ЮрФак: изучение права онлайн

Налогообложение добавленной стоимости в цифровой экономике Республики Индии: особенности и тенденции правового регулирования

Автор: Бачурин Д.Г.

В статье представлен всесторонний анализ изменений в правовом регулировании налогообложения добавленной стоимости, обусловленных развитием цифровой экономики Индии.

Основное внимание индийский законодатель уделяет реализации принципов всеобщности, нейтральности и справедливости налогообложения. Такой подход позволяет сформировать целый ряд фискальных инструментов, которые нацелены на максимально полный охват потенциально возможных объектов налогообложения. Он направлен на постепенное сокращение всевозможных налоговых льгот и освобождений, преимущественное использование низких налоговых ставок в отношении экономических субъектов, действующих в области материального производства, и применение высоких налоговых ставок для субъектов фиктивной экономики.

Законодательные нововведения корректируют положения, содержащие исходные начала налогового права, программируют правовую среду и содержание налоговых отношений, базовые принципы взаимоотношений индийского государства и налогоплательщиков.

Давление цифровизации на существующие фискальные структуры и более широкие проблемы международной налоговой конкуренции привели к ряду многосторонних инициатив о введении налогов на цифровые услуги. Однако отсутствие международного консенсуса относительно наилучшего подхода к налогообложению цифровой экономики вынуждает наиболее заинтересованные государства в одностороннем порядке выстраивать собственное законодательство в данной сфере отношений. К числу таких государств можно отнести Республику Индию.

Масштабы индийской экономики, объем которой сегодня оценивается в размере 800 млрд долларов США, и присутствие крупных информационно-технологических компаний обуславливают настоятельную необходимость обеспечения эффективного налогообложения цифровой экономики. Меры, предпринимаемые в Республике Индии в 2015 — 2022 гг., в основном направлены на устранение несоответствий между налоговыми правилами и функционированием новой цифровой экономики, ограничивающих способность государства собирать налоги с трансграничных цифровых транзакций.

До 2015 г. у индийских операторов электронной коммерции фактически отсутствовали налоговые обязательства в отношении поставок, осуществляемых через их цифровые платформы. Онлайн-агрегаторы должны были платить налог на услуги только с комиссионных вознаграждений, взимаемых с поставщика за произведенные ими поставки. В данном случае термин "агрегатор" был определен в соответствии с законодательством о налоге на услуги как лицо, которое соединяет клиентов и их поставщиков под своим собственным брендом с помощью программного приложения.

В 2015 г. индийский законодатель расширяет круг принимаемых во внимание юридически значимых обстоятельств деятельности онлайн-агрегаторов, и на них возлагается обязанность уплаты налогов за услуги, предоставляемые через их цифровые платформы.

С введением в действие с 1 июля 2017 г. Закона о налоге на товары и услуги1 (НТУ — современный аналог НДС) данная концепция получает свое дальнейшее развитие в специальных разделах данного акта.

Термин "агрегатор" заменен на "оператор электронной коммерции", который выступает поставщиком услуг, предоставляемых через его цифровую платформу, что означает, что к такому поставщику применяются все положения закона, применимые к обычному поставщику, включая выставление налоговых накладных, подачу ежемесячных деклараций, уплату налогов и сбор налогов.

Подраздел 5 раздела 9 главы 3 "Взимание и сбор налогов" Закона об НТУ определяет категории налогооблагаемых услуг и порядок уплаты налога следующим образом:

"Правительство по рекомендации Совета путем уведомления может указать категории услуг, налог на внутригосударственные поставки которых оплачивается оператором электронной торговли, если такие услуги предоставляются через него и все положения настоящего Закона применяются к такому оператору электронной торговли.

Если оператор электронной торговли не имеет физического присутствия на налогооблагаемой территории, любое лицо, представляющее такого оператора электронной торговли для любых целей на налогооблагаемой территории, обязано платить налог.

Если оператор электронной торговли физически не присутствует на налогооблагаемой территории и не имеет представителя, то такой оператор должен назначить лицо с целью уплаты налога, и такое лицо обязано платить налог".

В свою очередь, раздел 24 главы 6 "Постановка на учет" обязывает субъектов электронной торговли пройти регистрацию в качестве плательщиков НТУ: (1) операторов электронной торговли; (2) лиц, которые должны платить налог в соответствии с подразделом 5 раздела 9; (3) физических лиц, предоставляющих онлайн-информацию, доступ к базе данных или поиск услуги за пределами Индии для лиц в Индии.

С 1 февраля 2019 г. вступают в силу правила, уточняющие порог НТУ. Зарегистрированные налогоплательщики, чей совокупный оборот за предыдущий финансовый год не превышает 50 лакхских2 рупий (5 млн рупий), могут выбрать уплату налога по сниженной ставке, не превышающей 3% от оборота, устанавливаемой на территории отдельного штата или всего государства.

Следует учесть, что данная норма не распространяется на лиц, участвующих в осуществлении любых поставок товаров или услуг через электронного коммерческого оператора, который обязан собирать налог у источника.

Для таких лиц разделом 52 "Сбор налога у источника" установлены специальные правила уплаты налога и предоставления налоговой отчетности:

"(1) Каждый оператор электронной торговли, не являющийся агентом, должен взимать сумму, рассчитанную по ставке, не превышающей 1% от чистой стоимости облагаемых налогом поставок, произведенных через него другими поставщиками, если вознаграждение в отношении таких поставок должно взиматься оператором. Выражение "чистая стоимость облагаемых налогом поставок" в данном случае означает совокупную стоимость облагаемых налогом поставок товаров и услуг, произведенных в течение любого месяца всеми зарегистрированными лицами через оператора, которая уменьшается на совокупную стоимость облагаемых налогом поставок, возвращенных поставщикам в течение указанного месяца;

(2) Право на взыскание суммы, указанной в подп. (1), не должно наносить ущерба любому другому способу взыскания с оператора;

(3) Сумма, собранная в соответствии с подразделом (1), должна быть выплачена правительству оператором в течение 10 дней после окончания месяца, в котором производится такой сбор;

(4) Каждый оператор, который собирает сумму, указанную в подп. (1), должен предоставить заявление в электронном виде, содержащее подробную информацию о внешних поставках товаров и услуг, осуществленных через него, в течение 10 дней после окончания такого месяца;

(5) Каждый оператор, который собирает сумму, указанную в подп. (1), должен предоставить ежегодный отчет в электронном виде до 31 декабря, следующего за окончанием финансового года3".

Важно отметить, что руководство Индии развивает не только фискальную составляющую новой цифровой экономики. Стремясь сделать экономику страны самодостаточной, правительство Индии в лице департамента содействия развитию промышленности и внутренней торговли (DPIIT) Министерства торговли создает открытую национальную сеть для цифровой торговли (ONDC).

Идея ONDC заключается в том, чтобы обеспечить местную торговлю в разных сегментах малого бизнеса на единой электронной платформе. ONDC даст возможность мелким поставщикам (клиентам) работать на одной платформе с крупными коммерческими поставщиками (клиентами). Любой клиент сможет увидеть всех поставщиков, поставляющих продукт на одной платформе независимо от всех других платформ, с которыми связан поставщик.

Еще одним налогом информационной экономики Индии становится уравнительный сбор, введенный в 2016 г., когда предложения Комитета по налогообложению электронной торговли4, сформулированные на основе инициативы "Размывание базы и смещение прибыли" (BEPS) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по налогообложению деятельности в области электронной торговли, была включены в Закон о финансах 2016 г. в качестве главы VIII "Уравнительный сбор". Понятие "уравнительный сбор" определено в разделе 164(d) Закона о финансах 2016 г. как налог, взимаемый с вознаграждения, полученного или подлежащего уплате за любую указанную услугу или поставку электронной коммерции. Сдерживающего влияния на рекламный рынок уравнительный сбор не оказывает. Расходы на цифровую рекламу в 2016 г. выросли на 47,5% до 7 300 крор5 рупий и составили 12,7% от общенациональных затрат на рекламу6. Важная особенность цифрового налогообложения в Индии состоит том, что его налоговая база формируется и учитывается для фискальных целей впервые, что позволяет направлять все налоговые поступления в центральный бюджет без сложных процедур согласования интересов штатов.

В связи с недостаточной организационной проработкой процедур налогообложения на начальном этапе этот налог взимается исключительно с доходов от онлайн-рекламы7 по ставке 6% при сумме одного контракта более одной лакхской рупии.

С введением новой редакции уравнительного сбора с 1 апреля 2020 г. облагаются налогом почти все цифровые транзакции электронной коммерции в Индии по ставке в размере 2% от суммы вознаграждения, полученного в результате транзакций электронной коммерции. Включение в налоговую базу уравнительного сбора продаж товаров и услуг международных операторов электронной коммерции в Индии в настоящее время позволяет покрывать широкий спектр бюджетных расходов.

Закон о финансах 2018 г. вводит принципиально важное положение об особом экономическом присутствии (ОЭП), в основе которого налоговая идея о принятии во внимание не только физического присутствия в стране, но и присутствия цифрового, что позволяет охватить широкий диапазон доходов, получаемых нерезидентами благодаря деловым связям на территории Индии.

Основополагающими актами, обеспечивающими законодательное регулирование информационной экономики, и юридическое оформление самих объектов налогообложения выступают:

Закон об информационных технологиях 2000 г. (ITA)8;

Закон об управлении иностранной валютой 1999 г. (FEMA)9;

Закон о защите прав потребителей 1986 г. (CPA)10;

Закон о специальной помощи 1963 г. (SRA)11;

Закон о продаже товаров 1930 г. (SGA)12;

Закон об индийских контрактах 1872 г. (ICA)13;

Закон о доказательствах 1872 г. (IEA)14.

Отличительной чертой индийского законодательства является тот факт, что в его архитектуре органично сочетаются нормы традиционного права и правила, направленные на урегулирование отношений, складывающихся в условиях современной цифровой экономики.

Электронные контракты, как правило, подпадают под действие ICA (1872 г.), который регламентирует общие требованиям к формированию и заключению контрактов, и подлежат исполнению с применением соответствующих положений ITA (2000 г.). Закон о доказательствах 1872 г. (IEA) посвящен вопросам о презумпциях, уместности и других принципах доказывания. Его положения не теряют своей актуальности при разрешении спорных ситуаций, возникающих при исполнении обязательств с информационной составляющей.

Закон об информационных технологиях 2000 г. (ITA) содержит признание электронной подписи и гарантии принудительного исполнения электронных контрактов. В частности, устанавливает правило об удовлетворении ссылки на требование об изложении в письменной форме, если письменное изложение представлено в электронной форме и доступно для дальнейшего использования.

Выработка общей политики и соответствующих изменений законодательства и применяемых правил находятся в ведении следующих государственных органов: ITA — Департамент электроники и информационных технологий (GOI); FEMA — Министерство финансов (GOI) и Резервный банк Индии (RBI). Политика в области прямых иностранных инвестиций: SGA — Министерство торговли и промышленности и Министерство финансов (GOI); CPA — Департамент по делам потребителей (GOI).

Ключевым решением для дела построения новой информационной экономики следует признать комплекс идей, объявленных министром финансов Республики Индии Нирмалой Ситхараман в речи, посвященной закону о бюджете на 2022 — 2023 гг.:

о введении цифровой валюты Резервным банком Индии (RBI), которая, по мысли Н. Ситхараман, даст большой импульс цифровой экономике и приведет к более эффективной и дешевой системе управления валютой15;

об удержании налога, взимаемого с платежей у источника (TDS), произведенных при передаче цифровых активов по ставке 1%;

об обложении дохода от передачи любых виртуальных цифровых активов по ставке 30% с условием, что при расчете такого дохода не допускается вычет в отношении расходов, за исключением стоимости приобретения, а убытки от передачи виртуальных цифровых активов не могут быть учтены при формировании финансовых результатов деятельности экономических субъектов.

Совершенно очевидно, что введение правового регулирования налогообложения виртуальных цифровых активов является логичным ответом власти на феноменальный рост транзакций с виртуальными цифровыми активами. Для участников рынка данное нововведение может рассматриваться не только в виде фискального обременения, но и в качестве официального признания индийским государством самих виртуальных цифровых активов (в том числе криптовалюты), которые в данном случае выступают предметом налогообложения. Не исключено, что подобный шаг может стать основой для дальнейшей легализации данной категории цифровых активов.

Принятие цифровой рупии (CBDC) меняет правила игры для индийской экономики, обеспечивая эффективную и более дешевую эмиссию и обращение валюты. В долгосрочной перспективе это должно привести к выстраиванию финансовой инфраструктуры, способной учитывать инновационные решения (блокчейн и др.), чтобы получить возможность мирового лидерства в ближайшие десятилетия в области финансовых технологий.

Проводя фискальную политику, нацеленную на постепенное снижение налоговых ставок, Индия в 2020 — 2022 гг. активно совершенствует налогообложение электронной торговли с одновременным расширением учета налоговой базы.

Совет по налогу на товары и услуги (НТУ) на своем 45-м заседании, состоявшемся 17 сентября 2021 г., принял решение о приведении налогообложения добавленной стоимости ресторанного обслуживания в соответствие с разделом 9 (5) Закона об НТУ, определяющим, что налог на поставки любых ресторанных услуг, предоставляемых в том числе незарегистрированными лицами, через операторов электронной коммерции оплачивается самими операторами с 1 января 2022 г. Совокупный оборот лиц, предоставляющих ресторанные услуги, рассчитывается в соответствии с разделом 2 (6) Закона об НТУ от 2017 г. и должен включать совокупную стоимость поставок, произведенных рестораном через электронные платформы. Предусмотрено, что НТУ за предоставление ресторанного обслуживания оплачивается оператором электронной торговли, как если бы он был поставщиком таких услуг.

Аналогичным образом правительство Индии корректирует правовое регулирование НТУ операторов электронной торговли обувной и текстильной промышленности (Уведомление N 16/2021-CT от 18 ноября 2021 г.) и операторов электронной торговли продуктов питания и пассажирских транспортных средств (Уведомление N 17/2021-CT от 18 ноября 2021 г.).

Кроме того, правительство Индии вносит изменения в ставки НТУ (Уведомление N 14/2021-CT от 18 ноября 2021 г.). В целях выравнивания налоговой нагрузки плательщиков НТУ и устранения аномалий, связанных с инвертированными структурами пошлин, ставка НТУ была повышена с 5% до 12% для обувной и текстильной промышленности. Для транспортного сектора ставка НТУ снижена с 18% до 5% по грузовым перевозкам, включая стоимость топлива.

В качестве меры, направленной на стимулирование неорганизованного сектора, Совет (GST) согласился с 1 января 2023 г. отказаться от обязательной регистрации мелких онлайн-продавцов. Такой шаг должен обеспечить паритет между онлайн- и офлайн-поставщиками и упростить ведение бизнеса для примерно 120 тыс. мелких торговцев, работающих с микропредприятиями ремесленников и женщинами-предпринимателями, трудящимися дома.

В отношении онлайн-игр Совет НТУ принимает решение рекомендовать облагать их налогом по полной стоимости вознаграждения и самой высокой ставке НТУ в размере 28%, включая вступительный взнос, уплаченный игроком за участие в игре без какого-либо различия между играми на ловкость и азартными играми. В случае гоночных трасс было предложено взимать GST с полной стоимости ставок, объединенных в тотализаторах и размещенных у букмекеров.

Принципиально важным вопросом всего правового регулирования налогообложения цифровой экономики представляется вопрос об освобождении от налогов услуг, предоставляемых Резервным банком Индии (RBI) и Советом по ценным бумагам и биржам Индии (Sebi).

Совет НТУ высказывается за отмену такого освобождения от уплаты НТУ и одобряет налоговую ставку в размере 18%. Данное решение является консолидированной позицией федеральной исполнительной власти Индии. По поводу опасений об ухудшении макроэкономической ситуации в связи отменой льгот и принятием повышенной ставки НДС Н. Ситхараман замечает, что в контексте обеспечения устойчивого социального и хозяйственного развития стран инфляция не является базовой проблемой государства16.

Анализ совокупности вышеуказанных обстоятельств позволяет получить выводы о сбалансированном характере политики современного индийского государства, проводимой в сфере налогообложения добавленной стоимости, генерируемой цифровой экономикой.

Непризнанный глобальный консенсус и недостатки правил справедливости налогообложения, действующих в цифровой экономике, подвигают индийского законодателя к одностороннему поиску универсальных механизмов построения системы правового регулирования НДС, учитывающих особенности процессов трансформации социально-экономических отношений и необходимость комплексного развития финансово-правовых, технических, моральных и корпоративных норм.

В результате принятых в 2015 — 2021 гг. решений сформирован целый ряд фискальных инструментов, которые нацелены на максимально полный охват потенциально возможных объектов налогообложения.

При этом главный акцент делается на реализации принципов всеобщности (всеобщий охват хозяйствующих субъектов данным типом налогообложения), нейтральности (исключение дополнительной налоговой нагрузки в связи с применением различных налоговых ставок, налоговых льгот и освобождений) и справедливости (стремление к согласованию баланса правовых интересов всех участников налоговых отношений в направлении умножения общего блага) налогообложения. Такой подход предполагает не только постепенное сокращение всевозможных налоговых изъятий, но и преимущественное применение низких налоговых ставок (в данном случае до 12%) в отношении добавленной стоимости экономических субъектов, ведущих свою деятельность в области материального производства.

Высокие налоговые ставки устанавливаются для субъектов фиктивной экономики: налог по ставке 30% взимается при передаче виртуальных цифровых активов; по ставке 28% от стоимости вознаграждений онлайн-игр; по ставке 18% от стоимости финансовых услуг.

References

1. Sarvamangala R. A comprehensive Analysis of digital Taxation in India / R. Sarvamangala, A. Farzana // SJCC Management Research Review. 2021. Vol. 11. Iss. 1. P. 137 — 151. DOI: 10.35737/sjccmrr/v11/i1/2021/165530.

2. Tandon S. Challenges of Levying Taxes on Digital Services / S. Tandon // The Indian Express. 2020. 6 November.


1The Central Goods and Services Tax Act // The Gazette of India. New Delhi, 2017. 12 April.

21 лакх рупий = 100 тыс. рупий.

3Финансовый год в Индии в соответствии с григорианскими стандартами бухгалтерского учета длится с 1 апреля по 31 марта следующего года.

4Комитет по налогообложению электронной торговли Индии образован Центральным советом по налогам, Департаментом доходов и Министерством финансов Индии.

51 крор рупий = 10 млн рупий.

6Tandon S. Challenges of Levying Taxes on Digital Services // The Indian Express, 2020, 6 November. URL: https://www.mpfp.org.in/media/medialibrary/2020/06/Challenges_of_levying_taxes_on_digital_services_The_Indian_Express.pdf.

7Sarvamangala R., Farzana A. A comprehensive Analysis of digital Taxation in India // SJCC Management Research Review, 2021. N 11. P. 137 — 151. DOI: 10.35737/sjccmrr/v11/i1/2021/165530.

8THE INFORMATION TECHNOLOGY ACT, 2000 (No. 21 OF 2000) // The Gazette of India. New Delhi, 2000. 9 June.

9THE FOREIGN EXCHANGE MANAGEMENT ACT, 1999 (No. 42 of 1999) // The Gazette of India. New Delhi, 1999. 29 December.

10CONSUMER PROTECTION ACT, 1986 (No. 68 of 1986) // The Gazette of India. New Delhi, 1986. 24 December.

11THE SPECIFIC RELIEF ACT, 1963 (No. 47 of 1963). URL: https://legislative.gov.in/sites/default/files/Specific%20Relief%20Act%201963-47.pdf.

12THE SALE OF GOODS ACT, 1930. URL: https://legislative.gov.in/sites/default/files/A1930-3_0.pdf.

13INDIAN CONTRACT ACT 1872 (No. 9 of 1872). URL: https://ru.wikibrief.org/wiki/Indian_Contract_Act,_1872.

14INDIAN EVIDENCE ACT 1872 (No. 1 of 1872). URL: https://ru.wikibrief.org/wiki/Indian_Evidence_Act.

15Budget 2022: 30% tax on digital assets is the first step towards regularization // Business Today, Feb 01, 2022. URL: https://www.businesstoday.in/union-budget-2022/story/budget-2022-30-tax-on-digital-assets-is-the-first-step-towards-regularisation-321133-2022-02-01.

16URL: https://www.businesstoday.in/union-budget-2022/story/budget-2022-30-tax-on-digital-assets-is-the-first-step-towards-regularisation-321133-2022-02-01.


Рекомендуется Вам: