ЮрФак: изучение права онлайн

Об отдельных терминах в области цифровой трансформации адвокатской деятельности и адвокатуры

Автор: Гаврилов С.Н.

Ставшее привычным использование терминов "информатизация", "цифровизация", "автоматизация", "цифровая трансформация", "экосистема" и ряда других влечет необходимость определения данных терминов применительно к адвокатской деятельности и адвокатуре1. Предложим определения некоторых из ключевых терминов, относящихся к области цифровой трансформации адвокатской деятельности и адвокатуры.

Следует отметить, что процесс цифровой трансформации адвокатской деятельности и адвокатуры рассматривается нами с позиции так называемого экосистемного подхода, в контексте которого принимается во внимание то, что с точки зрения общей теории систем адвокатура как организация относится к категории сложных, а единая корпоративная информационная (цифровая) среда адвокатуры должна обладать свойствами целостности, адаптивности, саморегуляции, устойчивости, развития (эволюционирования/сукцессии), синергии, эмерджентности и рядом других свойств, присущих, например, биологическим экосистемам.

В литературе высказывается неоднозначное мнение по поводу корректности использования термина "экосистема" применительно к сфере информационных технологий2. Полагаем, что применение данного термина и, главное, самого экосистемного подхода в сфере информационных технологий не только допустимо, но и вполне обоснованно, поскольку отражает многомерную сущность как большинства объектов цифровой трансформации (их структуры, особенностей функционирования, множества и разнонаправленности существующих связей и др.), так и самих информационных систем, обеспечивающих такую трансформацию.

По тем же причинам и столь же обоснованным мы считаем возможность применения экосистемного подхода и к самой адвокатуре как организации (корпорации).

1. Информационная (цифровая) экосистема адвокатуры рассматривается нами как единая корпоративная информационная (цифровая) среда адвокатуры, в которой используются корпоративные и иные (некорпоративные) информационные ресурсы3 и информационные системы4, а также информационно-телекоммуникационная сеть5 (инфраструктура), эксплуатируемые адвокатской корпорацией как оператором6 посредством применения информационных технологий (Information Technology — IT)7.

Информационная (цифровая) экосистема8 адвокатуры включает элементы, а также связи и отношения, касающиеся регулирования (обеспечения, реализации) определенных бизнес-процессов и функций, осуществляемых в процессе адвокатской деятельности, а также функционирования адвокатской корпорации и деятельности ее членов, подлежащие при этом информатизации, цифровизации, автоматизации.

Применительно к адвокатской деятельности под бизнес-процессами (business processes) понимаются процессы, осуществляемые адвокатами и иными субъектами, содействующими оказанию квалифицированной юридической помощи (стажерами адвоката, помощниками адвоката, сотрудниками адвокатских образований) при ее оказании и/или в связи с таковой.

Под бизнес-процессами адвокатуры понимаются процессы (основные, обеспечивающие, управляющие, операционные и др.), которые обеспечивают функционирование Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокатских палат субъектов РФ и адвокатских образований как соответствующих организаций (их органов и структур) при реализации ими полномочий и функций, предусмотренных законодательными и корпоративными (локальными) нормативными актами адвокатуры.

Под функциями понимается совокупность однородных (специализированных) видов деятельности, осуществляемой в процессе оказания квалифицированной юридической помощи или корпоративного управления (обеспечения функционирования Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокатских палат субъектов РФ и адвокатских образований при реализации ими полномочий и функций, предусмотренных законодательными и корпоративными (локальными) нормативными актами адвокатуры). Функции могут быть частью бизнес-процесса или входить в различные бизнес-процессы.

В контексте информационных (цифровых) экосистем экономики России9 и информационного общества10 информационная (цифровая) экосистема адвокатуры образует корпоративную информационную (цифровую) мезоэкосистему, входящую в цифровую макроэкосистему (цифровой биом) — экосистему цифровой экономики России и мегаэкосистему информационного общества.

С учетом интеграционного фактора, наличествующего при функционировании связанных (зависимых) экосистем, следует особо подчеркнуть необходимость реального обеспечения (в правовом, организационном, технологическом аспектах) принципа независимости адвокатуры, который должен распространяться на корпоративные IT-продукты адвокатуры и информационную (цифровую) экосистему адвокатуры в целом.

2. Экосистема адвокатуры. Следует разделять понятия "информационная (цифровая) экосистема адвокатуры" и "экосистема адвокатуры" как таковая. По нашему мнению, адвокатуру как организацию (корпорацию), в частности в контексте процессов ее цифровой трансформации, следует рассматривать через призму общей теории систем, как области знаний, относящихся к возникновению и функционированию таких объектов, как системы.

Если исходить из того, что сложная система есть система, которая состоит из элементов разных видов и обладает разнородными и разнонаправленными связями между ними, представляется очевидным, что адвокатура как организация относится к категории сложных систем социального рода11.

В науке имеются разные подходы к пониманию того, что есть сложная система. В частности, выделяются системы: с плохой организацией, в том числе так называемые диффузные системы, с большим количеством переменных; содержащие множественность элементов; имеющие большое число связей и иерархичность строения; не подлежащие точному математическому описанию; принадлежащие к категории социальных; одновременно интегрирующие в себе природные и социальные составляющие, естественное и искусственное и др.12

Очевидно, что названные признаки в той или иной степени присущи адвокатуре.

Таким образом, экосистему адвокатуры возможно определить как совокупность элементов, образующих адвокатуру (как профессиональную корпорацию, имеющую своей целью оказание квалифицированной юридической помощи надлежащего качества), а также множество разнородных и разнонаправленных связей между данными элементами.

Экосистема адвокатуры включает элементы, а также связи, относящиеся к регулированию (обеспечению, реализации) определенных бизнес-процессов и функций, осуществляемых в процессе адвокатской деятельности и функционирования адвокатской корпорации и деятельности ее членов. В отличие от информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры, экосистема адвокатуры включает элементы, а также связи, которые могут лишь частично подлежать либо вообще не подлежать цифровой трансформации (информатизации, цифровизации, автоматизации).

Таким образом, в рассматриваемом контексте, информационная (цифровая) экосистема адвокатуры образует некий парциальный "цифровой слепок" экосистемы адвокатуры как корпоративной организации.

Для успешного проведения цифровой трансформации адвокатской корпорации в числе ключевых мероприятий необходимо проведение самодиагностики адвокатуры как сложной системы и формирование адекватной целям и задачам нормативной основы ее организации и деятельности. Речь идет не только о нормативно-правовой основе, но и о комплексе иных норм (управляющем воздействии), регулирующих адвокатскую деятельность, а также организацию и деятельность адвокатуры в контексте цифровой трансформации. При этом, как отмечается в литературе, "следует учитывать, что функции сложной системы на порядок сложнее, чем ее строение (иными словами, описать функции системы на порядок сложнее, чем ее структуру). Поэтому управляющее воздействие должно быть по уровню сложности не ниже самой управляемой системы"13. Это свидетельствует о необходимости построения корректной модели нормативного, и в частности нормативно-правового, регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры.

Здесь необходимо сделать акцент на вопросе о нормативном и нормативно-правовом регулировании. Для того чтобы обеспечить адекватное целям и задачам нормативно-правовое регулирование адвокатской деятельности и функционирования адвокатуры, в том числе и в части, подлежащей цифровой трансформации (информатизации, цифровизации, автоматизации), необходимо исходно рассматривать адвокатскую деятельность и адвокатуру и соответствующее нормативное их регулирование с позиции, выходящей за рамки исключительно правовой науки и практики.

Под нормативной основой адвокатуры и адвокатской деятельности нами понимается система различного вида норм, обеспечивающих регулирование экосистемы адвокатуры и информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры.

При этом, как отмечено выше, имеются в виду не только нормы правового характера, содержащиеся в законодательных и локальных нормативных правовых актах адвокатуры. К их числу относятся нормы: формирования понятийно-терминологической основы адвокатуры (адвокатской деятельности); выработки когнитивной базы адвокатской корпорации; выработки (формирования) и актуализации корпоративных систем (механизмов, процедур); профессионально-этические нормы; нормы корпоративного менеджмента; нормы разработки, внедрения и эксплуатации информационных (IT) продуктов (сервисов) и др.

В определенной их части указанные нормы должны закрепляться в законодательных актах в области адвокатской деятельности и адвокатуры и/или локальных нормативных актах адвокатуры. Однако повторим: для того чтобы наиболее полно и корректно выделить ту часть норм, которая требует нормативно-правового закрепления, изначально требуется определить более широкий круг норм, относящихся к различного рода сферам (профессиональному (корпоративному) языку, профессиональной этике, праву, управлению, технологиям и т.п.), учет влияния которых необходим для реализации процессов цифровой трансформации.

Тем более задачу формирования нормативной основы экосистемы адвокатуры и информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры нельзя сводить к выработке правовых норм, регулирующих отношения, связанные лишь только с самим процессом "оцифровывания" адвокатской деятельности и адвокатуры.

3. Информатизация14 (informatization) адвокатской деятельности и адвокатуры рассматривается нами как политика и процессы, обеспечивающие с помощью IT поиск, сбор, получение, производство, обработку, хранение, преобразование формы, отображение, тиражирование, передачу, распространение и выполнение иных операций с информацией15, связанной с реализацией определенных бизнес-процессов и функций, осуществляемых в процессе адвокатской деятельности и функционирования адвокатской корпорации.

В процессе информатизации могут быть использованы отдельные корпоративные, а также иные (некорпоративные) информационные ресурсы, что, в свою очередь, служит обеспечению корпоративного (адвокатура), а также некорпоративного (иные субъекты информационного пространства, включая государственные и негосударственные органы и организации и др.) информационного взаимодействия.

4. Цифровизация (digitalization) адвокатской деятельности и адвокатуры определяется нами как политика и процессы, обеспечивающие с помощью IT преобразование в цифровую форму информации, связанной с реализацией определенных бизнес-процессов и функций, осуществляемых в процессе адвокатской деятельности и функционирования адвокатской корпорации до уровня данных16, позволяющих осуществлять их машинную обработку посредством IT.

Таким образом, термин "цифровизация" (digitalization), который нередко отождествляется с "цифровой трансформацией" (digital transformation), определяется нами в значении более узком — как преобразование информации в цифровую форму. В области искусственного интеллекта и робототехники цифровизацию рассматривают, например, как "замену аналоговых (физических) систем сбора и обработки данных технологическими системами, которые генерируют, передают и обрабатывают цифровой сигнал о своем состоянии"17. В предложенной формулировке цифровизация связывается со сбором и обработкой данных, тогда как мы относим обработку данных (информации) к процессу информатизации.

5. Автоматизация18 (automation) адвокатской деятельности; автоматизация в адвокатуре определяется нами как политика и процессы, обеспечивающие с помощью IT реализацию определенных бизнес-процессов и функций, связанных с непосредственным осуществлением адвокатской деятельности и функционированием адвокатской корпорации при ограниченном участии (без участия) человека.

В связи с этим следует, например, различать автоматические и автоматизированные информационные системы.

Автоматизированные системы19 предполагают возможное участие человека в их работе, тогда как автоматические обеспечивают автономную (без участия человека) работу системы. В случае с автоматизацией адвокатской деятельности и адвокатуры речь идет о выведении на автоматический режим лишь отдельных бизнес-процессов и функций, связанных, в частности, с выполнением рутинных операций по обработке информации (поиск, сбор, получение, учет и др.) и решением стандартизированных юридических и управленческих задач.

Процесс автоматизации бизнес-процессов и функций предполагает использование технологий и возможностей искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI). В настоящее время применим так называемый прикладной искусственный интеллект, именуемый еще узким, слабым (narrow, applied, weak), который способен решать какую-либо конкретную или несколько сходных задач интеллектуального свойства.

Что касается универсального искусственного интеллекта, определяемого еще как сильный (strong, Artificial General Intelligence, AGI), способного решать фактически любые задачи, относящиеся к категории интеллектуальных, — это лишь возможная перспектива.

Значимым шагом в направлении применения искусственного интеллекта можно считать работу в направлении развития технологий машиночитаемого права20.

6. Цифровая трансформация21 (digital transformation) адвокатской деятельности и адвокатуры рассматривается нами как политика и процессы, включающие информатизацию, цифровизацию и автоматизацию определенных бизнес-процессов и функций, связанных с непосредственным осуществлением адвокатской деятельности, функционированием адвокатской корпорации (включая управление ею), и позволяющие обеспечить качественно новый уровень реализации основного (оказание квалифицированной юридической помощи) и обеспечивающих (управление органами адвокатской корпорации и др.) корпоративных бизнес-процессов и функций.

Цифровая трансформация адвокатской деятельности и адвокатуры, как и входящие в нее процессы (информатизация, цифровизация, автоматизация), должны быть направлены на достижение основной цели корпорации — оказание квалифицированной юридической помощи надлежащего качества. При этом следует иметь в виду, что задача цифровой трансформации включает в себя необходимость цифрового преобразования22 адвокатской деятельности и адвокатуры, а следовательно, парадигмальных корпоративных изменений; в том числе корректировки самой экосистемы адвокатуры.

7. Комплексная информационная система адвокатуры России (КИС АР), принадлежащая на праве собственности Федеральной палате адвокатов РФ корпоративная информационная система, созданная по типу ERP-систем (Enterprise Resourse Planning System), ядро информационной (цифровой) экосистемы адвокатуры России, включающее подсистемы, обеспечивающие реализацию основного (оказание квалифицированной юридической помощи) и обеспечивающих корпоративных бизнес-процессов и функций (управление органами адвокатской корпорации и др.)23.

КИС АР имеет целью обеспечение цифровой трансформации (информатизации, цифровизации, автоматизации) определенных бизнес-процессов и функций, связанных с осуществлением адвокатской деятельности и функционированием адвокатской корпорации (включая управление ею).

Оператором КИС АР является Федеральная палата адвокатов.

Структура КИС АР, перечень и состав подсистем, состав обрабатываемых данных, технические требования к подсистемам, а также иные характеристики (свойства) КИС АР определяются Федеральной палатой адвокатов РФ исходя из корпоративных потребностей адвокатуры и с учетом требований законодательства Российской Федерации.

В целях обеспечения цифровой трансформации (информатизации, цифровизации, автоматизации) определенных бизнес-процессов и функций, связанных с осуществлением адвокатской деятельности и функционированием адвокатской корпорации (включая управление ею), предусматривается интеграция КИС АР с иными (некорпоративными) информационными системами, в том числе посредством системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и государственной информационной системы "Типовое облачное решение системы электронного документооборота" (ГИС ТОР СЭД).

В отношении части информации, содержащейся в КИС АР Федеральной палатой адвокатов РФ, в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть установлен режим открытых данных для неограниченного круга лиц.

В материале представлены лишь некоторые из ключевых терминов в области цифровой трансформации адвокатской деятельности и адвокатуры.

Литература

1. Баранов П.П. Методологические проблемы правосознания в эпоху правовой цифровизации / П.П. Баранов // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. N 4. С. 26 — 41.

2. Бегишев И.Р. Искусственный интеллект и робототехника: глоссарий понятий / И.Р. Бегишев, З.И. Хисамова. Москва: Проспект, 2021. 64 с.

3. Пурлик В.М. Организация в контексте парадигмы сложности / В.М. Пурлик // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2016. N 3. С. 3 — 17.

4. Синергетика: антология / Научный редактор, составитель, автор перевода и вступительная статья Е.Н. Князева. Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 408 с.

5. Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учебное пособие / Ю.П. Сурмин. Киев: МАУП, 2003. 368 с.


1Здесь и далее понятия "адвокатура" и "адвокатская корпорация" определяются нами как тождественные.

2См.: Баранов П.П. Методологические проблемы правосознания в эпоху правовой цифровизации // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. N 4. С. 26 — 41.

3"Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)" (п. 11 разд. 2 ГОСТ Р 43.0.2-2006. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Термины и определения).

4В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее — Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") "информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств". В предложенном нами определении в объем понятия "информационная система" не включена "содержащаяся в базах данных информация", как это закреплено в указанном Законе. Информация относится нами к категории информационных ресурсов в качестве самостоятельного элемента экосистемы. Такой подход соответствует п. 4.452 ГОСТ 33707-2016 (ISO/IEC 2382:2015). Межгосударственный стандарт. Информационные технологии. Словарь. Information technologies. Vocabulary: "информационная система: система, организующая обработку информации о предметной области и ее хранение" и не более.

5"Информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники" (п. 4 ст. 2 Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

6"Оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных" (п. 12 ст. 2 Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). В соответствии с п. 4.824 ГОСТ 33707-2016 (ISO/IEC 2382:2015) "оператор: лицо или организация, которые вносят вклад в реализацию функциональных возможностей системы и применяют знания, умение и процедуры при выполнении определенной функции". В нашем случае речь идет не просто об информационной системе, а именно об информационной (цифровой) экосистеме адвокатуры, оператором которой является адвокатская корпорация.

7"Информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов" (п. 2 ст. 2 Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

8Согласно Основным направлениям реализации цифровой повестки ЕАЭС (Евразийского экономического союза) "цифровая экосистема — открытая, устойчивая система, включающая субъекты цифровой экосистемы (физических, юридических, виртуальных и пр.), а также связи и отношения этих субъектов в цифровой форме на основе сервисов цифровой платформы". Абзац 8 определений Основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС. Заявление о цифровой повестке ЕАЭС. Принято главами государств — членов Евразийского экономического союза 26 декабря 2016 г. в Санкт-Петербурге (Россия) // Сайт цифровой повестки ЕАЭС. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413546/scd_1l042017_21 (дата обращения: 23.08.2021).

9"Экосистема цифровой экономики — партнерство организаций, обеспечивающее постоянное взаимодействие принадлежащих им технологических платформ, прикладных интернет-сервисов, аналитических систем, информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, организаций и граждан" (пп. "с" п. 4 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" от 9 мая 2017 г. N 203 (далее — Стратегия развития информационного общества в РФ)).

10Информационное общество — "общество, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан" (пп. "г" п. 4 Стратегии развития информационного общества в РФ).

11О сложных системах см., например: Пурлик В.М. Организация в контексте парадигмы сложности // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2016. N 3. С. 3 — 17; Синергетика: антология / Рос. акад. наук, Ин-т философии, Ин-т науч. информ. по обществ. наукам; Науч. ред., сост., авт. пер. и вступ. ст. Е.Н. Князева. М.; СП., 2013 и др.

12См., например: Сурмин Ю.П. Теория систем и системный анализ. URL: https://victor-safronov.ru/systems-analysis/lectures/surmin/13.html (дата обращения: 23.08.2021).

13Пурлик В.М. Указ. соч. С. 4.

14Информатизация в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" — это "поиск, получение, передача, производство и распространение информации с применением информационных технологий". Полагаем, что видов операций, которые могут быть произведены с информацией, существует больше, чем перечислено в указанной норме Закона.

15В соответствии с п. 4.457 ГОСТ 33707-2016 (ISO/IEC 2382:2015) "информация (в области обработки информации): любые данные, представленные в электронной форме, написанные на бумаге, высказанные на совещании или находящиеся на любом другом носителе…".

16Данные, согласно Стандарту SO/IEC/IEEE 24765:2010 Systems and software engineering — Vocabulary (Системная и программная инженерия. Словарь), это "зарегистрированная информация; представление фактов, понятий или инструкций в форме, приемлемой для общения, интерпретации, или обработки человеком или с помощью автоматических средств". В соответствии с п. 4.259 ГОСТ 33707-2016 (ISO/IEC 2382:2015) "данные: предоставление информации в формальном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки людьми или компьютерами". В справочной литературе данные определяются как "любая коллекция информации, преобразованная в цифровую форму". См.: Бегишев И.Р., Хисамова З.И. Искусственный интеллект и робототехника: глоссарий понятий. М.: Проспект, 2021. С. 13.

17Бегишев И.Р., Хисамова З.И. Искусственный интеллект и робототехника: глоссарий понятий. С. 47.

18В соответствии с п. 4.14 ГОСТ 33707-2016 (ISO/IEC 2382:2015) "автоматизация: внедрение автоматических средств для реализации процессов; система мероприятий, направленных на повышение производительности труда человека посредством замены части этого труда работой машин. Базируется на использовании современных средств вычислительной техники и научных методов". По мнению И.Р. Бегишева и З.И. Хисамовой, "автоматизация — процесс, который происходит, когда устройство выполняет работу, которая ранее могла быть выполнена человеком". См.: Бегишев И.Р., Хисамова З.И. Искусственный интеллект и робототехника: глоссарий понятий. С. 6.

19В справочной литературе автоматизированная система определяется, например, как система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций. См.: Бегишев И.Р., Хисамова З.И. Искусственный интеллект и робототехника: глоссарий понятий. С. 6.

20См.: Концепция развития технологий машиночитаемого права (утв. Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 15.09.2021 N 31) // СПС "КонсультантПлюс".

21Согласно Основным направлениям реализации цифровой повестки ЕАЭС (Евразийский экономический союз), "цифровая трансформация — проявление качественных, революционных изменений, заключающихся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад, а также происходит создание новых отраслей экономики" (абз. 6 определений Основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС).

22В соответствии с абз. 9 определений Основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС "цифровое преобразование — комплекс мероприятий, нацеленных на трансформацию бизнес-процессов в соответствии с их цифровой моделью".

23О КИС АР см.: URL: https://fparf.ru/cisar/ (дата обращения: 14.10.2021).


Рекомендуется Вам: