ЮрФак: изучение права онлайн

Реализация права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе в ее модернизационный период в условиях развития информационного общества

Автор: Комахин Б.Н.

Проблеме модернизации государственной и муниципальной службы в Российской Федерации уделяется большое внимание, так как высокоэффективное совершенствование вышеназванного института способствует формированию новых политических взглядов, развитию этических и культурных норм поведения, оптимизации и совершенствованию структуры управления.

Модернизационным приоритетом устойчивого функционирования государственной и муниципальной службы в нашем государстве становится открытие нового эффективного изменения и формирования динамичного инновационного развития служебных отношений. Создание резерва передовых управленческих кадров, нацеленных на развитие всех имеющихся возможностей в организационной управленческой деятельности, и является важнейшей из задач.

Углубленные изменения в теоретико-правовой науке, предопределенные инноватизацией технологических управленческих процессов, становятся в мире юридической инноватики не целью, а средством продуцирования государственной и муниципальной службы. Причем изменения происходят под влиянием основополагающих условий соперничества в сфере служебных отношений, роста числа конкурентов и источников конкуренции.

Подготовка высокообразованных специалистов в различных технологичных отраслях экономики вызвано необходимостью внедрения передовых инновационных технологий, сокращением затрат времени на оказание современных услуг населению и, следовательно, на ускоренное получение служащими новейших знаний в различных областях. Тем не менее еще слабо увязана оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих с тем, насколько качественно оказываются государственные услуги гражданам и организациям в государственных органах. Все это требует переформатирования старой системы образования, которая не смогла переориентироваться на новый рынок труда. Необходимо разработать и реализовать всеобъемлющую систему организационно-управленческих инноваций усовершенствования служебных отношений, в контексте утвержденной Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017 — 2030 годы.

В деятельности большинства кадровых работников государственных органов по-прежнему продолжают применяться устаревшие технологии, не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров.

Преодолеть не отвечающую современным требованиям работу кадровых служб, пассивность в служебной деятельности значительной части должностных лиц, сдерживающих развитие инноваций в нашей стране, невозможно без инновационной стратегии предложенного развития, базирующегося на использовании человеческого капитала, интеллектуальных ресурсов с применением насущных информационных технологий.

Поэтому по-прежнему в ходе проведения реформы государственной службы продолжают возникать немалые сложности. Они обусловлены тем, что сущность, содержание развития принципа профессионализма и компетентности служащих не в полной мере опираются на теоретико-правовые основы гражданской службы, на институционализацию принципа профессионализма и компетентности в качестве одного из приоритетных направлений реформирования.

Реализация конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе должно занимать одно из центральных мест в обеспечении успешной жизнедеятельности информационного общества при реализации основных прав и свобод человека и гражданина в сфере государственной и муниципальной служб.

В связи с этим считаем, что Российской Федерации необходимо осмысление по-новому, с позиций модернизации и развития информационного общества, корреляции, существующей между правом граждан на равный доступ к государственной службе, закрепленным в Конституции, и их правом на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции Российской Федерации).

Это положение полностью соответствует п. "c" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность "допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе"[1].

Федеральный закон N 79-ФЗ, кроме того, определяет принципы гражданской службы, основные права, обязанности и требования к служебному поведению гражданских служащих, условия и порядок поступления на гражданскую службу, заключение служебного контракта, прохождение гражданской службы, оплаты труда, государственные гарантии на гражданской службе и др.[2]

Наряду с этим необходимы уточненные категории, закрепляющие сущность инноваций на госслужбе, и определение инновационной стратегии развития в информационном обществе системы государственной и муниципальной служб, так как их значимость для развития теории и практики государственного и муниципального управления непрерывно растет.

Право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службам уместно именовать как "право на официальную службу по управлению делами государства в информационном обществе". Это название отражает демократическую, информационную суть, гражданскую позицию госслужбы, превращение ее в ходе преобразования и модернизации управления из "службы государевой" (как это обычно было в нашей стране) в службу истинно гражданскую, без подавления интереса граждан к государственной и муниципальной службам, к повышению их роли в управлении делами государства. Если гражданская служба исполняется с полной отдачей, то она является ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета и высокой эффективности.

В этом случае управление делами государства не только в нормативной деятельности, но и по результатам исполнения рассматривается как целенаправленный и демократический процесс воздействия граждан, основного субъекта управления, на объекты управления — различные явления и процессы: социальные общности, службы и служащие, управленческие механизмы, информационные технологии и т.д.

Единство и целостность информационно-правового пространства России, в котором взаимодействуют права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службам и на участие их в управлении делами государства, непосредственно отражают потребность в развитии данных прав, равно как и служебно-правовой и управленческо-правовой систем Российской Федерации.

Правовой статус государственных служащих в Российской Федерации регулируется различными федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также подзаконными правовыми актами.

Следует не забывать, что если правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы находится в ведении Федерации, то правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Федерации находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а ее организация — в ведении субъекта Федерации.

Развитие информационного общества невозможно без модернизации государственной службы и проведения административной реформы, которая затрагивает многие аспекты информационного и административно-правового обеспечения прав, свобод человека и гражданина, в том числе его права на равный доступ к государственной и муниципальной службам. Причем модернизация предполагает в качестве исходного начала активное поведение самих граждан — участников служебных, управленческих отношений. Граждане, участвующие в процессе модернизации, несомненно, придут к обоснованному выводу в необходимости обновления законодательства России, регулирующего информационно-правовые отношения граждан по поводу государственной, муниципальной служб и управления делами государства в целом. Именно отсюда берет свое начало необходимость уточнения категориальной сущности развития служб в информационном обществе с учетом коммуникационных технологий на методологических основах модернизации государственной и муниципальной служб.

Следует вернуться к возникшей ранее потребности в выделении понятия "информационное развитие государственной и муниципальной служб"[3], отличительной особенностью которого является его нацеленность на выработку и применение новых обоснованных, прогрессивных и нестандартных управленческих решений и технологий относительно информационно-правового обеспечения комплекса этих служб, действующих и в центре, и в регионах, и на местах в контексте современной Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.

По-прежнему ряд исследователей-административистов видят главную проблему управления в том, чтобы урегулировать лишь внутриорганизационные отношения или отделить региональные органы управления, их служащих от федеральных органов государственной власти. Однако что станет в будущем с обеспечением правом граждан на информацию, на реализацию права на равный доступ к госслужбе, как будет развиваться жизнедеятельность человека на государственной и муниципальной службах, как будут осуществляться участие граждан в управлении делами государства и гарантироваться другие информационно обеспеченные права и свободы личности гражданина? Эти вопросы недостаточно раскрываются в правовых исследованиях[4].

Необходимо учитывать, с какими дополнительными вызовами, обусловленными как внешними, так и внутренними факторами, в настоящее время столкнулась Россия, которые все еще затрудняют полномасштабные исследования в этой сфере. В современных условиях является правомерной постановка вопроса о модернизации и инновационном развитии государственной и муниципальной служб, затрагивающем информационно-правовую, административно-управленческую и трудоправовую проблематику.

Для реализации права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службам в информационном обществе России предстоит отрегулировать или организовать новую, информационно развитую систему разработки нормативных актов об управлении по результатам в органах представительной (законодательной) и исполнительной власти, включая законодательство о службе и всевозможных службах, провести комплексное исследование преобразований госслужбы как социального института. Необходимо усилить информационную функцию государства, роль информации в публичном праве, его взаимодействие с частным правом с целью повышения эффективности деятельности государства по обеспечению высокого качества жизни населения.

В целях развития информационного общества государством создаются условия для формирования пространства знаний и предоставления доступа к нему, совершенствования механизмов распространения знаний, их применения на практике в интересах личности, общества и государства[5].

Необходимо с помощью информационных средств активнее развивать разнообразные формы занятости населения, например работа на дому с применением персональных компьютеров, сформировать и задействовать сотрудников трудовых коллективов малых и средних предприятий, занятых в сфере предоставления услуг и семейного бизнеса.

В современной России насчитывается свыше десяти миллионов инвалидов, многие из которых имеют ограничения в мобильности, но вполне могут работать дома, получив компьютерное образование и навыки работы с различными гаджетами. Женщинам, воспитывающим малолетних детей, также возможно обеспечить частичную занятость. Все это немалые трудовые ресурсы, так необходимые сегодня стране для реализации программы ее социально-экономического развития.

Женщины, занятые выполнением семейных обязанностей, но имеющие востребованные на рынке труда профессии (специальности), имеют дополнительные гарантии по трудоустройству. В связи с этим Конвенция Международной организации труда N 156 обязывает государства принимать все меры, соответствующие национальным условиям и возможностям, в том числе меры в области профессиональной ориентации и подготовки, которые позволяли бы трудящимся с семейными обязанностями начать или продолжать трудовую деятельность, а также возобновлять ее после отсутствия на работе в связи с этими обязанностями (ст. 7)[6].

Весьма важен социально-психологический эффект глобальной информатизации служб, направленный на повышение качества жизни населения. Именно поэтому во многих странах, в том числе и в России, сегодня действуют программы государственной поддержки по обеспечению доступа населения к российским и мировым информационным ресурсам.

Нельзя не отметить такой негативный фактор, как продолжающиеся санкции в отношении России со стороны США и Европейского союза, которые спровоцировали колоссальный отток капитала из РФ, из-за санкций сокращается экономическое сотрудничество РФ с другими странами. В целом санкции значительно подорвали финансовую платежеспособность россиян, в частности это связано с обвалом российского рубля. Одно из последствий санкций — невозможность использования РФ необходимых ей технологий. Такие ограничения испытывают почти все отрасли экономики. Однако телекоммуникационная сфера мирового сообщества энергично продолжает развиваться, а ряд стран, сделавших ставку на свое преимущественное информационное развитие, получают значительные конкурентные приоритеты перед другими государствами.

Но речь сегодня идет не столько о популярности информационного развития той или иной страны, а о том, как она использует информационный и интеллектуальный потенциал своих служб и служащих для своего экономического и социально-культурного развития. Такой потенциал в России имеется, что позволяет государству переходить к новому этапу развития — системной модернизации служб на основе широкого использования новых информационных технологий. Стратегическим фактором этого процесса становится приоритетное развитие информационного общества, которое создает новые возможности для более эффективного использования службами и служащими самого важного потенциала нашей страны — интеллектуального.

Поэтому международное сотрудничество в области развития информационного общества включает участие государственной и муниципальной служб, их служащих в формировании систем международной информационной безопасности, совершенствования взаимодействия органов власти Российской Федерации и иностранных государств в области предупреждения, выявления, пресечения и ликвидации последствий использования информационных и телекоммуникационных технологий в террористических и иных преступных целях.

Подводя итог изложенному, хотелось обратить внимание на то, что для России государственная служба является приоритетной, высокопрофессиональной, приверженной демократическим ценностям, законодательство о госслужбе и муниципальной службе стоит на страже интересов налогоплательщиков и общества, а государственные служащие всегда служат интересам общества и каждому гражданину в отдельности.

Литература

1. Агафонов С.И. Основные направления модернизации профессиональной деятельности служащих на основе административно-правового моделирования / С.И. Агафонов, Б.Н. Комахин, Е.Н. Хазов // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 12. С. 173 — 177.

2. Гаюров Ш.К. Свобода информации и личное информационное право граждан: теория и практика: Монография / Ш.К. Гаюров. М.: Спутник+, 2009. 201 с.

3. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Граждан. М.: КНОРУС, 2007. 496 с.

4. Куняев Н.Н. От освоения информационно-коммуникационных технологий к становлению информационного общества: Сборник статей / Н.Н. Куняев. М.: Университетская книга, 2009. 127 с.

5. Пестерева Н.М. Формирование профессиональных компетенций государственных служащих: Монография / Н.М. Пестерева, Л.С. Цветлюк, О.С. Надеина. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2014. 139 с.

6. Саралинова Д.С. Инновационные кадровые технологии в системе государственного управления / Д.С. Саралинова // Молодой ученый. 2016. N 12. С. 1432 — 1433. URL: https://moluch.ru/archive/116/31748/.

7. Устинович Е.С. Доступ к информации и государственное информационное обслуживание населения / Е.С. Устинович, Е.М. Бледнова // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. 7-я Международная научно-практическая конференция факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, 27 — 29 мая 2009 г.): Материалы конференции. В 2 ч. Ч. 1 / Отв. ред. И.Н. Мысляева. М.: МАКС Пресс, 2009. С. 930 — 937.

8. Червяковский А.В. Регулирование доступа граждан к правовой информации, размещенной на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти / А.В. Червяковский // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 4. С. 24 — 28.

 


[1] См.: Международный пакт о гражданских и политических правах // United Nations Treaty Series. Vol. 999. P. 225 — 240.

[2] См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215; 2017. N 15. Ст. 2139.

[3] См.: Гаюров Ш.К. Свобода информации и личное информационное право граждан: теория и практика: Монография. М.: Российский университет дружбы народов, 2009; Куняев Н.Н. От освоения информационно-коммуникационных технологий к становлению информационного общества: Сб. ст. М.: Унив. кн., 2009.

[4] См.: Устинович Е.С., Бледнова Е.М. Доступ к информации и государственное информационное обслуживание населения // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. 7-я Международная научно-практическая конференция факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. 27 — 29 мая 2009 г. Материалы конференции. М.: МАКС Пресс, 2009; Червяковский А.В. Регулирование доступа граждан к правовой информации, размещенной на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 4. С. 24 — 28.

[5] См.: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919.

[6] См.: Конвенция МОТ N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121450.


Рекомендуется Вам: