ЮрФак: изучение права онлайн

Принципы адвокатуры

Автор: Шавин В.А.

Спустя 15 лет действия Федерального закона от 31 мая 2002 г. 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации") в профессиональном сообществе зарождается дискуссия о ключевых принципах профессии, которые должны определять лицо корпорации и отдельного адвоката. Как показали громкие дисциплинарные производства последнего времени, в адвокатуре нет единства по вопросу о том, нарушение каких принципов должно влечь за собой изгнание из профессии. Драматизма в принципиальный вопрос добавляют проекты реформирования отрасли, предполагающие в том числе слияние частнопрактикующих юристов и адвокатуры в единую организацию. Для обеспечения своей монолитности, чтобы его можно было назвать корпорацией, такое объединение должно иметь принципы своей деятельности. А в этом вопросе между частнопрактикующими юристами и адвокатами взаимопонимания еще меньше.

Список принципов у адвокатуры имеется; он поименован в п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и включает в себя принципы законности, независимости, самоуправления, корпоративности и принцип равноправия адвокатов. Более того, адвокаты имеют свой собственный Кодекс профессиональной этики, который содержит свод обязательных для каждого адвоката правил поведения, основанных на нравственных критериях и традициях адвокатуры, т.е. своего рода перечень нравственных принципов. Для организации и деятельности российской адвокатуры принципы являются системообразующими элементами и призваны обеспечивать ее институциональное единство.

Под правовыми принципами в теории права понимаются основополагающие начала, фундаментальные основы правового регулирования. Доктрина разделяет принципы права на общеправовые (универсальные), межотраслевые и отраслевые. Данная классификация сохраняет свое значение и при решении вопроса о месте, занимаемом принципами адвокатуры и адвокатской деятельности в общей системе принципов права.

Среди общеправовых принципов обычно выделяют: законность, равноправие, гуманность, демократизм. Данная группа принципов имеет особое значение, так как закреплена в документе высшей юридической силы — Конституции РФ и положена в основу конституционного строя. При этом отдельные общеправовые принципы, такие, как законность, равноправие, приобретают свои особенности в рамках функционирования института адвокатуры, о чем будет подробнее сказано ниже.

Межотраслевые принципы представляют собой правовые идеи, присущие нескольким отраслям права, в частности процессуальные принципы, среди которых для адвокатской деятельности особую роль играет принцип состязательности, и принципы оценки доказательств.

Ключевое значение имеют отраслевые принципы, которые обусловлены спецификой предмета и метода правового регулирования отдельно взятой отрасли права, что необходимо учитывать адвокату в процессе осуществления адвокатской деятельности. Итак, рассмотрим названные выше принципы адвокатуры.

Принцип законности, как было сказано выше, является универсальным правовым принципом, лежащим в основе построения правового государства.

Нормативно он закреплен конституционными правилами о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ) и об обязанности всех соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

С уверенностью можно сказать, что данный принцип стоит во главе общей системы правовых принципов и является гарантией их реализации.

Являясь фундаментом деятельности всех без исключения субъектов права, принцип законности также обеспечивает функционирование самого института адвокатуры, что заключается в следующем:

— реализация принципа законности через установление совокупности нормативных требований, предъявляемых как к самим адвокатам и процессу их деятельности, так и к лицам, стремящимся получить соответствующий статус;

— нормативное закрепление обязанности адвоката соблюдать законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре;

— установление обязанности адвоката по отстаиванию законных интересов доверителя всеми не запрещенными законодательством средствами, т.е. средства и методы защиты должны быть либо основанными на законе, либо ему не противоречить;

— введение запрета на принятие адвокатом поручения от лица в случае, если данное поручение имеет заведомо незаконный характер.

Таким образом, являясь центральным принципом адвокатуры и адвокатской деятельности, принцип законности служит отправной точкой для претворения в жизнь всей системы принципов, так как нарушение любого из закрепленных законом принципов будет являться нарушением и принципа законности.

Следующий принцип — независимости является основополагающим началом адвокатуры, обусловленным ее целями и задачами, что, в свою очередь, выступает гарантией независимости и самих адвокатов. Так в чем же проявляется данная независимость?

Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" устанавливает, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 3). Следовательно, независимость адвокатуры определяется ее особым публичным статусом и ее автономией по отношению к системе органов власти, однако в данном аспекте независимость все же не является абсолютной.

Адвокатская деятельность по своему содержанию является правозащитной, признание же, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в силу ст. 2 Конституции РФ являются обязанностью государства. В соответствии с данным положением государство через свои органы осуществляет взаимодействие с адвокатским сообществом в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи, право на которую также предусмотрено Конституцией РФ.

Данное взаимодействие осуществляется посредством:

— обеспечения гарантий независимости адвокатуры;

— финансирования деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством;

— выделения (при необходимости) служебных помещений и средств связи для адвокатских образований;

— принятия уполномоченными органами в соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" нормативных актов, затрагивающих права и обязанности адвоката;

— реализации органами исполнительной власти в области юстиции организационно-учетных функций: утверждения формы удостоверения, ордера, ведения регионального реестра адвокатов и т.д.

Особое внимание стоит уделить независимости самих адвокатов.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Данный статус налагает принципиальный запрет на вступление адвоката в трудовые отношения в качестве работника, а также на занятие иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности.

Между тем в проекте Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи[1] этот запрет отмечен как недостаток, объясняющий неконкурентоспособность адвокатуры в глазах "высокопрофессиональных юристов, практикующих вне адвокатуры по гражданским и коммерческим делам и осуществляющих правовое сопровождение бизнеса" (стр. 8 проекта Концепции). Указано, что в Германии, во Франции и в Белоруссии разрешено ведение адвокатской деятельности по трудовому договору в качестве адвоката компании (стр. 16 проекта Концепции). В проекте Концепции первым (!) направлением реформирования адвокатуры названо введение возможности работы адвоката по трудовому договору с адвокатским образованием и найма адвокатом адвоката. При этом для обеспечения гарантий независимости и самостоятельности деятельности адвокатов предлагается закрепить в Трудовом кодексе РФ ряд особенностей таких трудовых отношений, а именно: обязанность соблюдения адвокатом требований адвокатской этики и адвокатской тайны; обязанность информирования адвокатом работодателя о возможном конфликте интересов; обязанность адвоката по передаче дел в случае прекращения трудовых отношений; обязанность работодателя не поручать адвокату ведение дел, которые могут привести к конфликту интересов, и право адвоката не исполнять поручения при ее нарушении; обязанность адвоката уведомлять адвокатскую палату о заключении и расторжении трудового договора. Однако, как показывает практика, подобного рода декларативные запреты (а они именно таковы, поскольку вообще не обеспечены санкцией, а реально действующих санкций здесь и не может быть) не приводят к планируемому результату, тем более что такие ограничения противоречат самой сути трудовых отношений, для которых характерно подчинение работника хозяйской власти работодателя.

Независимость адвоката обеспечивается путем закрепления конкретных гарантий ее воплощения на практике. К ним относятся:

1) адвокат самостоятелен при осуществлении адвокатской деятельности, т.е. никто не вправе диктовать содержание и формы юридической помощи, и независим от кого бы то ни было, начиная от руководства органов адвокатского самоуправления и адвокатских образований и заканчивая любыми органами государственной власти.

Ограничением принципа самостоятельности является запрет адвокату занимать позицию по делу вопреки воле доверителя. Существуют и два исключения из этого ограничения: первое: когда адвокат убежден в самооговоре доверителя, то он вправе занять позицию, отличную от позиции доверителя; второе: выше воли доверителя — закон и нравственность (п. 1 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката (далее — КПЭА));

2) запрещается вмешательство в адвокатскую деятельность, к которому относятся:

— любые попытки оказать давление на адвоката со стороны любого субъекта для достижения своей цели;

— любое самовольное участие в отношениях, связанных с оказанием юридической помощи, и препятствование адвокатской деятельности, т.е. создание любых помех для осуществления адвокатом его полномочий;

3) установлен запрет на привлечение адвоката к любой ответственности, в том числе после прекращения статуса адвоката, за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, т.е. суждение, содержащее оценку чего-нибудь, отношение к кому-нибудь, чему-нибудь, взгляд на что-нибудь[2]. Есть исключения и из этого запрета: адвокат несет ответственность за мнение: а) если приговором суда установлена его виновность в преступном действии (бездействии), б) в гражданском порядке перед доверителем;

4) не допускается истребование сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, от адвоката, помощников и стажеров адвоката, работников адвокатских образований, адвокатских палат субъектов РФ, Федеральной палаты адвокатов;

5) уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий, предусмотренных УПК РФ[3];

6) проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката, в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности, допускается только на основании судебного решения.

Полученные сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей[4];

7) адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Обобщая вышесказанное, стоит отметить, что независимость адвокатуры и отдельно взятых адвокатов не является абсолютной. В то же время установленные законодательством ограничения направлены на достижение баланса интересов доверителей в связи с конституционным правом каждого на квалифицированную юридическую помощь и адвокатского сообщества, а следовательно, являются демократическими по своей природе и служат построению правового государства.

Отечественная адвокатура строится также на принципе самоуправления.

Указанный принцип возник в связи с общественным статусом института адвокатуры, ее исключительно гражданской природой, в силу чего государство в лице своих органов, а также органы местного самоуправления сильно ограничены в возможностях определять организационную структуру и решать иные управленческие задачи адвокатуры.

Государство создало общую, двухуровневую структуру органов адвокатского самоуправления. На уровне Российской Федерации создана Федеральная палата адвокатов РФ, которая является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов РФ на основе обязательного членства (ст. 35 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). В каждом субъекте РФ создана одна адвокатская палата субъекта РФ, которая также является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов уже конкретного субъекта РФ (ст. 29 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Основной целью создания и федеральной, и региональной палат является обеспечение функционирования института адвокатуры в целом, что составляет содержательный аспект принципа самоуправления.

Кроме того, определен перечень органов управления каждой из палат, установлены их компетенция и некоторые требования к ним.

Одной из находок Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" является процедура обязательной ротации Совета адвокатской палаты — коллегиального исполнительного органа — один раз в два года на одну треть (п. 2 ст. 31). В 2004 г. Федеральным законом от 18 июля 2017 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в порядок ротации были внесены изменения, согласно которым право внесения кандидатур адвокатов на выбытие из Совета и включение в Совет стало принадлежать исключительно президенту региональной палаты. Никто иной не вправе представить собранию (конференции) адвокатов такие кандидатуры, в том числе не допускается самовыдвижение.

Поскольку это привело к несменяемости президентов региональных адвокатских палат (при их желании, конечно), то интересно разобраться с появлением этой поправки в закон. Первоначально в законопроекте N 320593-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" подобного предложения не было. Он задумывался с целью устранить отдельные неточности в законе, например уточнить статус соглашения об оказании юридической помощи, ввести иные, кроме лишения статуса, меры дисциплинарной ответственности адвоката и ряд иных. Внесен он был депутатами Госдумы В.А. Пехтиным, В.В. Володиным, О.В. Морозовым, С.Н. Решульским, П.В. Крашенинниковым, Г.И. Райковым, С.В. Иваненко, А.Г. Аксаковым, В.М. Резником, В.В. Гребенниковым. Ко второму чтению законопроекта и была предложена рассматриваемая поправка депутатами Госдумы М.В. Емельяновым, Ю.П. Ивановым, В.В. Похмелкиным, А.П. Москальцом, А.Н. Харитоновым, В.Н. Плигиным. Рискну предположить, что ее инициатором был В.Н. Плигин в интересах действующих президентов адвокатских палат[5].

Но если принцип самоуправления реализуется в отношении института адвокатуры, проявляя демократические начала данного института, то применительно к самим адвокатам стоит говорить о самостоятельности, выражающейся в следующих аспектах:

— адвокат сам избирает форму адвокатского образования, в которой он намерен осуществлять свою деятельность. Однако в 2016 г. появилось ограничение на избрание такой формы адвокатского образования, как адвокатский кабинет. Его можно учредить, только имея 5-летний адвокатский стаж (подробнее об этом см. ниже). Следовательно, адвокат, сдавший квалификационный экзамен, может выбрать для осуществления деятельности или коллегию адвокатов, или адвокатское бюро[6];

— адвокат вправе в уведомительном порядке изменить членство в адвокатской палате одного субъекта РФ на членство в адвокатской палате другого субъекта РФ[7];

— адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) общественных объединений адвокатов в соответствии с законодательством Российской Федерации, однако данные общественные объединения уже не будут нести функций самоуправления.

Правовая природа адвокатуры как профессионального сообщества адвокатов обусловливает наличие принципа корпоративности.

Корпорация (от лат. corporatio — объединение) представляет собой объединенную группу, круг лиц одной профессии, одного сословия[8].

Данное объединение призвано структурно и институционально сплотить представителей свободных профессий, к числу которых традиционно относятся и адвокаты.

Внутренняя самоорганизация адвокатского сообщества, выработка собственных профессиональных стандартов, осуществление представительства и защиты интересов собственного сообщества — вот, что представляет собой содержание принципа корпоративности.

Данный принцип тесно связан с принципом самоуправления, так как подразумевает организацию корпорации внутри себя, осуществление самоконтроля, саморегулирования путем применения внутренних мер поощрения и мер дисциплинарной ответственности.

Адвокат, действуя самостоятельно и независимо, в то же время остается представителем своего сообщества, что накладывает дополнительную ответственность и обязательства по соблюдению традиций своей корпорации, поддержанию престижа профессии адвоката и положительной репутации адвокатуры в обществе.

К принципам адвокатуры также относится принцип равноправия адвокатов.

Как следует из его названия, данный принцип направлен в первую очередь на деятельность самих адвокатов и выражается в целом ряде аспектов:

— единство требований к претендентам на получение статуса адвокатов;

— равенство прав, обязанностей и гарантий независимости адвокатов независимо от формы осуществления адвокатской деятельности;

— право на осуществление адвокатом своей профессиональной деятельности на всей территории Российской Федерации независимо от того, в реестр какого региона внесены сведения о данном адвокате;

— равенство адвокатов независимо от времени приобретения соответствующего статуса, в том числе в силу сохранения статуса членов коллегий адвокатов, образованных в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующих на территории Российской Федерации на момент вступления в силу Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

При принятии Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в него были включены только два исключения из принципа равноправия адвокатов. Первое из них можно назвать естественным, и заключается оно в ограничении иностранных адвокатов оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации только по вопросам права "своего" государства и их регистрации в специальном реестре (п. 5 и 6 ст. 2).

Вторым был 5-летний стажевый ценз для адвокатов — членов квалификационной комиссии[9]. Его тоже можно признать оправданным, поскольку принимать экзамен должен человек, имеющий более высокую квалификацию, одним из показателей которой может являться стаж работы, в данном случае в качестве адвоката.

Однако в 2016 г. появилось еще сразу несколько ограничений принципа равноправия. Причем они были внесены в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", что называется, под шумок, которым выступила инициатива Федеральной палаты адвокатов по дополнительному регулированию адвокатского запроса. Законопроект N 993553-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи" внесло Правительство РФ[10]. Однако наряду с вопросами адвокатского запроса туда был включен запрет учреждать адвокатский кабинет адвокатами со стажем менее 5 лет и установлено такое же стажевое ограничение для учредителей коллегии адвокатов и адвокатского бюро. Какое-либо обоснование по этому вопросу в пояснительной записке к законопроекту отсутствует; остался неизвестным также автор или инициатор этой идеи. По сути, в 2016 г. эти корректировки прошли незамеченными. И только в конце 2017 г. на сайте "Новой адвокатской газеты" развернулась дискуссия по этому вопросу; данные ограничения были совершенно обоснованно названы дискриминацией[11].

Разного рода дискриминационные ограничения существуют и в региональном адвокатском нормотворчестве. В качестве примера можно привести Правила назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве (по требованиям органов дознания, предварительного следствия и суда), утвержденные Советом Палаты адвокатов Нижегородской области 7 февраля 2018 г.[12] Правила назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве полностью запретили адвокатам, осуществляющим свою деятельность в адвокатских кабинетах, участвовать в делах по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда. И это притом, что адвокаты в силу закона обязаны исполнять требования этих органов о защите по назначению (подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Таким образом, следует говорить о пяти основных принципах адвокатуры, закрепленных в специальном законе: законности, независимости, самоуправлении, корпоративности, равноправии адвокатов.

В то же время принципы адвокатуры и адвокатской деятельности устанавливаются не только на уровне национального законодательства. Так, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Международные стандарты по развитию и обеспечению надлежащей роли адвокатов были сформированы в Основных принципах, касающихся роли юристов (далее — Основные принципы) (приняты 8-м Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, Куба, 27.08 — 07.09.1990).

Несмотря на то что данным актом не используется категория "адвокат", специфика правоотношений, на которые направлено действие Основных принципов (защита в рамках уголовного преследования, вопросы саморегулирования юридического сообщества и т.д.), применительно к российской правовой действительности подразумевает их распространение только на адвокатуру и адвокатскую деятельность.

На настоящий момент Основные принципы не утверждены Генеральной Ассамблеей ООН, а следовательно, носят рекомендательный характер. В то же время, по замечанию В. Тейлера, "они широко признаются в качестве инструмента, выражающего консенсус международного сообщества относительно роли адвокатов в разных странах мира"[13].

Основные принципы состоят из 29 пунктов, сгруппированных по тематическим разделам: право доступа каждого к юридической помощи и адвокатам, специальные гарантии в вопросах уголовного правосудия, обязанность государства по подготовке квалифицированных кадров (включая знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом), гарантии в отношении выполнения адвокатами своих обязанностей, право адвокатов на свободу убеждений и ассоциаций, стандарты рассмотрения дисциплинарных проступков адвокатов на основе кодексов профессионального поведения.

Основные принципы, касающиеся роли юристов, служат основой деятельности Специального докладчика ООН по вопросам независимости судей и адвокатов, что позволяет на международном уровне отслеживать ситуацию с соблюдением всеобщего права на судебную защиту.

Рассмотрение принципов адвокатуры и адвокатской деятельности осталось бы неполным без упоминания принципов адвокатской этики.

В силу того что "адвокатура представляет собой корпорацию специалистов-правоведов, имеющую задачей защиту в суде прав отдельных лиц в интересах и от имени общества"[14], к деятельности адвокатов предъявляются особенно высокие морально-этические требования, выражающиеся в этических принципах.

КПЭА представляет собой совокупность правил поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях адвокатуры, международных стандартах и правилах адвокатской профессии.

В отличие от Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" КПЭА не содержит четкого перечня принципов, устанавливая для адвоката лишь этические ориентиры в его профессиональной деятельности.

Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что статус адвоката налагает дополнительные обязательства по соблюдению как принципов, прямо установленных Федеральным законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", так и целого комплекса морально-этических принципов, вытекающих из самого содержания и целей функционирования отечественной адвокатуры.

Литература

1. Васьковский Е.В. Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики / Е.В. Васьковский // Вестник гражданского процесса. 2015. N 4. С. 156 — 185.

2. Васьковский Е.В. Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики / Е.В. Васьковский. Варшава, 1934.

3. Тейлер В. Международно-правовые стандарты независимости адвокатов / В. Тейлер // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. N 5. С. 73 — 86.

 


[1] Разработана Минюстом РФ в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Юстиция", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 312. URL: http://minjust.ru/ru/deyatelnost-v-sfere-advokatury/koncepciya-regulirovaniya-rynka-professionalnoy-yuridicheskoy (дата обращения: 22.02.2018).

[2] Толковый словарь Ожегова. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=14574 (дата обращения: 22.02.2018).

[3] Интересно, что после вступления в силу 1 июля 2002 г. редакция п. 10 ст. 448 УПК РФ неоднократно менялась. Сейчас решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту РФ.

[4] Исключение составляют орудия преступления, предметы, запрещенные к обороту или ограниченные в обороте.

[5] В.Н. Плигин выступил одним из учредителей ТОО "Юст", которое выступило соучредителем Санкт-Петербургского ТОО "Юридическая фирма "Юст". Старшим партнером МКА "Юридическая фирма "ЮСТ" является Ю.С. Пилипенко, который с января 2015 г. по настоящее время является президентом Федеральной палаты адвокатов. Статус адвоката В.Н. Плигина приостановлен с 25 декабря 2003 г.

[6] При этом в Федеральном законе "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" нет положений, обязывающих принять в состав адвокатского образования адвоката. Поэтому возможна ситуация, когда адвокат вообще не сможет получить право заниматься адвокатской деятельностью, если его не примет в свои ряды ни одно из действующих в регионе адвокатских образований, а адвокатский кабинет он учредить не вправе.

[7] Порядок изменения адвокатом членства в адвокатской палате одного субъекта РФ на членство в адвокатской палате другого субъекта РФ утвержден решением Совета ФПА РФ от 2 апреля 2010 г. (протокол N 4) в ред. от 30 ноября 2010 г. URL: http://fparf.ru/documents/council_documents/council_resolutions/1833/ (дата обращения: 26.02.2018).

[8] Толковый словарь Ожегова. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php2wordid=14574 (дата обращения: 20.02.2018).

[9] Интересно, что известен как минимум один случай, когда членом квалификационный комиссии был избран адвокат, не имеющий необходимого 5-летнего адвокатского стажа: в Адвокатской палате Республики Башкортостан членом Квалификационной комиссии 2 срока был Ромео Альбертович Фарукшин, не имеющий необходимого 5-летнего адвокатского стажа.

[10] Этапы прохождения законопроекта и все документы по нему см.: URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/993553-6 (дата обращения: 21.02.2018).

[11] URL: https://www.advgazeta.ru/diskussii/diskriminatsiya-ili-zabota-o-kachestve-okazyvaemoy-pomoshchi/ (дата обращения: 21.02.2018).

[12] См.: URL: http://apno.ru/content/view/2683/102/.

[13] Тейлер В. Международно-правовые стандарты независимости адвокатов // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. N 5. С. 74.

[14] Васьковский Е.В. Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики // Вестник гражданского процесса. 2015. N 4. С. 161. (Печатается по: Васьковский Е.В. Задачи адвокатуры и принципы адвокатской этики. Варшава, 1934.)


Рекомендуется Вам: