ЮрФак: изучение права онлайн

О цифровых правах

Автор: Эрделевский А.М.

В соответствии с Федеральным законом от 18.03.2019 N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" с 01.10.2019 в ст. 128 ГК РФ появляется упоминание о такой разновидности объектов гражданских прав, как цифровые права. Как следует из новой редакции ст. 128 ГК РФ, цифровые права представляют собой отдельный вид имущественных прав.

Понятие цифрового права устанавливается во вводимой с 01.10.2019 ст. 141.1 ГК РФ, в п. 1 которой предусматривается, что цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Представляется, что законодатель вполне мог обойтись без использования в тексте п. 1 ст. 141.1 ГК РФ слов "обязательственные и иные", поскольку они никоим образом не способствуют раскрытию понятия цифрового права.

Нетрудно видеть, что п. 1 ст. 141.1 носит отсылочный характер и сам по себе не позволяет раскрыть содержание и условия осуществления цифрового права, за исключением указания во втором предложении этого пункта о том, что распоряжение цифровым правом возможно только в информационной системе без обращения к третьему лицу, а также правила п. 3 ст. 141.1 ГК РФ, согласно которому переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву. При этом следует обратить внимание на очевидный дефект второго предложения п. 1 ст. 141.1 ГК РФ, где после слова "осуществление" оказались пропущены слова "цифрового права", в результате чего подлежащее "осуществление" оказалось не связанным с каким-либо дополнением, в том числе с цифровым правом. Конечно, такой дефект может быть легко исправлен, но то обстоятельство, что он допущен в очень небольшом по объему нормативном материале основного нормативного акта, регулирующего гражданские правоотношения, и касается нового и весьма дискуссионного объекта гражданских прав, не вселяет оптимизма по поводу качества тех специальных законов, которые будут называть те или иные права цифровыми, а также устанавливать признаки, которым должна отвечать информационная система, устанавливающая правила определения содержания цифрового права и условий его осуществления.

Из того определения цифрового права, которое дается в п. 1 ст. 141.1 ГК РФ, следует его неразрывная связь с понятием "информационная система". Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под информационной системой понимается совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. В свою очередь, информационные технологии — это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления, а базой данных согласно абз. 2 п. 2 ст. 1260 ГК РФ является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Пункт 2 ст. 141.1 ГК РФ в качестве общего правила устанавливает, что обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность им распоряжаться. В этом пункте также обращает на себя внимание избыточность вводного оборота "если иное не предусмотрено законом", поскольку второе предложение указанного пункта, где указывается, что "в случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом, обладателем цифрового права может быть признано иное лицо", полностью устраняет его необходимость. Упоминание о цифровом праве как возможном объекте договора купли-продажи появляется и в новой редакции п. 4 ст. 454 ГК РФ.

В заключение следует заметить, что пока не существует закона, в котором какие-либо права были названы цифровыми. Вероятно, в ближайшем будущем следует ожидать появления таких законов, поскольку в утвержденный Президентом РФ 27.02.2019 Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию включено поручение Правительству РФ совместно с Государственной Думой обеспечить принятие в срок до 01.07.2019 федеральных законов, направленных на развитие цифровой экономики, в том числе определяющих порядок совершения гражданско-правовых сделок в электронной форме, а также предусматривающих регулирование цифровых финансовых активов и привлечение финансовых ресурсов с использованием цифровых технологий.


Рекомендуется Вам: