ЮрФак: изучение права онлайн

Совместное завещание супругов и заявление родителей об определении опекуна/попечителя: сравнительно-правовая характеристика

Авторы: Жданова А.Н., Алтынбаева Л.М.

Современное состояние отрасли наследственного права определяется стремительным развитием и совершенствованием правовой базы. Значительные изменения коснулись перспективы создания наследственных фондов как еще одной возможности наследодателя по распоряжению своим имуществом на случай смерти, легализации совместных завещаний супругов, совершенных на территории Крымского полуострова до его вхождения в состав Российской Федерации.

В настоящее время вопросы, касающиеся совершения совместного завещания супругов, переходят со стадии теоретического исследования на стадию законодательного регулирования. С 1 июня 2019 г. вступают в силу изменения законодательства, регулирующие порядок совершения подобных завещаний, а также возможности совершения наследственного договора[1].

Однако предпосылки существования подобного рода распоряжений, составленных обоими супругами на случай своей смерти, уже существуют в российском законодательстве. Речь идет о ст. 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", дающей право родителям малолетнего или несовершеннолетнего ребенка на подачу заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства родителей об определении ребенку опекуна или попечителя на случай их одновременной смерти. Впоследствии, в случае одновременной смерти обоих родителей, итоговое решение о назначении опекуна (попечителя) для ребенка остается за органами опеки и попечительства, которые, помимо последней воли родителей в этом вопросе, проверяют соответствие личности опекуна (попечителя) требованиям, предъявляемым к нему законодательством.

В рамках исследования нормативных предписаний, изложенных в ст. 13 вышеуказанного Закона, нас интересуют следующие вопросы: почему распоряжение родителей об определении ребенку опекуна или попечителя на случай своей одновременной смерти подпадает под действие административно-правового порядка, а не гражданско-правового? является ли первопричиной этому отсутствие до настоящего времени законодательно урегулированной возможности совершения совместного завещания? верно ли определена правовая природа указанного заявления — как административно-правовая?

Чтобы понять обоснованность разграничения порядка реагирования на подобного рода юридически значимые поступки, разберемся со сходствами и отличиями в регламентации порядка совершения заявлений об определении опекуна и попечителя малолетнему или несовершеннолетнему ребенку и совершения совместного завещания супругов.

Схожие черты проявляются в следующем.

1. И заявление, и совместное завещание супругов являются актами, для возникновения прав и обязанностей по которым необходимо и достаточно волеизъявления одного лица. Причем от имени одного лица и в том, и в другом случаях выступают оба родителя/супруга одновременно, так как предполагается, что их воля в момент совершения указанного действия едина.

2. Оба этих акта имеют распорядительный характер и направлены на возникновение прав и обязанностей у других лиц при наступлении одного и того же юридического факта: смерти обоих лиц, совершивших указанный акт.

3. Аналогичен порядок изменения и отмены указанных актов. И при совершении заявления родителями об определении опекуна или попечителя их ребенку, и при совершении совместного завещания указанные действия могут быть изменены либо одновременно обоими родителями/супругами, либо отменены в любое время одним из них, независимо от того, жив ли второй родитель/супруг на момент принятия решения вторым родителем/супругом об отмене указанного акта.

Однако наряду со схожими моментами в порядке совершения этих актов имеются следующие существенные отличительные черты.

1. Первое и самое существенное отличие кроется в статусе лиц, совершающих юридический акт. Статус родителей имеет более долговременную основу, нежели статус супругов, и не прекращается в связи с расторжением брака либо признанием его недействительным. Следовательно, возможность совершения указанного заявления не зависит от наличия брачных отношений, в отличие от совместного завещания супругов, которое утрачивает силу в случае расторжения брака или признания его недействительным.

2. Порядок совершения указанных юридических актов так же имеет свои отличительные особенности. В отличие от заявления, подаваемого в орган опеки и попечительства, совместное завещание супругов может быть совершено только в присутствии обоих супругов. Неявка одного из них препятствует совершению совместного завещания в силу прямого указания закона (п. 5 ст. 1127 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) в редакции, вступающей в силу с 1 июня 2019 г.). Заявление же родителей об определении опекуна или попечителя может быть принято с участием при его совершении одного из них при условии удостоверения подписи другого родителя либо в нотариальном порядке, либо ином, предусмотренном ст. 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" порядке.

3. Совершение и удостоверение совместного завещания супругов имеет более жесткую регламентацию. Помимо норм ГК РФ, нормативные предписания нотариусу по этому поводу содержатся и в Федеральном законе "Основы законодательства о нотариате". Так, нотариус обязан проверить дееспособность лиц, изъявивших желание совершить совместное завещание, и в соответствии с новыми изменениями в законодательстве при совершении совместного завещания вести видеофиксацию. Что же касается совершения и удостоверения совместного заявления родителей об определении опекуна или попечителя, то руководитель органа опеки и попечительства в соответствии с законодательством обязан удостоверить лишь подпись лиц, составляющих указанное заявление.

4. По-разному в законодательстве решается вопрос о возможности оспаривания указанных юридических актов. В соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 1118 ГК РФ (в новой редакции, вступающей в силу с 1 июня 2019 г.) завещание, совершенное с пороками волеизъявления одного из супругов, может быть признано недействительным по заявлению заинтересованного лица. Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" возможности оспаривания совершенного совместного заявления не содержит.

Таким образом, анализ порядка регулирования вопросов совершения совместного завещания супругов и подачи заявления в орган опеки и попечительства позволяет выявить общие черты, характеризующие оба юридических акта как односторонние, имеющие распорядительный характер и порождающие возникновение прав и обязанностей у третьих лиц после смерти лиц, их совершивших. Однако по порядку удостоверения, последствиям его совершения, а также предусмотренной законодательством возможности его обжалования указанные акты имеют существенные различия. Но оправданна ли различная правовая природа этих актов, в одном случае совершаемых в гражданско-правовом порядке, а в другом — в административно-правовом? Ведь оба этих распоряжения даются лицами на случай своей смерти.

Римскому частному праву такой вид опеки, при котором родители могли повлиять на выбор опекуна или попечителя на случай своей смерти, был известен, и назывался завещательной опекой (духовным завещанием), в рамках которого глава семейства передавал функции по воспитанию своего наследника другому, новому главе семейства на случай своей смерти.

Если обратиться к современному состоянию зарубежного законодательства, то вопрос с такого рода распоряжением решается через призму наследственных отношений. Так, например, в законодательстве Венгрии, Италии и Германии родители назначают предполагаемого опекуна путем составления завещательного распоряжения (§ 1777 Германского гражданского уложения; далее — ГГУ)[2].

Появление подобного рода рассуждений относительно правовой природы совместного заявления родителей определяется, на наш взгляд, несовершенной правовой терминологией, используемой в российском законодательстве. Согласимся с точкой зрения Е.П. Путинцевой, что "в российской цивилистической литературе выражения "распоряжение на случай смерти", "завещательное распоряжение" и "завещание" также зачастую используются в качестве синонимов"[3].

Правовую природу совместного заявления родителей об определении опекуна или попечителя нельзя определить как гражданско-правовую, поскольку иное противоречило бы основам цивилистической теории, согласно которой "право наследования, гарантированное ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определяемом гражданским законодательством"[4]. Несмотря на то что в предмет гражданского права и входят, помимо имущественных, отношения, носящие организационный и личный неимущественный характер, сфера регулирования наследственных правоотношений складывается только по поводу имущественных прав и обязанностей.

Хотя нельзя не акцентировать внимание на том, что в некоторых аспектах порядок регулирования осуществления совместного завещания супругов имеет более совершенный характер. В частности, такие вопросы, как проверка дееспособности лиц, подающих заявление, а также возможность последующего оспаривания заявления заинтересованными лицами, на наш взгляд, требовали бы более детальной проработки и возможного решения по аналогии с институтом совместного завещания супругов.

Литература

1. Путинцева Е.П. Распоряжения на случай смерти по законодательству Российской Федерации и Федеративной Республики Германия / Е.П. Путинцева. М.: Статут, 2016. 157 с.

 


[1] Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в статью 256 части первой и часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

[2] Гражданское уложение Германии: Вводный закон к Гражданскому уложению // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Путинцева Е.П. Распоряжения на случай смерти по законодательству Российской Федерации и Федеративной Республики Германия // СПС "КонсультантПлюс".

[4] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: