ЮрФак: изучение права онлайн

Приватизация служебных жилых помещений и споры, связанные с выселением из него

Автор: Белозеров А.

Оглавление

Судебное дело N 1

Судебное дело N 2

Судебное дело N 3

Судебное дело N 4


В данной статье будут рассмотрены вопросы приватизации жилых помещений работниками государственных органов власти.

Для начала необходимо проанализировать положения нормативно-правовых актов в сфере предоставления служебных жилых помещений и их приватизации. По общему правилу приватизация служебных жилых помещений запрещена.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации служебные жилые помещения.

Если рассматривать законодательство, регулирующее приватизацию служебного жилья работниками конкретных органов государственной власти, то во всех нормативно-правовых актах жилые помещения предоставляются лишь временно, а после завершения государственной службы, представительства в органах законодательной власти и т.д. наниматель обязан освободить жилое помещение.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" прекратившие исполнение полномочий член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны освободить занимаемое ими служебное жилое помещение, предоставленное в соответствии с частью первой настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Неосвобождение занимаемого служебного жилого помещения влечет за собой выселение в порядке, установленном жилищным законодательством.

Запрет на приватизацию предусмотрен во всех нормативно-правовых актах, предоставляющих жилые помещения в служебное пользование. Каким же образом можно приватизировать служебное жилье?

Первая возможность, которую предоставляет закон, — это возможность договориться с собственником жилого фонда о разрешении приватизации жилого помещения.

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Но собственник жилищного фонда не всегда готов разрешить приватизацию служебного жилого помещения, ему это просто невыгодно. Что же делать в таком случае?

В законодательстве предусмотрен ряд исключений из этого правила, а также имеется положительная судебная практика по приватизации служебного жилья.

Для начала необходимо дать определение понятию служебного жилого помещения. В Жилищном кодексе отсутствует законодательное определение понятия "служебное жилое помещение", однако указано назначение жилого помещения.

Исходя из ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Служебные жилые помещения отнесены к специализированному жилому фонду, что немаловажно знать, так как право выселять нанимателей из такого жилого помещения ограниченно жилищным законодательством.

Первое такое исключение регулируется ст. 103 Жилищного кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Таким образом, при выселении вышеуказанных категорий граждан им должны быть предоставлены иные жилые помещения.

Вторая группа исключений связана с периодом предоставления служебного жилья.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 03.07.2018) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Данное положение Закона дополнительно подкрепляется п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

Судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации введен в действие с 01.03.2005, то есть если гражданин имел служебное жилье до этой даты и нуждался в жилом помещении, ему обязаны предоставить жилье по договору социального найма.

В данном случае плюсы предоставления жилья по социальному найму будут следующие.

Во-первых, без жилья гражданин и члены его семьи не останутся в любом случае: либо они будут продолжать жить в служебном жилье, либо им предоставят новое.

Во-вторых, и это самое важное, что жилье, предоставленное по договору социального найма, есть возможность приватизировать в отличие от служебного жилья.

Согласно ст. 2 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 20.12.2017) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Теперь рассмотрим несколько случаев из судебной практики, которые разрешились положительно для нанимателей служебного жилья.

СУДЕБНОЕ ДЕЛО N 1

Фабула дела: Н. обратился с иском о признании за ним права собственности на служебное жилое помещение к Администрации города Салехард. В обоснование исковых требований П. указал, что в 1996 г. был избран депутатом Государственной Думы Российской Федерации, после его избрания в г. Салехард ему было предоставлено служебное жилье, после окончания срока его полномочий в качестве депутата требований о выселении со стороны Администрации не предъявлялось, жилье по факту утратило статус служебного.

Кем рассматривалось: дело рассматривалось:

1) в первой инстанции Салехардским городским судом Ямало-Ненецкого автономного округа, требования были удовлетворены;

2) в апелляционной инстанции судебной коллегией по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Итоговый судебный акт: Апелляционное определение от 26 марта 2012 г. по делу N 33-625.

Апелляционная инстанция при оставлении в силе решения суда первой инстанции руководствовалась следующим:

1) при вселении в квартиру по Жилищному кодексу РСФСР, действующему на момент вселения, истец и члены его семьи имели право на заключение договора найма (в настоящий момент социального найма);

2) истец и его семья нуждались в предоставлении жилья;

3) судом был сделан вывод, что исходя из того, что истец и его семья нуждались в жилье, жилье было предоставлено не по договору найма служебного жилого помещения, а по договору социального найма;

4) истец и его семья проживали достаточно длительно в жилом помещении, Администрация г. Салехард не предъявляла требований о выселении.

Исходя из вышесказанного можно составить примерный алгоритм действий при подаче искового заявления о приватизации служебного жилья:

1) необходимо выяснить, по каким основаниям предоставлялось жилье;

2) узнать, состоит ли жилье на учете в качестве служебного, так как законодательство обязывает ставить на учет служебные жилые помещения;

3) необходимо обратить внимание суда на тот факт, что собственник жилищного фонда не обращался с требованием о выселении из жилого помещения;

4) обратить внимание суда и подтвердить это соответствующими доказательствами (договор найма, подтверждении факта регистрации в жилом помещении), что заинтересованное лицо в приватизации проживает в жилом помещении достаточно долго.

В данном случае удалось приватизировать служебное жилье, однако по таким исковым заявлениям суды, как правило, отказывают исходя из того, что служебное жилье не приватизируется, в данном случае помогло то, что суд отказался квалифицировать жилое помещение в качестве служебного.

СУДЕБНОЕ ДЕЛО N 2

Фабула дела: департамент городского имущества города Москвы обратился с иском о выселении из служебного жилого помещения Н. и членов его семьи. Жилое помещение было предоставлено Н. на время службы по контракту во внутренних войсках МВД, контракт был расторгнут.

Кем рассматривалось: дело рассматривалось:

1) в первой инстанции Бутырским районным судом г. Москвы, требования оставлены без удовлетворения;

2) в апелляционной инстанции Московским городским судом, решение суда первой инстанции было оставлено без изменения.

Итоговый судебный акт: Апелляционное определение от 4 декабря 2018 г. по делу N 33-53563.

Апелляционная инстанция при оставлении в силе решения суда первой инстанции руководствовалась следующим:

1) Н. имел при вселении в служебное жилое помещение статус военнослужащего;

2) служебное жилье было предоставлено Н. на время, так как не было возможности предоставить жилье в собственность как военнослужащему;

3) жилые помещения за Н. на праве собственности не зарегистрированы;

4) в суде был подтвержден факт регистрации по месту жительства в служебной квартире Н. и членов его семьи;

5) без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

В данном судебном деле имеется своя специфика, так как спор происходил в отношении служебной квартиры, которая была предоставлена военнослужащему, однако споры, связанные с жильем для военных, не такая уж и редкость, поэтому необходимо, на наш взгляд, расписать примерный алгоритм по судебной защите военнослужащих от выселения из служебных квартир:

1) необходимо подтвердить свой статус как военнослужащего в настоящий момент либо что он был ранее;

2) подтвердить, что жилые помещения не приобретались в период прохождения военной службы, а также какие-либо иные жилые помещения в собственности отсутствуют. Данный факт можно подтвердить, заказав соответствующую выписку из Росреестра (выписка заказывается в многофункциональных центрах).

3) необходимо подтвердить факт регистрации по месту жительства военнослужащего и членов его семьи в служебном жилом помещении;

4) доказать, что срок военной службы составляет более 10 лет.

На сегодняшний день количество судебных дел, связанных со спорами о жилых помещениях и правах на них, для военнослужащих, растет с каждым годом. Законодательство и судебная практика, как правило, на стороне военнослужащих, так как социальному обеспечению армии со стороны государства уделяется повышенное внимание. Не стоит бояться добиваться своих прав на жилые помещения в судебном порядке.

СУДЕБНОЕ ДЕЛО N 3

Фабула дела: бюджетное учреждение обратилось с иском о выселении К. и членов ее семьи. Иск был обоснован тем, что жилье предоставлялось на время трудовых отношений между К. и бюджетным учреждением, в настоящий момент трудовые отношения прекращены.

Кем рассматривалось дело:

1) в первой инстанции Октябрьским районным судом г. Уфы, в удовлетворении требований бюджетного учреждения было отказано;

2) в апелляционной инстанции Верховным судом Республики Башкортостан, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Итоговый судебный акт: Апелляционное определение от 19 июня 2017 г. по делу N 33-10891/2017.

Апелляционная инстанция при оставлении в силе решения суда первой инстанции руководствовалась следующим:

1) К. поставлена в очередь как государственный служащий для получения единовременной выплаты для приобретения жилого помещения;

2) у К. отсутствуют какие-либо жилые помещения в собственности;

3) К. входит в круг лиц, которых в соответствии со ст. 13 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" выселить из служебного помещения нельзя;

4) договор найма служебного жилого помещения не расторгнут, не был признан недействительным.

В данном судебном деле основную роль в положительном решении для нанимателя сыграл тот факт, что ее ситуация является исключением и выселить ее нельзя, также немаловажным моментом являлось то, что наниматель нуждалась в жилье как государственный служащий и стояла в очереди для получения единовременной выплаты.

СУДЕБНОЕ ДЕЛО N 4

Фабула дела: К. обратился с иском о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма и о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение к департаменту городского имущества города Москвы. В исковом заявлении было указано, что жилое помещение имело первоначально статус служебного, однако в дальнейшем выбыло из специализированного жилищного фонда и перешло в муниципальную собственность. В удовлетворении заявления истца о заключении договора социального найма департамент городского имущества отказал.

Кем рассматривалось дело:

1) в первой инстанции: Кузьминский районный суд г. Москвы, исковые требования были удовлетворены;

2) в апелляционной инстанции: Московский городской суд, решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба департамента городского имущества города Москвы осталась без удовлетворения.

Итоговый судебный акт: Апелляционное определение Московского городского суда от 22.10.2018 N 33-46579/2018.

Апелляционная инстанция при оставлении в силе решения суда первой инстанции руководствовалась следующим:

1) жилое помещение находится в муниципальном жилом фонде;

2) жилые помещения, находящиеся в муниципальном жилом доме, должны предоставляться по договорам социального найма;

3) переход служебного жилья в муниципальную собственность меняет статус служебного жилья, то есть после того, как жилье передано в муниципальную собственность, оно утрачивает статус служебного;

4) так как жилье утратило статус служебного, к нему должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма;

5) так как жилое помещение имеет правовой режим жилья, который устанавливается для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, это жилое помещение можно приватизировать;

6) лица, проживающие в таком жилье, имеют право его приватизировать и оформить право собственности на жилое помещение;

7) истец выразил волю на приватизацию жилого помещения.

Исходя из примера, описанного выше, в ситуациях, когда жилое помещение утратило статус служебного, можно предложить следующий алгоритм приватизации:

1) для начала необходимо обратиться в соответствующий муниципальный орган власти с заявлением о заключении договора социального найма. Если муниципальный орган власти препятствовать не будет, то после заключения договора социального найма на жилое помещение его можно будет приватизировать без судебных разбирательств;

2) если же орган муниципальной власти отказал в заключении договора социального найма, необходимо обращаться в суд;

3) для суда необходимо будет собрать соответствующие доказательства (документы, подтверждающие, что жилье утратило статус служебного, первоначальный договор найма, которым оформлено право проживания истца и членов его семьи, документы, подтверждающие регистрацию в служебном жилье истца и членов его семьи, также необходимо будет предоставить и сам отказ органа муниципальной власти).

На сегодняшний день по таким делам сформирована устойчивая судебная практика, исковые заявления нанимателей жилых помещений, которые утратили статус служебного, как правило, суды удовлетворяют.

Исходя из вышеизложенного необходимо отметить следующее. Очень сложно составить какой-то единый алгоритм, по которому можно осуществить приватизацию служебных жилых помещений. Это вызвано тем, что для различных служащих государственных органов предусматриваются специальные нормативно-правовые акты, регулирующие их права на жилые помещения. Если выделить предельно общие элементы, которые присутствуют во всех ситуациях и могут быть использованы всеми, то можно дать следующие советы:

1) наиболее простой способ приватизировать служебное жилое помещение — договориться с собственником жилищного фонда о приватизации. Закон это прямо предусматривает, но в данном случае дать разрешение на приватизацию — это право собственника фонда;

2) если вы обращаетесь с иском о приватизации служебного жилья, помните, что по общему правилу его приватизировать нельзя, необходимо выяснить, является ли жилье вообще служебным, в каком фонде оно находится, на каких условиях заключался договор найма и т.д.;

3) если приватизировать вы не имеете права и вас выселяют, проверьте исключения, возможно, как раз вас не имеют права выселять без предоставления иного жилья;

4) попытайтесь перевести жилое помещение из собственности специализированного жилищного фонда в муниципальную собственность. Жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, утрачивают статус служебных, к ним применяется правовой режим жилья, который устанавливается для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Жилое помещение, выбывшее из специализированного жилищного фонда, можно приватизировать либо путем заключения договора социального найма, либо в судебном порядке;

5) если вы являетесь государственным гражданским служащим, военным, работником правоохранительных органов, необходимо изучить специализированные нормативно-правовые акты, которые регулируют социальное обеспечение работников вашего органа, возможно, как раз в вашем случае есть возможность оформить жилое помещение на праве собственности либо как минимум сохранить право проживания в жилом помещении до предоставления иного жилого помещения.

В завершение хотелось бы сказать, что судебная практика очень неоднозначная по вопросам служебного жилья и выселения из него, в данной статье представлен обзор лишь некоторых нормативно-правовых актов, а также лишь некоторые примеры судебной практики.

Если у вас возникли сложности с приватизацией служебного жилья или вас из него выселяют, то лучше сразу обратиться за юридической помощью к специалисту, так как в случае, если суд вынесет решение об отказе в удовлетворении ваших исковых требований, сложно будет обжаловать такой отказ, если вообще возможно. Не стоит руководствоваться готовыми шаблонами и обрывочными сведениями из Интернета, каждая ситуация имеет свою специфику и требует индивидуального подхода, тем более по таким серьезным делам, как споры о жилых помещениях и правах на них.


Рекомендуется Вам: