ЮрФак: изучение права онлайн

Кластерная политика и поддержка малого и среднего предпринимательства

Автор: Мохов А.А.

Усложнение экономического оборота, потребность в создании предпосылок для формирования и развития инновационной экономики в нашей стране обусловливают необходимость внедрения новых экономических моделей, правовых механизмов и правовых средств, способствующих росту национальной экономики, в первую очередь ее наиболее привлекательных отраслей, секторов.

В последние десятилетия во многих странах мира активно реализуется кластерная политика как часть экономической политики. В рамках проводимой государствами кластерной политики предпринимаются попытки объединить промышленную, региональную, инвестиционную, инновационную политику, достичь синергетического эффекта от взаимодействия различных хозяйствующих субъектов, объединенных решением общих задач на ограниченной территории со специально создаваемыми правовыми режимами (предоставление дополнительных экономических и правовых гарантий, преференций, льгот и т.п.).

В России предпринимается попытка заимствовать, адаптировать лучшие мировые практики реализации кластерной политики. Для этого в целях решения наиболее значимых экономических проблем последовательно принимается ряд документов, в которых подчеркивается роль кластеров для перехода на путь инновационного, устойчивого социально-экономического развития страны[1]. Отдельные типы (виды) кластеров уже получили "прописку" в федеральных законах[2].

В самом общем виде под кластерной политикой понимают систему организационных, правовых и иных мер и механизмов поддержки действующих кластеров, а также инициатив по их созданию[3], а под кластерами — динамические самоуправляемые территориальные экономические структуры, элементы которых (объединенные определенным образом группы хозяйствующих субъектов) взаимодействуют для достижения поставленных цели и задач[4].

Если говорить более обстоятельно, то речь идет о попытках решения на ограниченной территории комплекса взаимосвязанных проблем опережающего социально-экономического развития (эффективного привлечения инвестиций и инноваций, стимулирования создания новых рабочих мест, координации и интеграции промышленной, научной, образовательной и иных видов деятельности).

Важно также заметить, что классический "кластерный треугольник" А. Маршалла[5] (специализация, наличие высококвалифицированных специалистов отрасли, наличие "новых" знаний (товары, технологии, навыки и др.)) по мере развития кластерной теории был дополнен механизмом "тройной спирали"[6]. Как было убедительно показано учеными, развитие современных кластеров требует отлаженного взаимодействия "по спирали" бизнеса, власти, науки (наука инновации коммерциализация результатов). При отсутствии либо неэффективности взаимодействия на любом из участков спирали формирование и развитие кластеров становится затруднительным или невозможным. Некоторые из них становятся протокластерами, не достигая необходимого им развития, часть — институтами поддержки кластеров.

Хозяйствующие субъекты кластера в целом представлены: субъектами, занимающимися видами экономической деятельности, ради которых и создавался сам кластер (так называемое ядро кластера); специализированными организациями (например, управляющая компания, образовательные и научные организации, бизнес-инкубаторы, технопарки и др.). Кроме того, на территории кластера могут осуществлять деятельность иные субъекты (для обеспечения связи, транспортной доступности, бытового обслуживания работников и др.).

С учетом преимущественной специализации субъектов ядра кластера, предлагаемой ими рынку продукции (товаров, работ, услуг) кластеры, как правило, получают и свое наименование (промышленные, автомобильные, авиационные, фармацевтические, биотехнологические и другие).

Как субъекты ядра кластера, так и иные субъекты, занятые экономической деятельностью в кластере, являющиеся его резидентами, могут быть как крупными, так и средними, а также субъектами малого предпринимательства, что не может не отражаться на их правовом положении, мерах оказываемой им поддержки и (или) вводимых для них ограничениях.

Вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства традиционно уделяется большое внимание как за рубежом, так и в России. К настоящему времени можно считать сложившимся законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства в нашей стране[7]. В то же время развитие законодательства о кластерах ставит перед учеными и законодателем ряд новых вопросов, требующих разрешения.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"[8] (далее — Закон N 209-ФЗ) пока не содержит каких-либо упоминаний о кластерах, поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при проводимой на федеральном либо региональном уровнях кластерной политике. Нет такого рода норм и в других нормативных правовых актах. Иными словами, законодательство о кластерной политике, кластерах до настоящего времени развивается в России автономно от законодательства о малом и среднем предпринимательстве.

В литературе в связи с началом проведения государством кластерной политики для субъектов малого и среднего предпринимательства отмечаются как потенциальные возможности (активное встраивание в кластеры в качестве поставщиков отдельных товаров, субъектов инновационной деятельности, инфраструктуры поддержки и др.), так и риски (за счет дальнейшей концентрации отдельных крупных компаний той или иной отрасли на определенной территории и имеющих значительные преференции в сравнении с иными участниками рынка)[9].

Отдельные ученые подчеркивают необходимость формирования кластеров, состоящих по преимуществу из малых и средних хозяйствующих субъектов[10], а также внедрения кластерной стратегии инновационного развития малого и среднего предпринимательства[11]. Кроме того, в литературе прямо связывается возможность дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства с кластерной политикой[12].

Такой подход вовсе не случаен. В ряде стран кластеры исторически формировались путем самоорганизации малых и средних предприятий[13]. В настоящее время широкое распространение имеют кластеры, представленные преимущественно субъектами малого и среднего предпринимательства, в Сингапуре[14] и некоторых других странах.

В любом случае, как следует из анализа специальной литературы, кластерная политика не исключает в качестве своей составной части, политики по поддержке малого и среднего предпринимательства. Более того, дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства во многом может быть обусловлено проводимой государством кластерной политикой.

Некоторые типы (виды) кластеров изначально существуют, развиваются как кластеры субъектов малого и среднего предпринимательства. Среди таких могут быть названы туристические, промысловые, ремесленные, сельскохозяйственные, кластеры аквакультуры и рыбного хозяйства[15].

Для таких кластеров на первый взгляд нет необходимости разработки и утверждения каких-либо специальных норм, так как они уже пользуются (могут воспользоваться) существующими в настоящее время формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако фактическая ситуация на том или ином рынке, на отдельной территории, в том числе дислокация конкретного кластера, может меняться — на смену малым приходят средние, а на смену средним — крупные хозяйствующие субъекты и их объединения.

В связи с изложенным может потребоваться либо адресная поддержка субъектов малого и (или) среднего предпринимательства на территории функционирования кластера, либо осуществление мер контроля за экономической концентрацией, либо применение ограничений или запретов на концентрацию, появление и осуществление некоторых видов экономической деятельности крупных хозяйствующих субъектов в таких кластерах (например, создаваемых и функционирующих исключительно как кластеры субъектов малого и среднего предпринимательства).

Отдельные типы (виды) кластеров — это преимущественно кластеры крупного бизнеса (например, некоторые промышленные кластеры). Однако помимо субъектов ядра кластера или отраслеобразующих субъектов даже в них всегда присутствуют те или иные специализированные организации, субъекты, формирующие инфраструктуру кластера. Как правило, это субъекты малого и среднего предпринимательства. В принципе они вправе пользоваться закрепленными в Законе N 209-ФЗ формами поддержки, если иное не установлено федеральным законом. В то же время предоставляемая субъектам малого и среднего предпринимательства в общем порядке поддержка может оказаться недостаточно привлекательной (если ее сравнивать с имеющимися преференциями, предоставляемыми для хозяйствующих субъектов ядра кластера). Для отдельных кластеров (например, критически важных для экономики, безопасности государства, территориально удаленных от крупных населенных пунктов) существенные различия в правовом режиме деятельности хозяйствующих субъектов кластера (входящих в его ядро, составляющих его инфраструктуру и других) могут привести к негативным последствиям (уход малого и среднего бизнеса с места дислокации кластера, удорожание выполняемых работ, оказываемых услуг, снижение их качества и другие негативные экономические и (или) социальные последствия). В литературе правильно подчеркивается, что в кластере нет мелочей, его среда, инфраструктура играют важную роль в функционировании и развитии кластера[16].

В России пока нет явно положительных либо негативных примеров проведения кластерной политики с учетом или без учета проводимой политики поддержки малого и среднего предпринимательства. Однако имеется накопленный опыт иных форм пространственной организации экономической деятельности.

Например, ряд российских особых экономических зон не оправдал ожиданий, они прекратили свое существование. Среди возможных причин указываются: недостаточная экономическая эффективность; высокие административные барьеры, незначительные преференции для бизнеса, в том числе малого и среднего; отсутствие специальных механизмов поддержки малого и среднего бизнеса в новых для них условиях; нестабильность национального законодательства и другие[17].

В специальной литературе применительно к формирующимся территориям опережающего социально-экономического развития (часть из них совпадает с территориями, на которых ранее уже создавались особые экономические зоны, но они не дали должного результата) также подчеркивается важность развития малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, обеспечивающих их стабильность[18].

В связи с изложенным может возникнуть потребность в закреплении специального правового режима деятельности отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующих на территории кластера, но не относящихся к его ядру (не занятых производством основного вида, видов продукции конкретного кластера).

В настоящее время отсутствует федеральный закон, который мог бы комплексно урегулировать отношения по созданию, функционированию кластеров, закреплял особенности правового статуса хозяйствующих субъектов кластера (в целом и (или) по отдельным группам). В случае его принятия отдельные особенности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в кластерах могли бы найти в нем закрепление.

В настоящее время законодательство развивается преимущественно путем включения в отраслевые законы норм о соответствующих типах (видах) кластеров[19], хотя имеются также примеры принятия федеральных законов, регулирующих создание и функционирование отдельных кластеров[20].

В принципе в них одновременно можно интегрировать положения о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в отдельных кластерах, а в Закон N 209-ФЗ включить отсылочную (к законодательству о кластерах или кластерной политике) норму об особенностях поддержки малого и среднего предпринимательства в кластерах.

Литература

1. Агеева С.Е. Взаимодействие государства, бизнеса и общества в целях обеспечения экономического роста: на примере Республики Сингапур / С.Е. Агеева // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2014. N 4. С. 185 — 193.

2. Азарова Н.А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в мировой экономике / Н.А. Азарова // Социально-экономические явления и процессы. 2010. N 4. С. 7 — 10.

3. Антипин И.А. Кластерный подход в развитии малого и среднего предпринимательства региона / И.А. Антипин // Universum: Экономика и юриспруденция (электронный научный журнал). 2017. N 2.

4. Апенько С.Н. Необходимость развития региональных инновационных кластеров с участием малого предпринимательства / С.Н. Апенько, О.В. Попова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. N 4. С. 22 — 26.

5. Васильев К.А. Малый и средний бизнес в АПК региона / К.А. Васильев // Экономика и предпринимательство. 2016. N 5. С. 209 — 215.

6. Гасанов Э.А. Совершенствование механизмов поддержки малого инновационного предпринимательства в системе территории опережающего социально-экономического развития и новой мезоэкономики / Э.А. Гасанов, А.В. Куликов, Т.А. Павленко // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: материалы международной научно-практической конференции (Хабаровск, 26.04.2016): Сб. науч. ст. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2016. С. 143 — 146.

7. Дрозд О.В. Кластерная политика как фактор пространственной организации национальной экономики: Автореф. дис. … канд. экон. наук / О.В. Дрозд. Астрахань, 2012. 26 с.

8. Дронов С.Е. Проблемы активизации точек роста в регионах России / С.Е. Дронов // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. N 9. С. 37 — 41.

9. Еленко А.Е. Анализ возможного развития малого и среднего предпринимательства в рамках функционирования территорий опережающего развития в Приморском крае / А.Е. Еленко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. N 7-2. С. 263 — 267.

10. Ершова И.В. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, А.Г. Бобкова, и др.; Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция. 2014. 460 с.

11. Корчагина И.В. Кластеры малых предприятий как современная форма пространственной организации экономики регионов / И.В. Корчагина // Экономика и предпринимательство. 2016. N 11. С. 218 — 222.

12. Костусенко Е.И. Алгоритм формирования экономических кластеров в туристической сфере региона / Е.И. Костусенко, У.С. Журавская // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 187. С. 184 — 188.

13. Кошелева Т.Н. Методологические подходы к формированию государственной стратегии инновационного развития малого предпринимательства / Т.Н. Кошелева // Экономика и управление. 2012. N 4. С. 59 — 63.

14. Купчинский А.В. Комплекс мер по включению малых бизнес-структур в инновационные кластеры / А.В. Купчинский, Т.В. Епифанова // Вестник ВГУИТ. 2016. N 3. С. 332 — 338.

15. Левошич Н.В. Развитие особых экономических зон в России. Положительный и негативный опыт / Н.В. Левошич, М.В. Елесина, И.В. Рашкеева, В.И. Мурар // Экономика и предпринимательство. 2014. N 11-3. С. 153 — 156.

16. Лизунов В.В. Кластеры и кластерная стратегия / В.В. Лизунов, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев. Омск: Издательство ИП Скорнякова, 2012. 280 с.

17. Лисевич А.В. Маркетинговый анализ ремесленного кластера Калининградской области / А.В. Лисевич // Балтийский экономический журнал. 2016. Т. 1. N 1. С. 81 — 86.

18. Львов Ю.Б. Кластерное рыбоводство как способ повышения интенсивности производства рыбной продукции / Ю.Б. Львов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Рыбное хозяйство. 2015. N 4. С. 109 — 120.

19. Маршалл А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. М.: Прогресс, 1993. 415 с.

20. Мохов А.А. Инновационные кластеры: доктрина, законодательство, практика / А.А. Мохов, А.Е. Балашов, О.А. Шевченко, А.Н. Яворский; Отв. ред. А.А. Мохов. М.: Контракт, 2018. 100 с.

21. Пахомов М.А. Развитие малого и среднего предпринимательства средствами кластерной политики / М.А. Пахомов, И.Ф. Нарижний, Д.М. Сеченов // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. N 4. С. 73 — 79.

22. Попов Е.В. Управление развитием институтов кластерных образований / Е.В. Попов, В.Л. Симонова, Д.М. Казакова // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2016. N 1. С. 68 — 78.

23. Фильченков В.А. Кластерная политика — основа инновационного развития экономики региона / В.А. Фильченков, Е.С. Погребова // Сервис Plus. 2011. N 4. С. 92 — 96.

24. Флорес М.А. Инфраструктура кластеров как показатель их инновационного потенциала / М.А. Флорес // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. N 5-2. С. 130 — 138.

 


[1] Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)" // СЗ РФ. 2011. N 34. Ст. 4966; Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть II). Ст. 2162; Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" // СЗ РФ. 2014. N 33. Ст. 4595.

 

[2] Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 41; Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3951.

 

[3] Дрозд О.В. Кластерная политика как фактор пространственной организации национальной экономики: Автореф. дис. … канд. экон. наук. Астрахань, 2012. С. 4 — 6; Лизунов В.В., Метелев С.Е., Соловьев А.А. Кластеры и кластерная стратегия. Омск: Издательство ИП Скорнякова, 2012. С. 9; Фильченков В.А., Погребова Е.С. Кластерная политика — основа инновационного развития экономики региона // Сервис Plus. 2011. N 4. С. 92 — 96.

 

[4] См. подр.: Мохов А.А., Балашов А.Е., Шевченко О.А., Яворский А.Н. Инновационные кластеры: доктрина, законодательство, практика / Отв. ред. А.А. Мохов. М.: Контракт, 2018. С. 25 и др.

 

[5] Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. 415 с.

 

[6] Etzkowitz H., Leydesdorff L. The Triple Helix of University-Industry-Government Relations: A Laboratory for Knowledge-Based Economic Development // EASST Review 14. 1995. No. 1. P. 11 — 19.

 

[7] Ершова И.В., Андреева Л.В., Бобкова А.Г. и др. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. 460 с.

 

[8] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

 

[9] Азарова Н.А. Современные тенденции развития малого предпринимательства в мировой экономике // Социально-экономические явления и процессы. 2010. N 4. С. 7 — 10; Апенько С.Н., Попова О.В. Необходимость развития региональных инновационных кластеров с участием малого предпринимательства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. N 4. С. 22 — 26; Купчинский А.В., Епифанова Т.В. Комплекс мер по включению малых бизнес-структур в инновационные кластеры // Вестник ВГУИТ. 2016. N 3. С. 332 — 338.

 

[10] Антипин И.А. Кластерный подход в развитии малого и среднего предпринимательства региона // Universum: Экономика и юриспруденция (электронный научный журнал). 2017. N 2; Корчагина И.В. Кластеры малых предприятий как современная форма пространственной организации экономики регионов // Экономика и предпринимательство. 2016. N 11. С. 218 — 222.

 

[11] Кошелева Т.Н. Методологические подходы к формированию государственной стратегии инновационного развития малого предпринимательства // Экономика и управление. 2012. N 4. С. 59 — 63.

 

[12] Пахомов М.А., Нарижний И.Ф., Сеченов Д.М. Развитие малого и среднего предпринимательства средствами кластерной политики // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. N 4. С. 73 — 79.

 

[13] Becattini G. The Marshallian Industrial District as a Socio-economic Notion // Paper of International Institute for Labour Srudies. Geneva, 1992. P. 37 — 51.

 

[14] Агеева С.Е. Взаимодействие государства, бизнеса и общества в целях обеспечения экономического роста: на примере Республики Сингапур // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2014. N 4. С. 185 — 193.

 

[15] Васильев К.А. Малый и средний бизнес в АПК региона // Экономика и предпринимательство. 2016. N 5. С. 209 — 215; Костусенко Е.И., Журавская У.С. Алгоритм формирования экономических кластеров в туристической сфере региона // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 187. С. 184 — 188; Лисевич А.В. Маркетинговый анализ ремесленного кластера Калининградской области // Балтийский экономический журнал. 2016. Т. 1. N 1. С. 81 — 86; Львов Ю.Б. Кластерное рыбоводство как способ повышения интенсивности производства рыбной продукции // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер.: Рыбное хозяйство. 2015. N 4. С. 113.

 

[16] Попов Е.В., Симонова В.Л., Казакова Д.М. Управление развитием институтов кластерных образований // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2016. N 1. С. 68 — 78; Флорес М.А. Инфраструктура кластеров как показатель их инновационного потенциала // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. N 5-2. С. 130 — 138.

 

[17] Дронов С.Е. Проблемы активизации точек роста в регионах России // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. N 9. С. 40; Левошич Н.В., Елесина М.В., Рашкеева И.В., Мурар В.И. Развитие особых экономических зон в России. Положительный и негативный опыт // Экономика и предпринимательство. 2014. N 11-3. С. 153 — 156.

 

[18] Гасанов Э.А., Куликов А.В., Павленко Т.А. Совершенствование механизмов поддержки малого инновационного предпринимательства в системе территории опережающего социально-экономического развития и новой мезоэкономики // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: Материалы международной научно-практической конференции (Хабаровск, 26.04.2016): Сб. науч. ст. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2016. С. 144; Еленко А.Е. Анализ возможного развития малого и среднего предпринимательства в рамках функционирования территорий опережающего развития в Приморском крае // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. N 7-2. С. 264.

 

[19] См., напр.: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 41.

 

[20] См., напр.: Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ "О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3951.

 


Рекомендуется Вам: