ЮрФак: изучение права онлайн

Хулиганство, совершенное на транспорте общего пользования

Авторы: Куприянов Е.И., Майорова Е.И., Яковлева Л.В.

Уголовная ответственность за хулиганство, совершенное на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования установлена Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ)[1]. Принятие данного Федерального закона обусловливалось участившимися в последние годы случаями совершения подобного рода деяний на транспортных средствах, в том числе и в отношении лиц, управляющих этими средствами[2]. При этом лица, находящиеся в транспортном средстве, особенно на борту воздушного судна, подвергаются большей опасности по сравнению с теми, кто находится в иных общественных местах по причине замкнутости помещения.

Так, Асфандияров З.З. был осужден по п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ за то, что, находясь на борту самолета в состоянии алкогольного опьянения, пытался закурить в салоне самолета. При этом он грубо выражался нецензурной бранью, выкрикивал угрозы в адрес пассажиров и бортпроводников, бесцельно передвигался по салону самолета, задевая пассажиров, тем самым угрожая безопасности полета[3].

Вместе с тем до включения в УК РФ нормы, предусмотренной п. "в" ч. 1 ст. 213, подобные деяния либо оставались безнаказанными, либо виновные привлекались к уголовной ответственности по другим статьям УК РФ, что не соответствовало фактическим обстоятельствам. Так, например, Кабалов С.Н. был признан виновным в покушении на захват воздушного судна в целях угона с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья. Во время полета он после причинения бортпроводнику В. легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений стал угрожать членам экипажа воздушного судна применением насилия, опасного для жизни и здоровья. Кроме того, Кабалов С.Н. одновременно хотел принудить экипаж совершить посадку воздушного судна в указанном им месте. Однако благодаря сопротивлению экипажа преступление не было окончено.

Суд первой инстанции квалифицировал действия Кабалова С.Н. по совокупности преступлений — по ч. 3 ст. 30, п. "в" ч. 2 ст. 211, п. "а" ч. 2 ст. 115 УК РФ. При этом в приговоре не уточнялось, ни в чем состояли действия Кабалова С.Н., свидетельствующие о его намерении захватить самолет, ни причины, по которым он не смог осуществить задуманное. В результате приговор Московского областного суда с участием присяжных заседателей в отношении Кабалова С.Н. был отменен в части осуждения его по ч. 3 ст. 30, п. "в" ч. 2 ст. 211 УК РФ, однако при этом оставлен без изменения в части осуждения его по п. "а" ч. 2 ст. 115 УК РФ — за умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений[4].

В связи с принятием указанного выше Федерального закона в настоящее время содеянное Кабаловым С.Н. следовало бы квалифицировать по совокупности п. "в" ч. 1 ст. 213 (хулиганство, совершенное на воздушном транспорте) и п. "а" ч. 2 ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью).

В соответствии с ч. 1 ст. 213 УК РФ хулиганство — это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу.

Объект данного преступления — общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны общественного порядка, под которым следует понимать систему отношений, сложившихся в обществе в определенный период времени с учетом норм права и морали, обычаев и традиций, позволяющих обеспечивать социально адекватное поведение человека. В качестве факультативного объекта могут выступать отношения собственности, отношения по охране здоровья, социальных и иных прав граждан и др.

Хулиганство является достаточно распространенным преступлением. В частности, в 2015 г. по ст. 213 УК РФ было зарегистрировано 4 018 преступлений, расследовано — 1 518, направлено в суд с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением — 1 202. В 2016 г. соответственно 3 239, 1 190, 987 преступлений.

Хулиганство совершается путем активных действий лица, грубо нарушающего общественный порядок и демонстрирующего явное неуважение к обществу. Понятие грубого нарушения является оценочным. В правоприменительной практике в качестве такового рассматриваются действия, совершаемые в общественных местах и сопряженные с нарушением спокойствия граждан, вмешательством в работу транспорта, в деятельность предприятий или организаций и т.п.

О явном неуважении лица к обществу может свидетельствовать такое осознанное и целенаправленное попрание признанных норм и правил поведения, которое вызвано стремлением лица противопоставить себя обществу, показать пренебрежительное отношение к окружающим его лицам[5].

Хулиганство совершается в условиях очевидности и, как правило, публично. Местом совершения преступления, предусмотренного п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ, является железнодорожный, морской, внутренний водный или воздушный транспорт, а также любой иной транспорт общего пользования. Железнодорожный транспорт общего пользования — составная часть железнодорожного транспорта РФ. Железнодорожный транспорт общего пользования — производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество[6]. По смыслу п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ к железнодорожному транспорту относятся, например, пассажирские вагоны, а также иной предназначенный для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок железнодорожный подвижной состав.

Морской транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных) линиях (например, катера, яхты, пассажирские суда, паромы и др.).

Внутренний водный транспорт — один из видов транспорта, представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях РФ[7] (например, суда, используемые на внутренних водных путях, в том числе суда смешанного (река — море) плавания — круизные лайнеры, баржи, пароходы и т.п.).

Воздушный транспорт — воздушные суда, предназначенные для осуществления перевозки пассажиров и грузов[8].

Под действие ст. 213 УК РФ подпадает только хулиганство, совершенное на судах гражданской авиации (самолеты, вертолеты и др.). К иному транспорту общего пользования относятся метрополитен, наземный пассажирский транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси и др.). Следует подчеркнуть, что уголовная ответственность по п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ наступает только в том случае, если хулиганские действия совершены на транспорте общего пользования. Так, например, в отличие от железнодорожного транспорта общего пользования под железнодорожным транспортом необщего пользования понимается совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество.

В отличие от прежней редакции ст. 213 УК РФ по действующему законодательству хулиганством не охватывается применение насилия либо угроза его применения. По этой причине причинение побоев или вреда здоровью различной степени тяжести в процессе совершения хулиганства гражданам (потерпевшему либо лицу, охраняющему общественный порядок или пресекающему данное преступление) должно быть квалифицировано по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 213 УК РФ и частью (пунктом части) соответствующей статьи главы 16 УК РФ.

Действия, грубо нарушающие общественный порядок на транспорте общего пользования, будут квалифицироваться по п. "в" ч. 1 ст. 213 УК РФ независимо от того, находится ли транспортное средство в движении или нет (например, автобус остановился на остановке, самолет приземлился или еще не взлетел и пр.).

Статью 213 УК РФ следует отличать от ст. 267.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств. Данные нормы различаются объектом посягательства и направленностью умысла. Объектом хулиганства, как указывалось выше, является общественный порядок, а деяния, закрепленного в ст. 267.1 УК РФ, — безопасность движения и эксплуатации транспорта. При хулиганстве умысел лица направлен на грубое нарушение общественного порядка в публичном месте (в частности, на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования). При совершении преступления, ответственность за которое установлена в ст. 267.1 УК РФ, умысел лица направлен на нарушение безопасности эксплуатации транспортных средств, совершаемое из хулиганских побуждений, т.е. беспричинно или по надуманному поводу.

Уголовно наказуемое хулиганство следует отличать от мелкого хулиганства, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.1 КоАП РФ. При мелком хулиганстве лицо совершает в общественных местах действия, свидетельствующие о явном неуважении к обществу, сопряженные с оскорбительным приставанием к гражданам, нецензурной бранью, а также с уничтожением или повреждением чужого имущества (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ). Ответственность по ст. 20.1 КоАП РФ наступает также в случаях, если мелкое хулиганство совершено на транспорте общего пользования любого вида.

В заключение следует отметить, что установление уголовной ответственности за хулиганство, совершенное на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования, в ч. 1 ст. 213 УК РФ нелогично. Транспорт общего пользования является таким же общественным местом, как и место совершения хулиганства любого иного вида. Между тем ограниченное пространство транспортного средства создает повышенную угрозу безопасности жизни и здоровью лиц, в нем находящихся, от преступных действий хулигана. В связи с этим данную норму следовало бы предусмотреть в ч. 2 ст. 213 УК РФ.

Литература

1. Ефремов И.А. Нет "бортовому" хулиганству! // Транспортное право. 2016. N 1. С. 20 — 24.

 


[1] Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2017. N 15 (часть I). Ст. 2135.

[2] Ефремов И.А. Нет "бортовому" хулиганству! // Транспортное право. 2016. N 1. С. 20 — 24.

[3] Приговор Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 ноября 2017 г. по делу N 1-259/2017 // URL: http://www.sud-praktika.ru/precedent/467816.html (дата обращения: 10.02.2018).

[4] Апелляционное определение Верховного Суда РФ по уголовному делу от 15 апреля 2014 г. N 4-АПУ14-21сп // СПС "КонсультантПлюс".

[5] Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 45 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 1.

[6] Статьи 1, 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ (в ред. от 20.12.2017) "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.

[7] Статья 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.

[8] Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.


Рекомендуется Вам: