ЮрФак: изучение права онлайн

Статистическое измерение преступлений коррупционной направленности

Автор: Сучков М.А.

Коррупция как противоправное явление образует ряд негативных факторов, которые "угрожают безопасности государства, нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости"[1], тем самым снижает доверие граждан к органам государственной власти (органам внутренних дел).

Нельзя не сказать, что одним из опасных видов преступлений являются должностные преступления: должностные лица "воспринимают свои должностные обязанности как коммерческий товар, что составляет суть коррупции, несущей реальную угрозу нормальному, законному функционированию системы государственной власти и управления"[2].

Ущерб, который причиняет коррупция той или иной отрасли государства, исчисляется огромными суммами, порой сравнимыми с бюджетами субъектов Российской Федерации.

Одним из таких примеров служат приведенные данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 9 месяцев 2018 г., где средний размер взятки в России составил 609 000 руб., а общая сумма взяток превысила 1,8 млрд руб. Большая часть — 1,5 млрд руб. пришлась на взятки в особо крупном размере. Число выявленных фактов взяточничества за первые десять месяцев 2018 г. выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3%. С января по сентябрь 2018 г. зафиксировано 186 взяток в особо крупном размере, т.е. свыше миллиона рублей[3].

В свою очередь, проведенный анализ статистических сведений показал, что подавляющее количество преступлений совершалось путем: злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса РФ; далее — УК РФ) — 30, присвоения или растраты (ст. 160) — 16, превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) — 37, получения взятки (ст. 290 УК РФ) — 298, дачи взятки (ст. 291 УК РФ) — 6, служебного подлога (ст. 292 УК РФ) — 16, фальсификации доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности (ОРД) (ст. 303 УК РФ) — 2, получения взятки, связанной с подкупом должностных лиц при осуществлении ими полномочий в сфере государственных и муниципальных закупок (откатов) — 1[4].

По официальной информации ГИАЦ МВД России, в период с января по сентябрь 2018 г. зарегистрировано 1 841 284 преступления, из которых окончено расследованием либо разрешено (раскрыто) — 1 001 723, остаются нераскрытыми — 739 302.

Подавляющее большинство коррупционных преступлений было совершено организованной группой — 900, в крупном или особо крупном размере — 4 227.

За тот же период зарегистрировано лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, — 12 559, должностных лиц — 7 969, занимающих должности в органах прокуратуры — 17, Следственного комитета — 20, органах внутренних дел — 705, Федеральной службы безопасности — 34.

По сравнению с прошлым годом, увеличилось на 2,3% (28 911) количество преступлений коррупционной направленности. Их удельный вес в массе всех выявленных деяний за отчетный период составил 1,6%, из них окончено расследование по 26 108 преступлениям, продолжают оставаться нераскрытыми 979 преступлений.

На 7,1% (с 3 094 до 3 315) по стране возросло число деяний, предусмотренных статьей 290 УК РФ (получение взятки). На 11,2% (с 2 166 до 2 408) увеличилось число преступлений на территории Российской Федерации, предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки).

Всего сотрудниками правоохранительных органов выявлено 22 497 фактов коррупции, из них следственными органами Следственного комитета Российской Федерации — 518 преступлений данного рода, органами внутренних дел Российской Федерации — 19 791 преступление, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации — 2 188, таможенными органами — 44, органами Федеральной службы исполнения наказания — 286, органами Федеральной службы судебных приставов — 55.

В 2018 году в производстве правоохранительных органов находилось 36 826 уголовных дел коррупционной направленности, было зарегистрировано 25 005 противоправных деяний данного рода.

В результате противоправных действий от коррупционной деятельности причинен материальный ущерб на общую сумму — 46 296 998 тыс. руб., по оконченным уголовным делам — 43 242 955 тыс. руб. Наибольшая сумма ущерба от преступных посягательств установлена в органах внутренних дел — 27 384 309 тыс. руб., в то время как наибольшая сумма изъятого имущества, денег, ценностей зафиксирована в следственных органах следственного комитета Российской Федерации — 825 553 тыс. руб.

Добровольно возмещен материальный ущерб на сумму 8 476 862 тыс. руб., изъято имущества, денег, ценностей — 1 177 462 тыс. руб., наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег на общую сумму 20 763 330 тыс. руб.

В 2018 году наибольший процент рассмотрения уголовных дел в судебном порядке осуществлен по ст. 290 УК РФ — 1 035 и ст. 291 УК РФ — 1 113 соответственно. Доля должностных лиц, осужденных судами инстанций, по сравнению с АППГ, увеличилось на 15,3% (с 93 до 1 041 человека).

В то же время возросло на 19,4% (с 592 до 707) число должностных лиц, признанных судами виновными в совершении коррупционных преступлений, в том числе злоупотреблении должностными полномочиями (+65,8%, с 76 до 126), их превышении (+17,4%, с 219 до 257), служебном подлоге (+9,2%, с 76 до 83), взяточничестве (+9,5%, с 242 до 265).

Изучение материалов уголовных дел позволило установить, что должностные лица действовали вопреки интересам службы, имели умысел, противоречащий общим задачам и целям, выходящий за пределы предоставленных полномочий, которыми они были наделены, тем самым существенно нарушали конституционные права и законные интересы граждан, как правило, преследовали корыстный мотив либо имели личную заинтересованность, направленную на искусственное повышение показателей по службе:

"- в апреле 2018 года вступил в законную силу приговор районного суда г. С. в отношении о/у по А-му району г. С. подполковника Б-на, получившего от Б-ва взятку в размере 2,5 млн рублей из требуемых 4 млн рублей за прекращение уголовного преследования последнего. В результате противоправных действий должностное лицо приговорено к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима;

— Б-й городской суд У-й области в июле 2018 года присудил штраф в размере 650 тыс. руб. и лишение права занимать должности на срок 2 года инспектору ДПС П-ну, который за взятку в размере 15 тыс. руб. не составил административный протокол в отношении водителя Х-ва, находившегося в состоянии алкогольного опьянения и управлявшего т/с;

— районный суд г. О-ка в марте 2018 года признал о/у линейного управления на транспорте капитана С-ва виновным в получении мошенническим способом денежных средств в размере 400 тыс. руб. за прекращение ОРМ в отношении руководства одной из компаний".

Профессиональный уровень мышления, должностное положение, наличие информации об оперативной обстановке, способы получения выгоды, характер причиненного ущерба, принадлежность к служебной деятельности и другие признаки способствовали совершению противоправных деяний в отношении граждан и организаций, нуждающихся в решении того или иного вопроса.

Согласно судебной практике возбуждение уголовных дел в отношении уполномоченных должностных лиц осуществляется по таким основаниям, как:

— указание недостоверных сведений в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

— выявление случаев конфликта интересов на службе в ОВД;

— рассмотрение вопросов соблюдения требований антикоррупционного законодательства;

— совершение должностных преступлений и получение взяток;

— нарушение дисциплины и законности;

— незаконное владение, пользование и распоряжение организациями и предприятиями, материально-техническими средствами, стоящими на балансе;

— получение вознаграждения в виде материальных или иных ценностей, беспроцентных кредитов, открытия счетов в иностранных банках и т.д., не являющихся результатом оперативно-служебной деятельности должностного лица.

На этом основании автором статьи предложен ряд антикоррупционных мер, направленных на минимизацию негативных, противоправных факторов в деятельности органов внутренних дел (полиции), а именно:

— обеспечение дополнительными социальными гарантиями и материальным стимулированием за недопущение нарушения коррупционного законодательства;

— должную организацию работы института наставничества как фактора, закладывающего моральные и нравственные интересы к службе;

— перемещение (ротацию) сотрудников всех уровней — считать мерой профессионального (морального) поощрения, проводимой раз в 5 лет;

— рассмотрение вопроса о введении в денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел дополнительной ежемесячной премии, которая будет финансироваться за счет средств федеральных и региональных органов местного самоуправления;

— поддержание идеи создания Реестра чиновников, уволенных за коррупцию;

— оснащение сотрудников органов внутренних дел (полиции), должностные обязанности которых имеют коррупционные риски, средствами видеофиксации;

— применение психологических методов (предоставление сотрудникам права реализации своего потенциала, внедрения творческих идей или своего видения решения проблемы).

Проблематика преступлений коррупционной направленности в современном обществе является актуальным государственным проектом, проведение которого во многом зависит от статистических показателей, отражающих сущность преступления, причиненного ущерба, масштабности, а также прогнозирования преступности.

Литература

1. Денисова А.Ю. Коррупция как социально-негативное явление / А.Ю. Денисова, К.В. Галяутдинова // Ученые записки Казанского юридического университета МВД России. 2016. Т. 1. N 1. С. 84 — 87.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Есакова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 736 с.

3. Макаров А.А. К вопросу о коррупции в системе органов внутренних дел / А.А. Макаров // Преодоление коррупции — главное условие правового государства: Межведомственный научный сборник / Гл. ред. И.А. Комарова. Орел: РА, 2009. Т. 1 (39). С. 556 — 559.

 


[1] Денисова А.Ю. Коррупция как социально-негативное явление / А.Ю. Денисова, К.В. Галяутдинова // Ученые записки Казанского юридического университета МВД России. 2016. Т. 1. N 1. С. 84 — 87. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/korruptsiya-kak-sotsialno-negativnoe-yavlenie.

[2] Макаров А.А. К вопросу о коррупции в системе органов внутренних дел // Преодоление коррупции — главное условие правового государства: Межведомственный научный сборник / И.А. Комарова. М., 2009. Т. 1 (39). С. 556.

[3] URL: https://www.pravo.ru/.

[4] Сводный отчет по России о результатах работы правоохранительных (правоприменительных) органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности за январь — сентябрь 2018 г. Форма 599 статистической отчетности 1-ККОР. URL: https://www.mvd.ru/mvd/structure1/Centri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen.


Рекомендуется Вам: