ЮрФак: изучение права онлайн

Кибербуллинг как девиация права граждан на свободу мнения в сети Интернет

Авторы: Иванова К.А., Степанов А.А., Немчинова Е.В.

В эпоху развития информационных технологий Интернет является неотъемлемой частью жизни для большинства населения планеты, и в связи с этим он выступает важнейшим средством реализации их прав и свобод, одной из которых является свобода на выражение мнения.

Социальные сети и мессенджеры предоставляют любому возможность делиться своими мыслями и идеями с неисчислимо большим количеством других пользователей, в том числе анонимно. Такое положение дел уничтожило монополию СМИ на распространение информации, но в то же время повлекло за собой возникновение новых проблем.

Одна из таких проблем носит нравственно-правовой характер и связана с агрессией, проявляемой одними пользователями в отношении других. Наиболее опасной ее формой является кибербуллинг, выделенный в качестве одного из онлайн-рисков в Рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития, посвященных защите детей онлайн[1].

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует специальное законодательство в сфере защиты от кибербуллинга и иных форм онлайн-преследований, какое существует, например, в странах Западной Европы и Северной Америки. В 2018 г. было предложено ввести административную ответственность за травлю в социальных сетях[2]. Некоторыми практикующими юристами высказывается мнение о том, что действующего законодательства для решения проблемы кибербуллинга достаточно. Они предлагают лишь точечно усовершенствовать административное законодательство и добавить возможность привлечения к ответственности группы лиц за оскорбления в Интернете[3].

В науке также отсутствует общепринятое определение кибербуллинга. Так, П.Н. Кобец полагает, что "кибербуллингом называется использование силы или влияния, прямо или косвенно, в устной, письменной или физической форме либо путем демонстрации или иного использования снимков, символов или чего-либо другого в целях запугивания, угроз, травли, преследования или смущения при помощи Интернета или других технологий, к примеру мобильных телефонов"[4]. При этом автор классифицирует кибербуллинг на такие формы, как аутинг, фрейпинг, диссинг и кетфишинг. К.А. Барышева определяет кибербуллинг как использование информационных технологий коммуникации с целью негативного воздействия на личность человека[5].

Представляется, что кибербуллингом является индивидуальное либо групповое преследование лица с использованием информационных технологий с целью его унижения, запугивания либо причинения иного морального вреда, при этом преследование носит публичный характер. Жертвами кибербуллинга могут быть не только несовершеннолетние: по данным Pew Research Center, 40% взрослых американских интернет-пользователей сталкивались с теми или иными проявлениями кибербуллинга[6]. В связи с неясностью правового регулирования кибербуллинг становится прежде всего нравственной проблемой — выражением негативного мнения в безнравственной форме и с аморальными целями. Некоторые интернет-пользователи, ощущая свою безнаказанность, ведут себя так, как не посмели бы в реальной жизни: настойчиво оскорбляют других пользователей и унижают их. Причем зачастую травля носит групповой или даже массовый характер. В связи с этим примечательными являются два громких и весьма противоречивых случая, имевших место в России летом 2018 г.

Во время проведения Чемпионата мира по футболу — 2018 в Российской Федерации россиянки подвергались в различных социальных сетях оскорблениям и унижениям со стороны соотечественников за вступление в романтические отношения с иностранными болельщиками[7]. Многие пользователи стали массово оставлять под любыми фотографиями российских девушек с иностранными болельщиками оскорбительные комментарии и слать им угрозы, при этом даже не разбираясь в контексте таких фотографий[8]. Такие "блюстители общественной нравственности" для своей координации стали создавать в социальных сетях группы, которые, однако, вскоре были заблокированы администрацией "ВКонтакте"[9].

Данный случай говорит об архаичности моральных установок многих граждан, характеризующихся патриархальным и патерналистским (даже собственническим) отношением к женщинам. В условиях правового признания свободы воли каждого человека, в том числе и на вступление в половые отношения, возникает явный конфликт. В киберпространстве, в силу его открытости и массовости, он принимает особо агрессивную форму — форму кибербуллинга, причиняя моральные страдания невинным людям. Здесь важна одна оговорка: упомянутые пользователи также имеют право негативно относиться к поведению российских девушек, а также делиться этим мнением и распространять его, равно как и любое другое мнение, но оно не должно содержать в себе угроз и оскорблений.

Второй, не менее спорный случай произошел в связи с публикацией на странице в социальной сети Facebook PR-директора одной компании, в котором она написала непроверенную информацию о якобы сожженной российскими болельщиками девушке[10]. За распространение недостоверной, аморальной и порочащей честь болельщиков информации автор подверглась массовой критике и оскорблениям, в ответ на что также оскорбительно выразилась о писавших ей людях. Из-за этого конфликт перерос в настоящую травлю с угрозами расправы и призывом к бойкоту компании, в которой работала женщина. Впоследствии она объявила об уходе со своей должности[11].

Произошедшие события некоторые начали соотносить с пробуждением гражданского общества в России, проявлением саморегулирования общества в Интернете[12]. Однако указанные события представляются цифровым аналогом побития камнями: основные принципы гражданского общества предполагают совместную борьбу граждан за свои права и интересы с публичными субъектами, облеченными властью, — бизнесом и государством, с целью защиты от их произвола[13]. Здесь же имела место массовая травля одного конкретного человека, а основным требованием пользователей было ее увольнение. В данном контексте представляется странным соотнесение личного мнения человека с его работой, поскольку в публикации она говорила исключительно от своего имени, а не от имени компании.

Интернет является местом, где невольно пересекаются люди с противоположными нравственными, политическими и прочими воззрениями. В реальной жизни они вряд ли стали бы взаимодействовать друг с другом, так как людям свойственно формировать свой круг общения по схожим интересам и взглядам. Возникающая в результате таких столкновений агрессия выливается, например, в рассмотренные случаи кибербуллинга, способные причинить серьезный вред его жертвам. Все люди по определению не могут иметь одинаковых мнений по различным вопросам, и такие конфликты будут возникать всегда. Именно поэтому так важен поиск гармоничного, строящегося на взаимоуважении саморегулирования общественных отношений в киберпространстве, а также надежных правовых и неправовых средств защиты от онлайн-агрессии.

Поскольку в настоящее время для защиты от кибербуллинга нет специальных правовых механизмов, в большинстве случаев защита от подобного поведения, которое при этом не всегда является противоправным, ложится на самих пользователей. В частности, она делится на самозащиту путем установки настроек приватности и коллективную защиту, когда часть пользователей становятся на защиту жертвы. В таком случае односторонняя травля перерастает в равную полемику — проявление свободы выражения мнения.

Библиография

1. Барышева К.А. Определение понятия и общественно опасной природы киберсталкинга // Адвокат. 2016. N 10. С. 60 — 66.

2. Зорькин В.Д. Философия права: прошлое, настоящее и будущее // Баренбойм П.Д., Захаров А.В. Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Предисл.: В.В. Миронов, Ю.Н. Солонин; издание Московско-Петербургского философского клуба. М.: Летний сад, 2010. 320 с.

3. Кобец П.Н. Противодействие угрозам киберсталкинга — важнейшей проблеме, исследуемой в рамках совершенствования аспектов информационной безопасности регионов в условиях глобализации информационного пространства // Вестник Прикамского социального института. 2017. N 1 (76). С. 27 — 35.

4. Duggan M. Online harassment. URL: http://www.pewinternet.org/2014/10/22/part-1-experiencing-online-harassment/ (дата обращения: 15 августа 2018 г.).

 


[1] The Protection of Children Online. Recommendation of the OECD Council. URL: https://www.oecd.org/sti/ieconomy/childrenonline_with_cover.pdf (дата обращения: 15 августа 2018 г.).

[2] Кибербуллинг вне закона: в России предлагают ввести ответственность за травлю в соцсетях. URL: https://russian.rt.com/russia/article/489396-shtraf-rossiya-kiberbulling (дата обращения: 15 августа 2018 г.).

[3] Кибербуллинг вне закона…

[4] Кобец П.Н. Противодействие угрозам киберсталкинга — важнейшей проблеме, исследуемой в рамках совершенствования аспектов информационной безопасности регионов в условиях глобализации информационного пространства // Вестник Прикамского социального института. 2017. N 1 (76). С. 29.

[5] Барышева К.А. Определение понятия и общественно опасной природы киберсталкинга // Адвокат. 2016. N 10. С. 61.

[6] Duggan M. Online harassment. URL: http://www.pewinternet.org/2014/10/22/part-1-experiencing-online-harassment/ (дата обращения: 15 августа 2018 г.).

[7] "ВКонтакте" вынесла предупреждение пабликам, где осуждали романы россиянок с иностранцами во время ЧМ-2018. URL: https://www.novayagazeta.ru/news/2018/06/28/142882-vkontakte-vyneslo-preduprezhdenie-pablikam-za-oskorblenie-vstrechayuschihsya-s-inostrantsami-rossiyanok (дата обращения: 15 августа 2018 г.).

[8] "Раздвигают ноги на инстинктивном уровне". URL: https://lenta.ru/articles/2018/07/06/mg/ (дата обращения: 7 июля 2018 г.).

[9] "ВКонтакте" начал борьбу с травлей россиянок за секс с фанатами-иностранцами. URL: https://vz.ru/news/2018/6/28/930036.html (дата обращения: 15 августа 2018 г.).

[10] "Вскрываю ватку": как пост пиарщицы "Леруа Мерлен" привел к травле в "Фейсбуке" и удалению страницы. URL: https://tjournal.ru/73130-vskryvayu-vatku-kak-post-piarshchicy-lerua-merlen-privel-k-travle-v-feysbuke-i-udaleniyu-stranicy (дата обращения: 15 августа 2018 г.).

[11] PR-директор "Леруа Мерлен" объявила об уходе с должности после скандала из-за поста в "Фейсбуке". URL: https://tjournal.ru/73151-pr-direktor-lerua-merlen-obyavila-ob-uhode-s-dolzhnosti-posle-skandala-iz-za-posta-v-feysbuke (дата обращения: 15 августа 2018 г.).

[12] Бойкот или травля? Социальные сети о кампании против "Леруа Мерлен". URL: https://www.svoboda.org/a/29341142.html (дата обращения: 15 августа 2018 г.).

[13] Зорькин В.Д. Философия права: прошлое, настоящее и будущее // Баренбойм П.Д., Захаров А.В. Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. М.: Летний сад, 2010. С. 29.


Рекомендуется Вам: