ЮрФак: изучение права онлайн

Понятие «криптовалюта» и перспективы ее использования в национальной платежной системе Российской Федерации

Автор: Баракина Е.Ю.

Оглавление

Понятие "криптовалюта"

Криптовалюта и электронные деньги

Зарубежный опыт законодательного закрепления понятия "криптовалюта" и ее использования

Литература


Общество находится в постоянном поиске наиболее быстрого и удобного способа осуществления переводов и платежей, которые необходимы для развития экономических отношений. В настоящее время используются разнообразные формы денежных переводов. Большинство из них изначально имели бумажную форму, далее с развитием технологий приобрели электронную форму. Внедрение новых финансовых технологий способствует переходу к цифровой форме их осуществления. Одной из таких финансовых технологий является технология блокчейн, которая функционирует на основе протоколов (правил) учета операций с "криптовалютами". Название "криптовалюта" или "криптографическая валюта" произошло от технологии шифрования "криптография", поэтому данное название можно рассматривать как технологическое. Для разработки подходов к правовому регулированию первоочередной задачей, по мнению автора, является определение сути дефиниции "криптовалюта", т.е. установление ее объема и содержания с указанием на отличительные признаки.

Понятие "криптовалюта"

Появление "криптовалют" вызвало широкую дискуссию в мире среди ученых и практиков, в том числе по поводу формирования государственного регулирования их использования при осуществлении переводов и платежей, поскольку его отсутствие является одной из основных проблем внедрения технологий, которые, по мнению многих представителей бизнеса, в том числе создателей ассоциации "Финтех", будут способствовать доступности платежной сферы, дальнейшему развитию экономики, так как сократят временные и финансовые издержки. Г.Ф. Ручкина отмечает, что новые финансовые технологии полностью изменят существующую модель функционирования банковской системы[1].

В 2014 г. в связи с отсутствием правового регулирования Банк России[2] выпустил предостережение для физических и юридических лиц, указав, что использование "виртуальных валют" (криптовалют) несет большие риски, и предупредил, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по их обмену на рубли и иностранную валюту, на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций. Данная позиция была поддержана в информационном сообщении Федеральной службы по финансовому мониторингу от 6 февраля 2014 г. "Об использовании криптовалют". В 2017 г. В.В. Путин[3] отметил необходимость регулирования криптовалют для использования их плюсов и возможностей. В начале 2018 г. был разработан законопроект "О цифровых финансовых активах"[4], в котором предложено законодательное регулирование криптовалют. В соответствии с данным законопроектом "криптовалюта — вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций". Д.А. Кочергин[5] отмечает, что "виртуальная валюта" (криптовалюта) является цифровым выражением стоимости покупки или продажи в цифровой форме и может использоваться как средство обмена, счетная единица, средство сохранения стоимости. А.В. Якубов и В.А. Кузнецов[6] отмечают, что "криптовалюта — это электронное платежное средство, учет операций с которым происходит децентрализованно по установленным правилам (протоколам) без участия внешнего администрирования".

Таким образом, криптовалюта может выполнять различные функции. Прослеживаются ее основные признаки: цифровое выражение, децентрализованность и отсутствие внешнего администрирования, которые напрямую связаны с технологией блокчейн, что представляется вполне закономерным. Европейские эксперты описали технологию блокчейн[7] как новую форму информационной технологии, которую можно рассматривать как общий электронный реестр, т.е. неизменяемый (только для записи и чтения) реестр операций с отметкой времени, который используется на децентрализованной основе одноранговой сетью неаффилированных сторон; посредством заранее определенных механизмов соглашения вместо центрального органа власти; с использованием цифрового шифрования (криптографии) для предотвращения возможности редактирования или подделки записанной в нем информации.

Криптовалюта и электронные деньги

А.Н. Дубянский[8] отмечает, что "криптовалюты представляют собой этап развития электронных денег". Изначально электронные деньги появились в платежных системах в связи с развитием вычислительных и электронных технологий. Их можно было условно разделить на две формы: фиатные и нефиатные (схема 1).

Схема 1. Формы электронных денег

Фиатные

— законные платежные средства

— номинальная стоимость — устанавливается, обеспечивается и гарантируется национальными банками

— эмитируются ими

 

Нефиатные

— выпускаются частными финансовыми или нефинансовыми институтами

— обращение осуществляется в рамках некоторой замкнутой системы

— правила устанавливает эмитент

В электронных платежных системах происходит постоянная циркуляция электронных безналичных денег, причем зачастую с переходом из одной формы денег в другую. К.М. Муссель[9] высказывает мнение, что собственник выпущенных им фиатных и нефиатных денег не может полностью контролировать их в сети Интернет. С понятием "электронные деньги" связано появление понятия "электронные кошельки" — технология, использующая специальные чипы, позволяющие хранить в своей памяти объем денежных средств и проводить отдельные финансовые операции. Однако по мере внедрения новых финансовых технологий следует различать криптовалюты, которые отличаются не только технологией хранения, о распределенности или децентрализованности реестра уже упоминалось выше, но и создаются платежной системой в качестве вознаграждения для майнеров за проведение цифровой транзакции. Последнее отличие криптовалют вызывает наибольшие дискуссии, так как эмиссия денежных средств в последние несколько десятков лет, а в некоторых странах веков, осуществлялась только центральными банками. Цифровые транзакции с использованием криптовалют проводятся в одноуровневой или одноранговой сети, ранее операции осуществлялись в двух- или трехуровневой сети с большим количеством посредников, что, соответственно, приводило к увеличению времени и издержек при совершении операции. Кроме уже перечисленных, существует еще ряд отличий (см. табл. ниже).

Электронные и цифровые деньги

 

Электронные деньги

Цифровые деньги

Способ хранения

электронный носитель

цифровая программа

Субъект эмиссии

Центральный банк

Блокчейн-платформа (распределенная система)

Необходимость инфраструктуры (посредники)

двух- или трехуровневая сеть (присутствие субъектов инфраструктуры)

одноранговая сеть (без посредников)

Обработка транзакции

централизованная

децентрализованная

Обращение

без ограничений рамками платежной системы

в рамках блокчейн-платформы

Валюта

валюта государства

универсальная

 

Таким образом, определение понятия "криптовалюта", по мнению автора, зависит от функций или целей ее использования. В данной статье криптовалюта рассматривается для обозначения перспектив ее использования в национальной платежной системе Российской Федерации. Проведенный анализ показывает, что криптовалюта действительно является следующим этапом развития электронных денег и, соответственно, денежных переводов и платежей, — цифровой формой денег или цифровой валютой. Криптовалюта представляет цифровой код, который возможно использовать как средство обмена, технологическую единицу счета или выражение стоимости. Одним из основных отличий цифровой валюты от электронных денег является то, что электронные денежные средства выражены в определенной фиатной валюте, используемой для электронного безналичного перевода стоимости, а цифровая валюта представляет собой цифровой код, выраженный в определенных технологических единицах. Именно это можно считать и дополнительным плюсом цифровой валюты, так как нет необходимости в конвертации при осуществлении переводов, и одновременно минусом, который является основной преградой для ее использования, так как такие нефиатные валюты не признаются большинством государств в качестве законного платежного средства.

Как показывает зарубежный опыт, существует несколько возможных способов использования криптовалют в национальной платежной системе, которые формируются государственным регулированием.

Зарубежный опыт законодательного закрепления понятия "криптовалюта" и ее использования

По данным исследователей[10], в мире сложилось три основных подхода к правовому регулированию криптовалют (схема 2).

Схема 2. Основные подходы к правовому регулированию криптовалют

Полный запрет (уже существует или будет принят в ближайшее время)

— 26 стран

 

Не регулируют оборот криптовалют

— 85 стран

 

Разрабатывают регулирование оборота криптовалют

— 75 стран, в том числе Россия

В Японии[11] законом криптовалюта рассматривается как средство платежа и закрепляется в качестве ценности, используемой для выполнения обязательств за покупку или заимствование товаров или полученную услугу в пользу других лиц, передающейся электронной системой обработки данных, при условии, что ее ценность ограничена значением, записанным на электронном устройстве или в любой электронной форме, и не включает японскую или иностранные валюты или активы, выраженные в таких валютах. В Австралии и Швеции тоже криптовалюты признаны в качестве полноценного средства платежа.

В США оборот криптовалют регулируется на уровне штатов. В штате Вашингтон[12] виртуальные валюты называются цифровыми и могут использоваться для передачи стоимости или покупки товаров и услуг, а также как средство обмена. Данное определение четко определяет функции криптовалюты.

Регуляторы Евросоюза изначально использовали понятие "виртуальная валюта" вместо термина "криптовалюта". Однако Европейский центральный банк (далее — ЕЦБ)[13] раскритиковал этот подход, указав, что определение криптовалюты как виртуальной валюты неточное, а также она является средством обмена, а не платежным средством, и ни деньгами, и ни валютой. Совет Европейского союза определил "виртуальные валюты", как цифровое представление стоимости, которое может быть передано, сохранено или продано в цифровой форме, быть принято физическими или юридическими лицами в качестве средства обмена, но не имеет статуса законного средства платежа. В Швейцарии[14] считают, что криптовалюты отличаются от электронных денег тем, что не основаны на валюте со статусом законного платежного средства и существуют только в виде цифрового кода. Таким образом, в Евросоюзе также четко определили границы возможного использования, а в Швейцарии разделили понятия "криптовалюта" и "электронные деньги".

Валютное управление Сингапура (MAS)[15] решило использовать внутреннюю цифровую валюту для межбанковских расчетов для упрощения процесса платежей и сокращения транзакционных издержек. В рамках данной системы будет происходить депонирование банками денежных средств в качестве залога в обмен на цифровую валюту, эмитентом которой будет центральный банк, банки-участники смогут осуществлять переводы друг другу непосредственно этой цифровой валютой напрямую, минуя платежную систему валютного управления, а также смогут провести обратную операцию с цифровой валютой, выкупив за нее депонированные ранее денежные средства.

В Англии[16] разработали государственную цифровую криптовалюту в союзе с Центральным банком — RSCoin, который имеет значительно больший объем, чем широко известный Биткойн, используемый по всему миру и вне контроля власти. RSCoin, как считают власти Англии, будет инструментом государственного контроля, позволяя Центральному банку держать жесткий контроль над денежной массой и реагировать на кризисы. Ученые, разработавшие эту криптовалюту, отмечают, что это сократит количество посредников в платежных системах, так как они просто не будут нужны, а также полностью изменит банковскую систему, поэтому банки должны быть готовы к этим изменениям.

Китай[17] предпринял ряд шагов по сдерживанию активности криптовалюты. Во-первых, опубликованы заявления на местных биржах о прекращении торговли криптовалютами и о предотвращении их добычи. Во-вторых, заблокирован доступ к онлайн-платформам и мобильным приложениям, которые предлагают обменные услуги для криптовалют. В-третьих, финансовым учреждениям и сторонним операторам по переводу платежей запрещено принимать, использовать или продавать виртуальные валюты. Одновременно Народный банк Китая провел испытания собственной криптовалюты, стремясь стать первым крупным Центральным банком, выпустившим цифровые деньги под полным контролем над цифровыми транзакциями.

Проекты по созданию собственной государственной криптовалюты также существуют в Канаде, Мексике и ряде других стран. В Казахстане президентом[18] предложено создание глобальной криптовалюты как международной расчетно-платежной единицы, как средства от валютных войн и спекуляций, перекосов в торговых отношениях и снижения волатильности на рынках.

Таким образом, в мире некоторые страны решили законодательно закрепить криптовалюту в качестве полноценного средства платежа, другие, наоборот, в целом признавая криптовалюты, подчеркивают, что они не могут быть признаны в данном качестве. Ряд стран считают цифровые валюты средством обмена и единицей счета. Следует отметить, что большинство стран, в том числе и наша страна, считают, что криптовалюта находится в начале своего развития. На сегодняшний момент в этом виде она несет существенные риски как для отдельных пользователей (участников), так и для финансовых систем стран в целом, поэтому стоит учесть опыт постепенного внедрения криптовалют, как это было сделано несколько лет назад с электронными деньгами, которые первоначально существовали только в замкнутых системах.

Таким образом, криптовалютой, по мнению автора, в рамках национальной платежной системы может быть признана цифровая валюта, которая создается и используется в рамках замкнутой блокчейн-платформы или распределенной системы в качестве счетной технологической единицы для проведения цифровых транзакций и вознаграждения валидаторов (майнеров), осуществляющих формирование данного распределенного реестра.

Наиболее адекватными в настоящий момент и способствующими раскрытию возможностей, предоставляющих использование криптовалют, по мнению автора, представляются два подхода к правовому регулированию.

Первый подход. Формирование правового регулирования, позволяющего использовать криптовалюту в качестве технологической единицы, с условием ее обращения только в рамках конкретной замкнутой блокчейн-платформы или распределенной системы.

Второй подход. Создание единой государственной криптовалюты, которая может быть использована для проведения цифровых транзакций на блокчейн-платформах, действующих на территории Российской Федерации.

Таким образом, для реализации данных подходов правового регулирования необходимо внести изменения в:

— Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" — закрепить понятие "криптовалюта" и принципы ее использования в зависимости от реализуемого подхода;

— Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" — закрепить полномочия Банка России;

— Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ — установить механизм использования криптовалюты в бюджетных правоотношениях при реализации второго подхода;

— Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" — установить принципы использования криптовалюты в деятельности банков;

— Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" — закрепить механизм удостоверения юридической значимости цифровых транзакций, осуществляемых при использовании криптовалюты;

— Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" — изменения в части по установлению требований, связанных с идентификацией клиентов и предоставлением необходимых сведений;

— Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" — изменения в части механизма раскрытия информации о совершенных цифровых транзакциях с использованием криптовалюты (в рамках масштабирования).

Литература

1. Дубянский А.Н. Теории происхождения денег и криптовалюты / А.Н. Дубянский // Деньги и кредит. 2017. N 12. С. 97 — 100.

2. Кочергин Д.А. Место и роль виртуальных валют в современной платежной системе / Д.А. Кочергин // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2017. Т. 33. Вып. 1. С. 119 — 140.

3. Кузнецов В.А. О подходах в международном регулировании криптовалют (BITKOIN) в отдельных иностранных юрисдикциях / В.А. Кузнецов, А.В. Якубов // Деньги и кредит. 2016. N 3. С. 20 — 29.

4. Муссель К.М. Платежные технологии, системы и инструменты: научно-популярное издание / К.М. Муссель М.: Кнорус; ЦИПСиР, 2015. 288 с.

5. Ручкина Г.Ф. Банковская деятельность: переход на новую модель осуществления, или "Финтех" как новая реальность / Г.Ф. Ручкина // Банковское право. 2017. N 4. С. 55 — 62.

6. Ручкина Г.Ф. Финансовые технологии в России и за рубежом: тенденции правового регулирования создания и использования / Г.Ф. Ручкина, В.К. Шайдуллина // Новеллы законодательства о деятельности кредитных организаций: Материалы научно-практической конференции (г. Москва, 6 апреля 2018 г.) в рамках V МЮФ "Будущее российского права: концепты и социальные практики". М., 2018. С. 7 — 17.

 


[1] Ручкина Г.Ф. Банковская деятельность: переход на новую модель осуществления, или "Финтех" как новая реальность // Банковское право. 2017. N 4. С. 55 — 62.

[2] Информация Банка России от 27 января 2014 г. "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн" // Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm (дата обращения: 30.09.2017).

[3] Путин заявил о криптовалютных рисках // Официальный сайт РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ. URL: https://www.rbc.ru/finances/10/10/2017/59dce47c9a7947e49a203b49 (дата обращения: 21.12.2017).

[4] Проект федерального закона "О цифровых финансовых активах" // Официальный сайт Министерства финансов России. URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=121810&area_id=4&page_id=2104&popup=Y (дата обращения: 25.01.2018).

[5] Кочергин Д.А. Место и роль виртуальных валют в современной платежной системе // Вестник СПбГУ. Серия 5. Экономика. 2017. Т. 33. Вып. 1. С. 119 — 140.

[6] Кузнецов В.А., Якубов А.В. О подходах в международном регулировании криптовалют (BITKOIN) в отдельных иностранных юрисдикциях // Деньги и кредит. 2016. N 3. С. 20 — 29.

[7] Blockchain, DLT and the capital markets journey. Navigating the regulatory and legal landscape. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-blockchain-dlt-and-the-capital-markets-journey/$FILE/ey-blockchain-dlt-and-the-capital-markets-journey.pdf (дата обращения: 20.12.2017).

[8] Дубянский А.Н. Теории происхождения денег и криптовалюты // Деньги и кредит. 2017. N 12. С. 97 — 100.

[9] Муссель К.М. Платежные технологии, системы и инструменты: научно-популярное издание / К.М. Муссель. М.: Кнорус; ЦИПСиР, 2015. С. 11 — 12.

[10] Ручкина Г.Ф., Шайдуллина В.К. Финансовые технологии в России и за рубежом: тенденции правового регулирования создания и использования // Конференция "Новеллы законодательства о деятельности кредитных организаций" в рамках V МЮФ "Будущее российского права: концепты и социальные практики". М., 2018.

[11] Clifford Chance, the FinTech market in Asia Pacific — an overview. June 2017. (URL: https://financialmarketstoolkit.cliffordchance.com/content/micro-facm/en/financial-markets-resources/resources-by-type/guides/the-fintech-market-in-asia-pacific—june-2017-/_jcr_content/parsys/download/file.res/The%20fintech%20market%20in%20Asia%20pacific_LR.pdf (дата обращения: 01.04.2018).

[12] Uniform Money Services Act. Interim Regulatory Guidance. December 2014. URL: http://www.dfi.wa.gov/documents/money-trans-mitters/virtual-currency-interim-guidance.pdf (дата обращения: 14.03.2018).

[13] Opinion of the European Central Bank. October 2016. URL: https://www.ecb.europa.eu/ecb/legal/pdf/en_con_2016_49_f_sign.pdf (дата обращения: 14.03.2018).

[14] Federal Council report on virtual currencies in response to the Schwaab (13.3687) and Weibel (13.4070) postulates. of June 25, 2014. URL: https://www.news.admin.ch/NSB-Subscriber/message/attachments/35355.pdf (дата обращения: 01.04.2018).

[15] Chanyaporn Chanjaroe, David Roman Singapore to Test Digital Currency in Latest Fintech Initiative. Bloomberg. November 2016. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-11-16/singapore-working-on-interbank-payments-blockchain-with-r3-dbs (дата обращения: 28.03.2018).

[16] Ambrose Evans-Pritchard. Central banks beat Bitcoin at own game with rival supercurrency. March 2016. URL: https://www.telegraph.co.uk/business/2016/03/13/central-banks-beat-bitcoin-at-own-game-with-rival-supercurrency/ (дата обращения: 14.03.2018).

[17] Glazer. Phil. State of Global Cryptocurrency Regulation. January 2018. URL: https://hacker-noon.com/state-of-global-cryptocurrency-regulation-january-2018-6e03dea0f036 (дата обращения: 14.03.2018).

[18] Кульшманов А. Назарбаев предложил создать международную криптовалюту / Мобильная версия "tengrmews". Июнь 2017. URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/nazarbaev-predlojil-sozdat-mejdunarodnuyu-kriptovalyutu-320433/ (дата обращения: 03.04.2018).


Рекомендуется Вам: