ЮрФак: изучение права онлайн

Применение информационных (цифровых) технологий в саморегулировании как условие развития строительной отрасли и правового регулирования

Автор: Лескова Ю.Г.

Современный этап развития экономики России характеризуется постепенным переходом ее на цифровизацию, а одним из важнейших факторов ее перехода, как известно, является внедрение инновационных информационных технологий в различные сферы жизнедеятельности общества. Как указывается в программе "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р, отрасль информационных технологий должна создавать не только необходимые платформы и сервисы, но и решать вопросы о применении информационно-телекоммуникационных технологий на качественно новом уровне, позволяющем использовать потенциал данных в цифровой форме[1]. Цифровая экономика вряд ли может сегодня ограничиваться бизнесом электронной торговли, затрагивать образование и здравоохранение, интернет-банкинг и пр. Развитие цифровых платформ и технологий является приоритетной задачей для практически всех отраслей экономики. В строительной отрасли наиболее ощутима необходимость использования информационных (цифровых) технологий и создания цифровых платформ в сфере саморегулирования. Именно поэтому проведенное недавно реформирование градостроительного законодательства в России затронуло в том числе вопросы размещения необходимой информации о саморегулируемых организациях и ее членах на соответствующих платформах (ряд новшеств Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) вступили в силу 04.07.2016, другая их часть — с 01.07.2017). Подобное продиктовано рядом причин, в числе которых исключение случаев заключения договоров строительного подряда с лицами, у которых не возникло право на осуществления определенных видов строительной деятельности (ст. 55.8 ГрК РФ), а также защита прав потребителей и кредиторов, обеспечение безопасности при строительстве объектов.

В настоящее время законодателем закреплены правила о необходимости ведения трех видов реестров и предоставления содержащихся в них сведений на соответствующих площадках с использованием тех или иных информационных технологий в сфере саморегулирования строительной деятельности:

1) государственный реестр саморегулируемых организаций (далее — СРО) в сфере строительства, ведение которого осуществляется органом надзора за СРО. Согласно п. 3 ст. 55.18 ГрК РФ сведения, содержащиеся в государственном реестре СРО, подлежат размещению на официальном сайте органа надзора за СРО в сфере строительства в сети Интернет[2] и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (по состоянию на 09.08.2018 в указанном реестре числятся 297 СРО в сфере строительства). Следует отметить, что реестр СРО в сфере строительства (содержащий те же сведения, что и в государственном реестре СРО в сфере строительства) размещен также на сайте Ностроя, но в рамках единого реестра членов СРО (здесь также указаны 297 СРО в сфере строительства)[3], однако он носит чисто ознакомительный характер, поскольку, следуя логике законодателя, следует ориентироваться непосредственно на сведения государственного реестра СРО в сфере строительства;

2) реестр членов СРО. В целях обеспечения информационной открытости и гласности сведения, содержащиеся в названном реестре, размещаются на сайтах СРО (реестр членов СРО) и на сайте Национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Следует отметить, что наряду с общей обязанностью ведения реестра членов СРО в сфере строительства в градостроительном законодательстве РФ предусматривается возможность для названных организаций вести реестр ее членов в составе единого реестра членов СРО при условии размещения такого реестра на сайте СРО в сети Интернет. "Иными словами, речь идет о возможности слияния баз данных в целях упрощения поиска и обработки информации, содержащейся в реестрах"[4]. Кроме того, в числе функций Национального объединения СРО, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее — Ностроя), указана и такая, как ведение единого реестра членов саморегулируемых организаций (ст. 55.20 ГрК РФ). В настоящее время указанная возможность была реализована на практике, и на сайте Ностроя можно ознакомиться с данными указанного реестра (по данным названного реестра, по состоянию на 09.08.2018 в едином реестре членов СРО числятся 292 599 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих строительную деятельность)[5];

3) национальный реестр специалистов по организации строительства. Согласно ст. 55.20 и 55.5-1 ГрК РФ ведение названного национального реестра осуществляет Нострой. Сведения, содержащиеся в национальном реестре специалистов, подлежат размещению на сайте Ностроя в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы[6].

Стоит также отметить, что действующее законодательство РФ закрепляет также обязанность СРО в сфере строительства создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации. Информация, которая должна быть размещена на указанном сайте, указана в ст. 7 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О саморегулируемых организациях"[7] и в ст. 55.9 ГрК РФ. Как видим, законодателем в сфере саморегулирования строительной деятельности предприняты первые попытки выйти на новый уровень развития возникающих здесь отношений с учетом становления в России информационного общества и цифровизации экономики.

Однако в последнее время все чаще встают вопросы о дальнейшем реформировании системы информатизации в саморегулировании строительной деятельности, что отчасти связано также с возрастающим значением СРО и Ностроя, которые достаточно сложно сегодня рассматривать только как исключительно субъекты частного права в связи с выполняемыми ими функциями, носящими публично-правовой характер. Так, например, Д.А. Петров считает, что в целях обеспечения обязанности размещения достоверной информации на сайте СРО, придающей ему характер официального, следует говорить о его единичности, поэтому речь должна идти о создании только одного сайта СРО (в ныне действующем законодательстве подобного не просматривается) и включении его электронного адреса в официальные документы (устав СРО) и ресурсы (реестр СРО)[8]. Н.Н. Мельников справедливо отмечает, что буквальное прочтение норм ст. 55.20 ГрК РФ позволяет считать, что национальные объединения могут не размещать в открытом доступе никакой иной информации, кроме той, которая содержится в реестрах[9], что вряд ли соответствует принципу гласности в сфере саморегулирования. По мнению Ю.П. Свит, М.А. Щербаковой, складывающаяся система реестров в строительной деятельности весьма громоздка. По мнению ученых, сведения о наличии специалистов, необходимых для организации строительства, вполне могли бы содержаться в реестрах субъектов строительной деятельности, ведущих СРО[10].

Подобные предложения и замечания вполне понятны, поскольку направлены на оптимизацию процесса получения информации в сфере строительства. На наш взгляд, во-первых, создание нескольких платформ в сфере саморегулирования строительной деятельности для получения информации постепенно себя изживает, необходимо сформировать единую информационную платформу для всех участников системы саморегулирования строительной отрасли в РФ. Использование в саморегулировании строительной деятельности информационных систем, объединяющих наибольшее количество участников, включая как субъекты саморегулирования всех уровней, так и регуляторы, позволит более эффективно внедрить в отрасли риск-ориентированный подход и оценить то или иное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в качестве будущего контрагента и упростить систему поиска информации о субъектах строительной отрасли. На наш взгляд, внедрение единой платформы в сферу саморегулирования строительной отрасли для получения обозначенной нами ранее информации, безусловно, позволит повысить также эффективность строительной деятельности ее субъектов.

Во-вторых, как показывает практика, сегодня трудно оценить положительный результат нововведений ГрК РФ в части обеспечения получения достоверной информации через систему Интернет. В этой связи показательно решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 28 августа 2017 г., в котором при отборе претендентов на роль государственного подрядчика заявка участника закупки (согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд")[11] была признана соответствующей требованиям аукционной комиссии, несмотря на то что в реестре членов СРО "Строительное региональное партнерство" участник закупки не числился. Как было установлено, участник закупки прекратил членство в СРО 10 августа 2017 г. в 12.00 час., однако выданная СРО выписка из реестра, датированная 11 августа 2017 г., свидетельствовала об обратном (о членстве участника в СРО)[12]. Таким образом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области в вопросе о соотношении сведений из реестра (электронный ресурс) и выписки из него (бумажный носитель) приоритет установило в отношении последней, несмотря на то что выписка не содержала достоверную информацию. Логика подобного решения не вполне ясна, хотя следует отметить, что ГрК РФ в отношении других возникающих в строительстве отношений устанавливается именно приоритет бумажных носителей. Так, например, в ч. 4 ст. 57 ГрК РФ применительно к порядку ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности содержится следующее интересное правило: "Документирование сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии записей на бумажном и электронном носителях приоритет имеют записи на бумажном носителе".

Таким образом, и законодатель, и правоприменитель "сомневаются" в достоверности информации, предоставленной в электронной форме на основании данных, размещенных на соответствующих сайтах Интернета. Возможно, подобное связано с тем, что указанные платформы для размещения информации не до конца "надежны" и не стали индикаторами благонадежности, подтверждающими право на выполнение работ и заключение государственного контракта. Поэтому неслучайно представители ведущих разработчиков автоматизированных информационных систем предлагают новые IT-решения. Например, С. Панфилов в своем докладе на конференции "Практическое саморегулирование" резюмировал реализацию готовой к применению и тиражированию риск-ориентированной информационно-аналитической системы, способной в режиме реального времени формировать выписки в автоматизированном режиме на основании данных и аналитических сведений информационной системы, с учетом надлежащего уровня ответственности по размеру сформированных компенсационных фондов, материально-технической, компенсационной и качественной готовности члена СРО выполнять строительные работы, выявлять и предупреждать нарушения, допущенные членами СРО в сфере строительства[13].

Еще более интересными и "заманчивыми" в вопросе получения достоверных сведений об участниках саморегулирования в сфере строительства являются широко обсуждаемые сегодня в юридической литературе технологии распределенных реестров, которые вполне могут применяться также в сфере саморегулирования строительной деятельности. "Плюсы же использования подобной технологии — открытость и неизменяемость данных, возможность отслеживания, фиксации результатов, устойчивость к несанкционированному изменению — трудно переоценить"[14].

Правильное и достоверное содержание всех ранее указанных реестров и информации об участниках саморегулирования в сфере строительства позволяет полноценно оценить способности и компетентность члена СРО, самой СРО, Ностроя и выбрать соответственно ту организацию — члена СРО, с которой безопаснее всего заключать договоры строительного подряда, ставя перед собой цель не только и не сколько получение прибыли, сколько учитывая качество, срок и легитимность способов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего строительную деятельность. И только в таком случае мы можем говорить об эффективности саморегулирования в сфере строительства, в противном случае мы не получаем должного механизма его реализации, и, соответственно, утрачивают смысл те задачи, которые преследовал законодатель, закрепляя правовые средства саморегулирования в строительстве. Поэтому на этапе перехода к цифровизации экономики в России, как и во многих других странах, назрел вопрос о смене эпохи бумажных носителей и самописных программ временем крупных информационных систем, направленных на внедрение таких информационных технологий, которые действительно смогут оказать поддержку бизнес-проектам в строительной сфере, и переходе на новый этап — цифровую экономику.

Литература

1. Комментарий к Градостроительному кодексу РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (постатейный) / Отв. ред. Н.Н. Мельников // СПС "КонсультантПлюс", 2017.

2. Новоселова Л. Блокчейн для голосования акционеров / Л. Новоселова, Т. Медведева // Хозяйство и право. 2017. N 10. С. 10 — 21.

3. Петров Д.А. Обеспечение информационной открытости при саморегулировании / Д.А. Петров // Гражданское право. 2013. N 5. С. 33 — 35.

4. Свит Ю.П. Национальные реестры специалистов: некоторые аспекты правового регулирования / Ю.П. Свит, М.А. Щербакова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 64 — 70.

 


[1] Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" // СЗ РФ. 2017. N 3. Ст. 5138.

[2] Государственный реестр СРО в сфере строительства // URL: http://sro.gosnadzor.ru (дата обращения: 09.08.2018).

[3] Единый реестр членов СРО // URL: http://reestr.nostroy.ru (дата обращения: 09.08.2018).

[4] Комментарий к Градостроительному кодексу РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (постатейный) / Отв. ред. Н.Н. Мельников // СПС "КонсультантПлюс", 2017.

[5] Единый реестр членов СРО.

[6] Национальный реестр специалистов // URL: http://nrs.nostroy.ru (дата обращения: 09.08.2018).

[7] Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О саморегулируемых организациях" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

[8] Петров Д.А. Обеспечение информационной открытости при саморегулировании // Гражданское право. 2013. N 5. С. 33 — 35.

[9] Комментарий к Градостроительному кодексу РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (постатейный).

[10] Свит Ю.П., Щербакова М.А. Национальные реестры специалистов: некоторые аспекты правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 10. С. 64 — 70.

[11] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ред. от 29.07.2018) // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

[12] Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 28 августа 2017 г. N 08-01-373 // СПС "КонсультантПлюс".

[13] Конференция "Практическое саморегулирование" // URL: https://skdo.ru/newslinks/chto-obsuzhdalos-na-konferenczii-prakticheskoe-samoregulirovanie.html (дата обращения: 08.08.2018).

[14] Новоселова Л., Медведева Т. Блокчейн для голосования акционеров // Хозяйство и право. 2017. N 10. С. 10 — 21.


Рекомендуется Вам: