ЮрФак: изучение права онлайн

Проблемы внедрения электронных паспортов в Российской Федерации

В связи со стремительными темпами развития информационных технологий, которые охватывают все сферы жизни общества, а во многом даже являются их неотъемлемой составляющей, в настоящее время в России формируется правовая база, отражающая различные элементы современного общества (цифровые элементы). Однако стоит отметить, что все правовые вопросы в области регулирования цифровых процессов не разрешены. Так, и сегодня актуальной проблемой остается правовая регламентация электронных паспортов. Учитывая все вышеперечисленные аспекты, в данной статье автор рассматривает предпосылки появления электронного паспорта в Российской Федерации, аргументирует положительные и отрицательные аспекты определения основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, паспорта гражданина Российской Федерации, оформленного в виде идентификационной карты с электронным носителем информации, а также исследует правовое регулирование внедрения электронных паспортов.

Автор: Муленко Н.В.

Поскольку Российская Федерация является правовым государством, то наше государство стремится обеспечить права и свободы своих граждан, причем не только защищая население от прямых угроз, таких как военные действия и преступность, но и развивая социальную сферу жизни общества, увеличивая уровень жизни людей.

Тенденцию развития социального правового государства можно проследить на всем периоде существования нашей страны, хотя порой данное движение было очень медленным, тем не менее все случившиеся события привели именно к тому, что наша страна не просто является самой большой по площади, а представляет собой великую и мощную державу, которая может отстоять свои права и интересы при взаимодействии с другими государствами и обеспечивает права и свободы своих граждан.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что наша страна стремится обеспечить достойную и безопасную жизнь населения и для этого обладает сложным государственным аппаратом, состоящим из трех ветвей власти — законодательной, принимающей справедливые и в меру строгие законы, исполнительной, обеспечивающей выполнение законодательных предписаний, и судебной, которая имеет право вершить правосудие над всеми, кто преступил закон. Эти три ветви власти, действуя в совокупности, регулируют общественные отношения, протекающие в нашей стране.

Общество не стоит на месте, оно постоянно развивается и требует, чтобы государственное регулирование развивалось с ним в ногу. Так, наше общество за несколько столетий перешло от "проезжих грамот", которые в XVIII в. были введены Петром I и выполняли примерно те же функции, что и современные паспорта, до перспективы создания и всеобщего использования электронного паспорта.

Замена паспорта гражданина СССР на гражданина Российской Федерации в 1997 г. ознаменовало, что наша страна выходит из кризисного положения и определенной разрухи после распада Советского Союза. Паспорта стали основным документом, удостоверяющим личность, и стали обязательными для всех граждан. Появились особые требования к получению и замене паспорта в связи с различными основаниями, например при достижении определенного возраста или смене фамилии. С тех пор прошло более двадцати лет, и на данный момент паспорт не является для нас чем-то удивительным, но вот идея электронного паспорта совсем другое дело.

Основная цель электронного паспорта — быстрый поиск идентифицирующей информации о человеке, например преступнике, террористе, пропавшем без вести. Кроме того, электронный паспорт в перспективе должен будет упростить бытовую жизнь граждан — предоставить доступ к покупкам, оплате услуг и т.д. Правоохранительные цели также могут достигаться благодаря использованию электронных паспортов, поскольку они должны помогать осуществлять "достоверную идентификацию лиц, подозреваемых в совершении преступлений; оперативное установление личности задержанных; идентификацию граждан, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций и не располагающих документами, удостоверяющими личность; оперативное опознание лиц, находящихся в беспомощном и/или бессознательном состоянии или неспособных сообщить о себе достоверные сведения; повышение степени защищенности удостоверяющих личность документов от возможной подделки"1.

Идея разработки биометрического электронного паспорта возникла в связи с необходимостью точной идентификации личности в целях обеспечения безопасности, поиска преступников и пропавших без вести, а также для выявления поддельных документов, удостоверяющих личность.

Толчком к разработке электронных паспортов послужили различные обстоятельства, например учащение террористических актов, повышение уровня организованной транснациональной преступности, а также иные явления, ставящие под угрозу национальную безопасность различных государств. Поскольку подобные паспорта позволяют отслеживать перемещение людей через границу, получая при этом важную информацию, то этот факт повышает безопасность и способствует поиску интересующих правоохранительные органы лиц. В настоящее время ряд государств отметил положительные стороны данного внедрения и ввел на своей территории электронные биометрические паспорта, например страны шенгенского соглашения. Россия не стала исключением и также ввела биометрические паспорта, но с некоторой оговоркой, а именно: биометрические паспорта необходимы для пересечения границы и посещения иных государств, но и это не является обязательным, поскольку возможность получения обычного загранпаспорта также осталась. Удобство нового электронного паспорта для граждан заключается в его сроке действия — 10 лет, тогда как бумажный вариант старого образца действителен 5 лет, т.е. в два раза меньше. Данные паспорта имеют и иные различия, например в порядке оформления и цене государственной пошлины2.

Поскольку паспорт является основным документом, удостоверяющим личность человека, то введение новшеств в данную сферу требует формирования новой законодательной базы, регулирующей подобные вопросы. В нашей стране подобными нормативными правовыми актами выступают Указ Президента РФ от 19 октября 2005 г. N 1222 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащих электронные носители информации"3, Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2005 г. N 687 "Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина РФ, дипломатического паспорта гражданина РФ и служебного паспорта гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащих электронные носители информации"4.

В соответствии с ними в качестве электронного носителя информации о владельце паспорта используется микросхема с бесконтактным интерфейсом, имеющая емкость памяти не менее 64 килобайт. В микросхеме в защищенном виде хранится графическая и текстовая информация о владельце паспорта: номер документа, фамилия и имя владельца, гражданство владельца документа, дата рождения, пол владельца, цветное цифровое фотографическое изображение лица владельца документа и изображение папиллярных узоров двух пальцев рук.

Поскольку мир не стоит на месте, технологии его совершенствуются, изменяется быт обычных людей, то государство считает целесообразным изменить и форму документов, особенно паспортов, поскольку они являются обязательными для всех граждан и носят максимально идентифицирующую информацию. Так, в нашей стране было разработано несколько законопроектов, которые предусматривали введение обязательного современного биометрического паспорта, который должен был представлять собой определенную пластиковую карту, имеющую идентифицирующую информацию о лице, фото владельца и в которую встроен чип, содержащий биометрические данные.

В соответствии с законопроектом данный пластиково-электронный паспорт должен включать в себя информацию о СНИЛС, ИНН, медицинский полис, мог быть привязан к банковским счетам и использоваться как банковская карта. То есть должен заменить ряд бумажных документов, что создаст удобства для граждан, и одновременно предоставлять подробную информацию о лице, что создает удобство правоохранительным органам5.

Кроме того, многие ученые, изучая данный вопрос, отмечали, что с введением обязательного биометрического паспорта для всех граждан значительно увеличатся возможности правоохранительных органов, поскольку существующие базы данных, содержащие дактилоскопическую информацию, позволяют определить лицо по следам пальцев рук только в случае, когда он был ранее судим или являлся сотрудником правоохранительных органов6. Если же биометрические паспорта станут обязательными, то это расширит возможности идентифицирования лица по обнаруженным следам пальцев рук.

Необходимость введения электронной карты обусловлена прежде всего повышением защищенности документов граждан Российской Федерации, позволяющим снизить риски мошеннических действий по ее использованию. Электронная карта позволит на основе множества гарантированных государством факторов надежно идентифицировать личность гражданина РФ. Тем не менее на сегодняшний день использование биометрических данных в качестве средств индивидуализации граждан урегулировано недостаточно полно и нуждается в более детальной и четкой регламентации.

Литература

1. Виляева Е.Н. Перспективные направления развития защитных признаков в паспортно-визовых документах и методы их проверки как способ обеспечения национальной безопасности / Е.Н. Виляева, Д.Н. Копылов, Ю.Н. Максимычев // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Серия "Приборостроение". 2011. N S. С. 93 — 103.

2. Волеводз А.Г. Удостоверяющие личность документы с биометрическими персональными данными: международные стандарты, иностранный опыт, отечественное правовое регулирование и его проблемы / А.Г. Волеводз // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. N 1(53). С. 87 — 117.

3. Головин Е.Г. Электронная идентификация личности гражданина: за и против / Е.Г. Головин, В.М. Большакова // Власть. 2020. N 8. С. 33 — 36.


1 Волеводз А.Г. Удостоверяющие личность документы с биометрическими персональными данными: международные стандарты, иностранный опыт, отечественное правовое регулирование и его проблемы // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2015. N 1(53). С. 88.

2 Виляева Е.Н., Копылов Д.Н., Максимычев Ю.Н. Перспективные направления развития защитных признаков в паспортно-визовых документах и методы их проверки как способ обеспечения национальной безопасности // Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Серия "Приборостроение". 2011. N S. С. 94.

3 Указ Президента РФ от 19 октября 2005 г. N 1222 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации" // СЗ РФ. 2005. N 43. Ст. 4372.

4 Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2005 г. N 687 "Об утверждении образцов и описания бланков паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта гражданина Российской Федерации и служебного паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации" // СЗ РФ. 2005. N 48. Ст. 5037.

5 Проект Федерального закона "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации" // URL: https://docs.cntd.ru/document/499000322.

6 Головин Е.Г., Большакова В.М. Электронная идентификация личности гражданина: за и против // Власть. 2020. N 8. С. 35.


Рекомендуется Вам: