назвать распространение финансовых пирамид в Китае вместе с развитием P2P-кредитования[17], использование криптовалют для незаконных и даже криминальных покупок, операций, а также скандал с обманом инвесторов Lending Club, приведший к резкому снижению капитализации компании и отставке ее основателя Рено Лапланша[18]. Надо добавить, что в России, в отличие от ведущих зарубежных стран, уровень доверия к краудфандингу гораздо ниже, нежели чем к традиционным финансовым операциям.

Финтех-услуги предоставляют как традиционные финансовые организации, так и финтех-компании — "компании, бизнес-модель которых основана на использовании инновационных (прорывных) технологий для предоставления финансовых сервисов, финансового софта и финансовых услуг"[19]. Многие финтех-компании являются так называемыми стартапами, т.е. вновь созданными компаниями (или даже еще не оформленными в качестве юридического лица), в основе деятельности которых лежит инновационная бизнес-модель, и привлекающими венчурное инвестирование[20]. Характерной чертой стартапов является малочисленность сотрудников, что позволяет их относить к субъектам малого и среднего бизнеса. Также к новым формам обращаются и крупные компании, для которых внедрение финансовых технологий не является основным бизнесом (Apple, Facebook), а также компании, предоставляющие услуги или технологии, облегчающие совершение финансовых сделок (Visa, NASDAQ)[21].

В России, в отличие от мирового финтеха, потенциально успешные стартапы на ранних стадиях часто переходят либо под контроль крупных компаний, либо в иностранную, более благоприятную для привлечения капитала, юрисдикцию. Ведущая роль в развитии финтеха у нас принадлежит крупным банкам. Крупные банки, приспособившись к недавним потрясениям, в условиях некоторого роста рентабельности готовы выделять значительные ресурсы на модернизацию. Характерный пример — "Сбербанк", выигравший, несмотря на санкции, больше остальных от процессов консолидации в банковском секторе и высоких ставок по облигациям федерального займа[22].

Вместе с тем, по данным ЦБ РФ, нефинансовые организации приобретают значительную роль на финансовом рынке, разрушив монополию банков на оказание платежных и иных услуг (однако точные данные не приводятся)[23]. Вопрос о перспективах взаимодействия между традиционными финансовыми организациями и финтех-компаниями: будут ли это возможные формы кооперации или же раздел рынка между ними, — остается открытым[24]. Острым становится и вопрос о правовом регулировании деятельности финтех-компаний, возможность их отнесения к участникам финансового рынка.

Банк России как мегарегулятор финансового рынка в условиях развития цифровой экономики. С сентября 2013 г. Банк России наделен полномочиями мегарегулятора финансового рынка, т.е. помимо традиционных функций по регулированию денежного обращения и банковского кредита он приобрел функции по регулированию и надзору и на других (помимо банковского кредитования) сегментах финансового рынка.

Банк России еще до принятия основных стратегических и программных документов по развитию цифровой экономики предпринял некоторые организационные меры с целью активного воздействия на развитие финансовых технологий. Так, в 2016 г. в структуре Банка России было создано новое подразделение — Департамент финансовых технологий, проектов и организации процессов. В начале 2017 г. начала свою работу Ассоциация "Финтех", созданная при активном участии ЦБ РФ и ряда крупнейших финансовых организаций ("Сбербанк", "ВТБ", "Открытие", "Альфабанк" и др.). В качестве целей Ассоциации заявлены разработка и внедрение новых технологических решений в целях обеспечения развития финансового рынка Российской Федерации; создание условий для цифровизации экономики страны[25].

Принятый Банком России программный документ "Основные направления развития финансовых технологий на период 2018 — 2020 годов"[26] показывает, что ЦБ РФ и в дальнейшем планирует активно способствовать развитию финтеха. Основными направлениями деятельности Банка России являются:

1. Правовое регулирование. В рамках этого направления предполагается разработка предложений по правовому регулированию финтех-отрасли с тем, чтобы обеспечить ее развитие, совершенствовать инструменты защиты прав потребителей финансовых услуг, а также требований по информационной безопасности, защите персональных данных и т.д. Для этого было запланировано, исходя из международного опыта, создание регулятивной площадки для апробации инновационных финансовых технологий, продуктов и услуг. Предполагается, что такая регулятивная площадка позволит дать оперативную оценку об эффективности и рисках новых финансовых продуктов, а также будет способствовать формированию предложений по изменению действующего законодательства. Эти планы частично реализованы: в апреле 2018 г. состоялся запуск регулятивной площадки.

2. Развитие цифровых технологий на финансовом рынке. Это направление включает в себя, во-первых, исследование, анализ и разработку предложений по применению финансовых технологий. Особое внимание при этом уделяется технологиям RegTech (использование финансовыми организациями инновационных технологий для повышения эффективности выполнения регуляторных требований и управления рисками) и SupTech, предполагающей использование регуляторами отдельных технологий для повышения эффективности процессов регулирования и надзора за деятельностью участников финансового рынка. Также рассматриваются иные финансовые технологии, наиболее перспективными среди которых признаются: большие данные и умные данные, мобильные технологии, искусственный интеллект, роботизация и машинное обучение, биометрия, технология распределенных реестров, открытые интерфейсы.

Во-вторых, в рамках данного направления планируются дальнейшие работы по созданию и развитию финансовой инфраструктуры, составной частью которой выступают: платформа для удаленной идентификации, платформа быстрых платежей, платформа-маркетплейс для финансовых услуг и продуктов, платформа для регистрации финансовых сделок, перспективная платежная система Банка России, национальная система платежных карт и др.

3. Еще одним направлением деятельности Банка России по развитию финтеха является переход на электронное взаимодействие, включающее в себя: расширение доступа финансовых организаций к государственным информационным ресурсам; развитие электронного документооборота между Банком России, участниками финансового рынка, юридическими и физическими лицами; хранение юридически значимых электронных документов, цифровизацию документов на бумажном носителе; расширение использования простой и усиленной квалифицированных электронных подписей.

Особое внимание Банка России направлено на обеспечение безопасности и устойчивости при применении финансовых технологий. Здесь на первый план выходит рост киберугроз, требующий оперативного и своевременного обнаружения, оценки и разработки мер по их предотвращению либо минимизации их последствий. В рамках данного направления Банк России намерен предпринять ряд мер, нацеленных на повышение технологической безопасности и устойчивости при использовании финансовых технологий, а также оперативного взаимодействия с участием финансового рынка на базе ФинЦЕРТ Банка России[27] для своевременного реагирования и предотвращения кибератак.

Рассмотренные направления деятельности Банка России свидетельствуют о его намерении осуществлять всестороннюю поддержку развития финансовых технологий на финансовом рынке.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Понятие цифровой экономики носит несколько условный характер: нельзя сказать, что цифровая экономика характеризует новый тип экономической деятельности, но вместе с тем этот термин отражает реальные и объективные процессы цифровизации хозяйственной деятельности человека, внедрения передовых информационных технологий и платформ, которые могут применяться на всех стадиях экономического цикла.

2. Цифровизация экономики — явление далеко неоднозначное, оно имеет как достоинства, так и серьезные недостатки. Способствование получению выгод от цифровой экономики, а также снижению рисков требует государственного вмешательства, в том числе правового регулирования соответствующих общественных отношений. В этих целях Россия выбрала плановый подход к развитию цифровизации, который представляется оправданным, если учесть особенности структуры отечественной экономики.

3. Применение ИКТ способствовало формированию новой отрасли, возникшей на стыке финансового рынка и ИКТ-сектора, — отрасли финансовых технологий (финтех). Развитие финтеха усиливает как основные преимущества, так и недостатки финансового рынка: увеличивает возможность получения доходов от финансовых операций, но при этом способствует росту рисков на финансовом рынке, что говорит об острой необходимости правового регулирования отрасли финтех.

4. Реализуя плановый подход к построению цифровой экономики в России, ЦБ РФ предпринимает ряд мер, свидетельствующих о его намерении осуществлять всестороннюю поддержку развития финансовых технологий на финансовом рынке.

 

Литература

1. Введение в цифровую экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. "цифр." конс. И.А. Зимненко. ВНИИГеосистем, 2017. Кн. 1. 28 с.

2. Глазьев С.Ю. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века / С.Ю. Глазьев. URL: http://glazev.ru.

3. Дунаев А. Регулирование финтеха: пять ключевых шагов к устойчивому росту / А. Дунаев. URL: http://forbes.ru.

4. Масленников В.В. Новые финансовые технологии меняют наш мир / В.В. Масленников, М.А. Федотова, А.Н. Сорокин // Вестник Финансового университета. 2017. N 2. Т. 21. С. 6 — 11.

5. Усоскин В.М. Финансовое посредничество в условиях развития новых технологий / В.М. Усоскин, В.Ю. Белоусова, И.О. Козырь // Деньги и кредит. 2017. N 5. С. 14 — 21.

6. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. СПб.: Питер, 2014. 379 с.

 


[1] См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" // СПС "КонсультантПлюс".

[2] См.: Доклад Всемирного банка "Цифровые дивиденды. 2016. URL: http://documents.worldbank.org (дата обращения: 11.05.2018).

[3] См.: Там же; Глазьев С.Ю. Великая цифровая революция: вызовы и перспективы для экономики XXI века. URL: https://glazev.ru (дата обращения: 11.05.2018).

[4] См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1632-р // СПС "КонсультантПлюс".

[5] См.: Российская газета. 2018. 13 февраля. URL: https://rg.ru (дата обращения: 29.05.2018).

[6] См.: Доклад Всемирного банка "Цифровые дивиденды".

[7] Введение в цифровую экономику / А.В. Кешелава, В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. "цифр." конс. И.А. Зимненко. ВНИИГеосистем, 2017. 28 с. Кн. первая. С. 15.

[8] Там же. С. 16.

[9] Для посредников и субъектов инфраструктуры финансового рынка существует общее легальное наименование — финансовые организации.

[10] Финансовые рынки и финансово-кредитные институты / Под ред. Г. Белоглазовой, Л. Кроливецкой. СПб., 2014. С. 31.

[11] Усоскин В.М., Белоусова В.Ю., Козырь И.О. Финансовое посредничество в условиях развития новых технологий // Деньги и кредит. 2017. N 5. С. 15, 16.

[12] PwC report "Blurred lines: How FinTech is shaping Financial Services". 2016. URL: https://www.pwc.com (дата обращения: 11.05.2018).

[13] Масленников В.В., Федотова М.А., Сорокин А.Н. Новые финансовые технологии меняют наш мир // Вестник Финансового университета. 2017. N 2. Т. 21. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 11.05.2018).

[14] Основные направления развития финансовых технологий на период 2018 — 2020 годов. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 30.05.2018).

[15] См.: Новые инструменты привлечения финансирования для развития технологических компаний: практика использования и перспективы развития в России: аналитический доклад. М., 2018. С. 10. URL: http://www.csr.ru (дата обращения: 30.05.2018).

[16] См.: Там же.

[17] P2P (peer-to-peer, person to person) — операции между физическими лицами.

[18] Дунаев А. Регулирование финтеха: пять ключевых шагов к устойчивому росту. URL: http://www.forbes.ru (дата обращения: 24.05.2018).

[19] PWC. What is FinTech? URL: http://www.pwc.com (дата обращения: 20.05.2017).

[20] Венчурное инвестирование — вид высокорискового акционерного инвестирования в инновационные и высокотехнологичные компании (стартапы). См.: Родионов М., Никконен А. Венчурный капитал и прямые инвестиции в инновационной экономике. URL: http://www.rvca.ru (дата обращения: 20.05.2018).

[21] Усоскин В.М., Белоусова В.Ю., Козырь И.О. Указ. соч. С. 17.

[22] См.: Финтех для всех. URL: http://www.banki.ru/ (дата обращения: 23.05.2018).

[23] Основные направления развития финансовых технологий на период 2018 — 2020 годов. С. 3. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 30.05.2018).

[24] Усоскин В.М., Белоусова В.Ю., Козырь И.О. Указ. соч. С. 21.

[25] URL: http://fintech.org/ (дата обращения: 06.05.2018).

[26] Основные направления развития финансовых технологий на период 2018 — 2020 годов.

[27] Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере — структурное подразделение Главного управления безопасности и защиты информации Банка России. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 30.05.2018).


Рекомендуется Вам: