ЮрФак: изучение права онлайн

Специфика, сущность и алгоритм выработки управленческого решения в системе органов безопасности России

Автор: Максимов А.А.

Деятельность должностных лиц органов государственной власти тесно переплетена с деятельностью по принятию управленческих решений. С точки зрения науки управления управленческое решение выступает сложной, многоэтапной, информационно обеспеченной деятельностью руководителя или иного лица, наделенного административными (административно-властными) полномочиями, основанной на его профессиональных знаниях и умениях.

Обычно в качестве методов принятия решений выделяют индивидуальный и коллективный. Индивидуальный подразумевает единоличную деятельность руководителя по принятию решения, а коллективный основывается на обсуждении принимаемого решения определенным коллективом (заседание, планерка, общее собрание трудового коллектива и проч.).

В той или иной степени управленческое решение направлено на решение проблемы, которая предопределяет цель управленческого процесса. Под проблемой обычно понимают несоответствие ожидаемых или реальных (фактических) показателей управляемой системы с целями самого управления вследствие как реального, так и перспективного отклонения фактических параметров системы от целевых или изменение целей управления.

Алгоритм выработки и принятия управленческого решения представляет собой совокупность сменяющих друг друга в определенной временной и логической последовательности этапов, объединенных явной причинно-следственной связью. Исследование данных этапов чаще всего выступает предметом экономических исследований, однако, как представляется, является немаловажным и для исследования государственного управления с позиций юридической науки, особенно в сфере государственной безопасности.

Руководители подразделения органов федеральной службы безопасности постоянно сталкиваются с потребностью в выработке и принятии управленческих решений. В процессе осуществления руководства в системе органов федеральной службы безопасности (далее — ФСБ) действия личного состава не могут происходить без какого-либо руководящего начала. Объективно требуется, чтобы действия личного состава организовывались, координировались и достигали требуемых результатов, а также поставленных целей. Обеспечение эффективности деятельности органов безопасности, выполнение регламентирующих приказов, распоряжений, указаний, а в конечном итоге выполнение поставленных задач являются основными целями управления.

Сущность управленческой деятельности в системе органов безопасности заключается в целенаправленной деятельности руководителей органов и подразделений ФСБ России.

Исходя из этого содержанием управленческой деятельности в органах безопасности выступает совокупность принимаемых руководителями управленческих решений, основу которых составляют знания закономерностей, принципов, методов и алгоритма их принятия, уяснение поставленных задач и верная оценка оперативной обстановки.

В данном контексте разработка управленческого решения выступает едва ли не самым важным процессом, связующим ключевые функции управления органами безопасности, к которым традиционно относятся планирование, организация оперативно-служебной деятельности, мотивация, контроль, оценка эффективности деятельности и проч.

Руководитель в системе органов безопасности должен являться компетентным, высококвалифицированным специалистом, способным оперативно принимать управленческие решения.

В целях выработки качественных и эффективных управленческих решений руководитель вынужден и должен придерживаться существующих научных теорий в данной сфере и непосредственной практики управления в системе органов безопасности. Так, основными требованиями к управленческим решениям, принимаемым в системе органов безопасности, следует выделить:

— во-первых, научность, которая выражается в изучении и использовании в профессиональной деятельности достижений современной науки и подтвержденных (апробированных) результатов научных исследований. Традиционно к таковым относятся закономерности преступного поведения, апробированные методы выявления, предупреждения и борьбы с отдельными видами преступлений, а также методики их расследования и проч.;

— во-вторых, законность, которая выражается в строгом соответствии принимаемого в системе органов безопасности управленческого решения законодательству Российской Федерации и ведомственным нормативным правовым актам;

— в-третьих, полноту и достоверность используемых первичных данных — посредством всестороннего и комплексного подхода к получению и оценке информации, основанной на достоверных источниках, обеспечивается принятие правильного решения;

— в-четвертых, своевременность, посредством которой учитываются факторы времени и срока, обеспечивающие условия поиска и принятия управленческих решений, в том числе альтернативных;

— в-пятых, компетентность, согласно которой субъектами подготовки и принятия управленческих решений являются руководители (начальники и их заместители), в своей деятельности призванные обеспечивать достижение поставленных целей в сфере безопасности государства в соответствии с законодательно[1] установленными и закрепленными направлениями деятельности;

— в-шестых, системность, предполагающую рассмотрение всех действующих и принимаемых решений как единого неразрывного комплекса взаимосвязанных и обусловливающих друг друга мер, имеющих единое или общее целеполагание.

Алгоритм принятия управленческих решений в зависимости от применяемого подхода и сферы деятельности может быть различным. Алгоритм выработки и принятия управленческого решения представляет собой совокупность сменяющих друг друга в определенной временной и логической последовательности этапов, объединенных явной причинно-следственной связью. В управленческой деятельности в системе органов безопасности к числу данных этапов следует относить[2]:

1. Выявление проблемы, под которой следует понимать отклонение существующей ситуации от желаемого состояния. В сфере органов безопасности это отклонение может представлять собой разрыв между целями органов безопасности по достижению нормативно регламентированных оптимальных результатов оперативно-служебной деятельности[3] и фактически достигнутыми показателями. Выявление вышеуказанных проблем в системе органов безопасности напрямую связано с изучением и оценкой существующей оперативной обстановки.

2. Сбор, обработку и анализ необходимой информации — полная и достоверная информация выступает основой качественного и эффективного управленческого решения (в настоящее время для обеспечения служебной деятельности органов безопасности в структуре ФСБ России создана и успешно функционирует Служба оперативной информации и международных связей, которая позволяет автоматизировать основные виды деятельности подразделений системы органов безопасности, систематизировать и обрабатывать различную оперативно-служебную информацию).

3. Прогнозирование потенциально возможных ситуаций.

4. Формулировку ограничений и критериев принятия решения. Не все управленческие решения являются реальными и объективно реализуемыми в сложившихся обстоятельствах. Среди ограничений и критериев следует выделить следующие:

— законодательную базу, не позволяющую принимать решение или вносящую свои коррективы в данное решение;

— ресурсы (административные, материальные, организационные, служебные и проч. как наиболее значимый элемент эффективного управленческого процесса);

— временные рамки принятия решения, которые способны вносить серьезные коррективы в принимаемое решение;

— компетенцию, полномочия (в том числе квалификацию) органов, подразделений и сотрудников ФСБ России, участвующих фактически или потенциально в решении проблемы;

— процессуальные ограничения (в том числе законодательные) и особенности, вносящие коррективы в порядок и сроки принятия решения;

— этические и профессиональные барьеры;

— учет позиции иных органов государственной власти (рекомендации), практики (как судебной, так и правоприменительной).

5. Разработку вариантов решения — выступает необходимым элементом поиска оптимального решения, выражающимся в комплексной проработке всех возможных решений проблемы.

6. Подготовку проекта управленческого решения, его обсуждение или согласование и в случае необходимости — доработку.

7. Окончательное принятие решения и его оформление (придание соответствующей формы документу). Традиционно окончательное решение издается в форме локального акта:

— приказа — издается по наиболее важным вопросам деятельности органов безопасности, зачастую по вопросам реализации поставленных перед органами безопасности задач, функций, отдельных аспектов прохождения службы и проч.;

— директивы — содержит обязательные нормативные предписания и определяет основные направления деятельности органов безопасности Российской Федерации, стратегию и перспективы;

— статусного документа ФСБ России и их структурных подразделений — издаются в виде уставов и положений, первые из которых определяют статус, задачи, цели, порядок и характер деятельности крупного подразделения (например, устав пограничных войск), а последние — его структурного подразделения (например, Положения о пограничных представителях Российской Федерации);

— инструкций и правил — это нормы, которые регулируют основные направления оперативно-служебной деятельности органов безопасности и устанавливают порядок ее осуществления конкретными сотрудниками органов безопасности;

— наставлений — это нормы, излагающие порядок действий в конкретной ситуации, то есть определяющие алгоритм исполнения соответствующих служебных прав и обязанностей, а также иные виды управленческих решений[4].

8. Завершающим этапом алгоритма принятия решения является его регистрация.

Приведенный выше алгоритм принятия управленческих решений является условным, состоящим из основных этапов, но в повседневной оперативно-служебной деятельности органов безопасности этот перечень может быть дополнен или изменен как на последовательность операций, так и на их содержание.

При принятии ежедневных, шаблонных управленческих решений представленный алгоритм может быть существенно сокращен и процессуально упрощен. Тем более что в системе органов безопасности существует целый комплекс заранее выработанных типовых оптимальных управленческих решений, призванных обеспечить решение оперативно-служебных задач в экстренных ситуациях (действия ФСБ России в условиях введения режима чрезвычайного положения, объявления о мобилизации, введение режима военного положения, контртеррористической операции и проч.). На основе выработанных типовых решений разработаны и утверждены соответствующие типовые планы действий, снижающие потенциальный риск принятия решения.

В итоге в реалиях современного развития государства и общества в сфере безопасности как никогда остро стоит потребность одновременного учета самых различных факторов: экономических, политических, социальных, правовых, организационных, психологических и др.

Чем больше число необходимых к учету факторов, тем труднее принятие всесторонне обоснованных решений. Опыт управления в ФСБ России показывает, что в подобных усложненных ситуациях следует четко дифференцировать необходимые к учету факторы на малозначительные и оперативно-значимые и концентрироваться при решении проблемы исключительно на их разумном балансе.

Литература

1. Веселый В.З. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности / В.З. Веселый, Г.М. Воскресенский, В.Е. Караханов, В.Д. Малков и др. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1990. 324 с.

2. Филинов Н.Б. Разработка и принятие управленческих решений / Н.Б. Филинов. М.: ИНФРА-М, 2010. 308 с.

3. Яковлева Н. Алгоритм принятия управленческих решений / Н. Яковлева // Профессионал. 2016. N 4. С. 5 — 8.

 


[1] Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" // Российская газета. 1995. N 72.

[2] Подобные этапы были предложены Н. Яковлевой в части принятия решений в деятельности МВД России, см. об этом подробнее: Яковлева Н. Алгоритм принятия управленческих решений // Профессионал. 2016. N 4. С. 5 — 8.

[3] См., например: Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3254.

[4] См., например: Веселый В.З. и др. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1990. 324 с.


Рекомендуется Вам: