Автор: Старовойтов В.Г.
Оглавление
Основные этапы актуализации первичной информации
Определение источников информации
Определение доступа к информации
Формирование шаблонов для сбора информации
Регламент актуализации базы данных
Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации является сложной многоаспектной задачей. Для ее решения в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации в ближайшее время должна быть создана Федеральная система управления рисками экономической безопасности (далее — ФСУР)[1]. Эта система предназначена для своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и необходимых рекомендаций. В настоящее время ФСУР формируется под эгидой Министерства экономического развития Российской Федерации.
Важным элементом такой системы является методика сбора первичной информации для актуализации базы данных и знаний по угрозам и рискам в интересах ФСУР. Она имеет целью систематизацию и типизацию действий по сбору первичной информации на уровне типового алгоритма и основных требований и рекомендаций к этой деятельности для ее рационализации и снижения вероятности ошибок. Подсистема сбора первичной информации необходима для заполнения структуры информационной модели угроз, рисков и источников (субъектов) угроз в соответствии с типологией и классификацией факторов ущерба, рубрикатором угроз и рисковых событий, а также перечнями показателей для выявления рисковых событий и оценки состояния экономической безопасности России на федеральном уровне. Кроме того, сбор первичной информации для актуализации рассматриваемой базы данных предполагает также сбор справочной и нормативной документации.
Предлагаемая к обсуждению в данной статье методика позволяет составить инструкции для рабочих мест ФСУР по актуализации первичной информации. Границы ее применения ограничиваются ФСУР в качестве основы для составления рабочих инструкций, проведения учений и отработки механизмов деятельности.
При реализации ФСУР, в том числе при разработке ее регламентного и локального нормативного обеспечения в части, касающейся должностных и функциональных инструкций, данная методика должна будет уточняться и детализироваться до уровня конкретных действий конкретного должностного лица в конкретных технических, программно-инструментальных и организационно-нормативных условиях работы.
Применение методики осуществляется в рамках ФСУР должностными лицами ФСУР. Ее развитие возможно с привлечением внешних специалистов в сфере моделирования процессов и первичной обработки информации.
Источники данных
Типовые источники данных и тематические блоки первичной информации рассмотрены в предыдущих работах[2]. Их можно разделить на три основные группы по форме представления информации:
— базы данных, в которых содержится формализованная информация в основном в числовом виде;
— отчеты, сводки, стандартизированные регулярные аналитические справки и доклады в виде текстов и массивов чисел; как правило, отчеты имеют стабильную структуру и регулярно актуализируются, в том числе в соответствии с нормативно заданными требованиями;
— неструктурированные (слабоструктурированные) текстовые, инфографические и мультимедийные материалы произвольной структуры;
— экспертные оценки тех или иных параметров по количественным или лингвистическим шкалам; экспертам могут предлагаться также задачи упорядочения, но в конечном итоге это оценки порядковых номеров упорядочиваемых объектов.
Существуют также специальные формы представления информации — оперативные сообщения от агентов и корреспондентов ФСУР в соответствии с нормативно установленными регламентами и ответы на официальные запросы. В них информация, как правило, четко структурирована, содержит оценки по числовым или лингвистическим шкалам и не избыточные или малоизбыточные тексты на профессиональном сленге.
Источники данных могут быть следующих типов:
— органы государственной власти и местного самоуправления;
— государственные субъекты экономической деятельности, включая те, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций;
— негосударственные корпорации и предприятия, включая те, в которых государство имеет долю, но не контрольный пакет акций;
— негосударственные консалтинговые, исследовательские и аналитические организации, в том числе различные "фабрики мысли" и подразделения общественных организаций;
— эксперты — штатные или нештатные эксперты ФСУР и привлекаемые эксперты в разовом порядке; эксперты могут участвовать в работе ФСУР в рамках исполнения своих должностных обязанностей в государственных органах, на добровольной или коммерческой основе;
— средства массовой информации.
Взаимодействие с источниками информации может осуществляться по регламенту или эпизодически по мере необходимости. Источники могут быть общедоступными или предоставлять информацию в соответствии с некоторым образом установленным порядком: нормативно определенный режим или коммерческие отношения.
Указанные типы источников, формы и особенности представления информации определяют порядок действий по актуализации баз данных ФСУР.
Основные этапы актуализации первичной информации
Работа по актуализации баз данных включает следующие основные виды деятельности:
1) определение источников информации;
2) организация доступа к информации;
3) формирование и заполнение шаблонов для сбора информации;
4) загрузка информации в базы данных (администрирование базы данных в части, касающейся актуализации информации);
5) действия в нештатных ситуациях — запросы конкретной информации у конкретных ее источников.
Определение источников информации
Этот этап осуществляется, когда возникает потребность в новой информации, ранее не использовавшейся, или когда существующие источники информации не удовлетворяют по оперативности предоставления информации, ее достоверности, по организационным и коммерческим условиям взаимодействия.
В случае статистической и иной фактографической информации в первую очередь рассматриваются существующие государственные источники, являющиеся владельцами и (или) создателями информации. Если требуемая информация в них отсутствует, то рассматриваются корпоративные источники и источники аналитических и экспертных неправительственных структур. В последнем случае может использоваться более одного источника для повышения достоверности информации. В случае противоречивости информации необходимо проанализировать методики подготовки информации и возможные мотивы ее искажения.
Источником информации о состоянии секторов экономики или ее аспектов являются отраслевые государственные ведомства, а также специализирующиеся консалтинговые компании. Последние, как правило, предоставляют информацию на коммерческой основе. Ведомства собирают и администрируют информацию в соответствии со своими государственными функциями. В случае отсутствия требуемой информации в общедоступных материалах на официальных сайтах необходимо через регламентированные процедуры межведомственного взаимодействия выполнить запрос о предоставлении информации в электронном виде либо об установлении режима регламентного предоставления информации в зависимости от того, о какой информации идет речь: разовые уточняющие сведения или расширение информационной базы функционирования ФСУР.
С коммерческими источниками информации заключается договор об оказании информационных услуг.
Информация корпоративного уровня содержится в ведомственных базах данных, на официальных сайтах интересующих юридических лиц, а также в коммерческих системах, наиболее развитой из которых в настоящее время является СПАРК. Общедоступная корпоративная информация представляет собой главным образом сведения, которые акционерные общества предоставляют в соответствии с нормативными требованиями, и сведения для инвесторов, потенциальных партнеров и потребителей в рамках общественных коммуникаций в интересах своего развития.
Информация о юридических лицах, контролируемых государством, может быть получена от этих лиц по официальному запросу. В других случаях экономический агент может отказать в предоставлении информации. Источником информации о финансовом положении юридического лица — отчеты о прибыли и балансовые отчеты — могут служить налоговые органы. В особых случаях источником информации в порядке межведомственного регламентированного взаимодействия в рамках ФСУР могут служить правоохранительные органы и другие органы обеспечения национальной безопасности.
Источником событийной информации являются информационные агентства. Другие СМИ являются, как правило, вторичными источниками, отражают информацию более субъективно и избыточно. Выявление в них фактов требует затрат времени или использования специальных технологий и программно-инструментальных средств.
Определение доступа к информации
Если требуемая информация в выбранном источнике является не общедоступной, то в зависимости от владельца информации осуществляется либо официальный запрос в порядке межведомственного взаимодействия, либо предложение о заключении договора на оказание информационных услуг.
Предпочтительный способ получения информации — электронный по телекоммуникационным каналам: специальным или общим. Предоставление информации должно документироваться путем отправки с оговоренных служебных электронных адресов и с помощью электронной подписи. Доступ к информации и ее передача по каналам связи осуществляются в соответствии с нормативно определенными требованиями по защите конфиденциальной информации, включая государственную тайну, коммерческую тайну и служебную информацию.
Формирование шаблонов для сбора информации
Вся первичная информация из источников загружается в базу данных одним из двух способов:
— автоматически по команде администратора через специальные конверторы в соответствии с установленным регламентом актуализации;
— с использованием определенных шаблонов, которые составлены в соответствии с логической структурой базы данных.
Автоматически информация загружается из внешних баз данных, к которым открыт доступ субъекту ФСУР через программный интерфейс. В этом случае действия оператора ФСУР по актуализации баз данных сводятся только к выдаче соответствующей команды на копирование данных.
Шаблоны используются в том случае, когда первичная информация вносится в информационное пространство ФСУР вручную или вручную с автоматизацией отдельных операций. Шаблоны выполняются в виде интерактивных экранных форм, из которых внесенные данные через специальные программные интерфейсы вносятся в базу данных ФСУР.
Каждый шаблон имеет следующие поля:
— наименование типа шаблона;
— информационные элементы;
— единица измерения для полей с информационными элементами, которые имеют физические единицы измерения;
— дата возникновения информации (период или дата, на которую проведено измерение показателя, дата совершения события);
— источник информации;
— дата актуализации информации в первоисточнике;
— дата внесения информации в шаблон;
— идентификатор оператора подготовки актуализации информации.
Типы шаблонов могут быть следующие:
— значения показателей и параметров;
— описание вызовов;
— описание угроз;
— описание рисковых событий;
— описание ущербов;
— описание источников (субъектов) угроз.
Информационные элементы представляют собой поля, в которые вносятся значения различных показателей и параметров, наименования и идентификаторы различных категорий, из которых формируется семантическое пространство для моделирования угроз и рисков, в том числе с использованием факторных моделей.
Для каждой из категорий: вызов, угроза, рисковое событие, ущерб, уязвимость, источник, в шаблоне существует свой набор полей для информационных элементов в соответствии со структурой информационных моделей угроз, рисков, источников. При этом может быть выбрано несколько значений, связанных категорий. Так, угроза может быть реализована через несколько рисковых событий. В то же время значение показателя, отнесенное к определенной дате, всегда единственное. Для нечисловых значений для заполнения полей информационных элементов используются списки, которые содержатся в разделе базы данных, в котором описаны все метаданные базы (шкалы показателей, взаимосвязи между конкретными экземплярами различных сущностей (категорий)).
Для информационных полей, в которые предполагается вносить формулировки экземпляров сущностей (категорий), возможно внесение отсутствующих в выпадающем списке формулировок (т.е. новых экземпляров (угроз, рисковых событий, субъектов и т.п.)). Однако они должны иметь какой-либо маркер до тех пор, пока не будут верифицированы ответственным должностным лицом и внесены администратором в раздел базы данных с метаданными (фактически это отразится в выпадающем списке для последующей работы с информацией ФСУР).
В зависимости от характера и смысла содержания шаблона предусмотрены правила проверки корректности данных, например ограничения на значения показателей.
Для некоторых шаблонов может быть предусмотрено несколько источников информации, как было отмечено выше.
В тех случаях, когда источниками данных служат текстовые документы и СМИ, аналитик ФСУР в соответствии со своими функциональными обязанностями по специальной методике обрабатывает эти материалы и вносит в шаблон необходимую информацию в виде стандартизированных текстовых единиц. В таких шаблонах существуют поля информационных единиц, в которые вносится ссылка на полный текст, сохраняемый в файловой системе исходных текстов об угрозах и рисках и источниках угроз и рисков в информационном пространстве ФСУР.
Регламент актуализации базы данных
Актуализация баз данных ФСУР осуществляется в соответствии с регламентами, учитывающими федеральные, межведомственные и локальные нормативные правовые акты.
Регламент определяет:
— распределение обязанностей по актуализации баз данных;
— процедуры актуализации в форме конкретных инструкций;
— использование телекоммуникационных каналов и программных средств для доступа к информации, ее скачивания, конвертирования и загрузки в базы данных, а также программно-инструментальных средств для обработки неструктурированных (слабоструктурированных) массивов (текстов) информации;
— периодичность и сроки актуализации.
Непосредственно работа с данными и информацией по актуализации баз данных ФСУР осуществляется по принципу "двух рук": оператор или аналитик заполняет информационные шаблоны, которые сохраняются во временных файлах, администратор после проверки данных в шаблонах, приготовленных к загрузке, выдает команду на загрузку данных через интерактивный интерфейс администратора. Оператор готовит данные, которые содержатся в базах данных источников информации или в определенных инструкциями стандартизированных отчетах и сводках. Аналитик загружает информацию, подготовленную им самим путем обработки первичных материалов из различных источников. В данном случае к аналитикам относятся и эксперты.
Запросы на предоставление информации, заключение соглашений, коммерческих договоров и пользование коммерческими услугами на предоставление информации неопределенному кругу лиц осуществляются в соответствии с установленным порядком взаимодействия с внешними организациями, принятия решения о приобретении информации и осуществления ее оплаты.
Периодичность и сроки загрузки информации определяются особенностями информации. Информация Росстата актуализируется по плану — срок актуализации каждого показателя указан в его паспорте. Установлены периодичность и сроки актуализации информации для ряда документов, в том числе корпоративных. Информация для таких источников должна загружаться в базу данных ФСУР не позднее чем через сутки. Событийная информация выявляется ежедневно в потоке неструктурированных массивов информации, обрабатывается и загружается в ФСУР в течение двух суток.
Ведомственные и корпоративные массивы информации, предоставляемой по двусторонним соглашениям и регламентам, актуализируются ежемесячно в установленные сроки и загружаются в базу данных в течение суток. Срочные сообщения об угрозах и рисковых событиях обрабатываются и загружаются немедленно по мере поступления.
Актуализация баз данных и документов внешними респондентами, с которыми установлены соответствующие регламенты, может осуществляться автоматически при включении телекоммуникационных каналов связи или путем реакции с помощью одной экранной кнопки на извещение о готовности файла актуализации, полученное по телекоммуникационному каналу связи и отображаемое в интерфейсе рабочего места уполномоченного оператора ФСУР.
Первичная информация, загруженная в базы данных, не может быть изменена иначе как по специальному регламенту. Решение об изменении первичной информации в базах данных принимает должностное лицо, ответственное за администрирование информационного пространства ФСУР, которое подтверждает использованием личного персонального идентификационного кода.
Все регулярно используемые информационные ресурсы объединяются в информационный портал по web-технологии (web-портал) с интуитивно понятным пользовательским интерфейсом доступа к разделам хранилища и внешним источникам, задания запросов и создания выходных форм, актуализации содержания. Интерфейс должен быть построен по иерархическому принципу и на одной экранной форме содержать не более семи вариантов перехода на нижележащий уровень.
Информационный портал должен быть открыт для возможности подключения новых разделов хранилища или точек доступа к информации, предоставляемой онлайн в удаленном режиме.
Интересующие web-страницы Интернета должны быть сгруппированы в штатном иерархическом массиве закладок.
Вывод. Представленная в статье методика является одним из основных элементов методического обеспечения создания в России Федеральной системы управления экономическими рисками. Использование методики сбора первичной информации для актуализации базы данных и знаний по угрозам и рискам позволит ускорить формирование в стране полноценной ФСУР, и в конечном итоге это приведет к повышению качества и эффективности государственного управления.
Литература
1. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника: Монография / Кол. авторов; Под ред. С.Н. Сильвестрова. М.: РУСАЙНС, 2017. 350 с.
[1] Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" // СПС "КонсультантПлюс".
[2] Создание системы стратегического анализа, управления и предотвращения рисков в сфере социально-экономического развития, в том числе экономической безопасности. Отчет о НИР. Шифр: 0101-01-16. Финуниверситет при Правительстве РФ. 2016. Государственный контракт N ГК-80-ОФ/Д21 от 11 июня 2016 г. (головной заказчик — Министерство экономического развития Российской Федерации); Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника: Монография / Кол. авторов; Под ред. С.Н. Сильвестрова. М.: РУСАЙНС, 2017. 350 с.
Связанные статьи:
- Административно-правовые меры противодействия коррупции в России (64.5%)
- Методологический комплекс поддержки принятия управленческих решений в сфере обеспечения экономической безопасности (61.4%)
- Правовая природа и содержание права российских граждан на безопасность (59.8%)
- Законодательное обеспечение информационной безопасности в России (58.7%)
- Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы: основные риски (58.7%)
- Динамика правового регулирования применения искусственного интеллекта (RANDOM - 1.1%)