Автор: Палозян О.А.
В последние годы активно обсуждалась тема перехода к цифровой экономике, которую впервые обозначил Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному собранию в 2016 г.[1]
Говоря о переходе к цифровой экономике, невозможно не заметить те трансформации, которые в последние пять лет происходят в секторе государственного управления как на федеральном, так и на региональном уровнях. Повсеместное распространение глобальных сетей, создание крупных центров обработки данных, внедрение централизованных решений на основе веб-технологий — все это является основой для перехода к качественно новым решениям в госуправлении.
В рамках реализации перехода к цифровой экономике приняты две концептуальные стратегии — Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 гг. и Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030[2] гг. Эти программы определили национальные приоритеты на долгосрочный период — внедрение новых форматов государственного управления и переход к цифровой экономике. Под одним из новых форматов государственного управления понимается переход к проектному бюджету, повышению эффективности бюджетных расходов, интегрированному в процессы стратегирования, процессы управления государственными и муниципальными программами, процессы планирования и исполнения бюджета, процессы управления закупками, процессы сбора и анализа показателей социально-экономического развития региона.
Повышение эффективности бюджетных расходов является одним из основных направлений экономической политики Российской Федерации в последние годы. Показателем качества управления бюджетным процессом является бюджетная эффективность. Бюджетная эффективность, определяемая как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение, является относительным показателем эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта[3].
В целях повышения экономической эффективности бюджетных расходов, приведения их в соответствие с меняющимися приоритетами и целями, во многих странах в последние 15 — 20 лет идет постоянный процесс реформирования бюджетной системы, внедрения новых методов управления общественными финансами[4]. Так, масштабные реформы методов управления бюджетным процессом стали предметом особого внимания не только национальных правительств, но и международных организаций, таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.[5]
Новый вектор в отношении развития бюджетной системы России в области бюджетного планирования и управления бюджетными потоками, связанный с переводом на "информационно-электронные рельсы", был обозначен Правительством Российской Федерации в 2011 г. На текущем этапе в России внедрена интегрированная информационная система управления общественными финансами — "Электронный бюджет"[6].
Решение стратегической задачи по созданию и развитию единого информационного ресурса — системы "Электронный бюджет" — стало возможным вследствие применения современных информационно-коммуникационных технологий в области управления бюджетными средствами[7].
Внедрение системы "Электронный бюджет" направлено на решение следующих задач:
— внедрение во все сферы управления бюджетными средствами современных и эффективных способов удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса;
— решение вопросов минимизации дублирования операций по многократному вводу и обработке данных;
— проведение полной автоматизации процессов управления финансово-хозяйственной деятельностью учреждений;
— внедрение цифровых технологий, обеспечивающих взаимосвязь информации о деятельности органов государственного управления и об исполнении бюджета с результатами;
— создание правового механизма реализации, закрепленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации, принципа прозрачности и транспарентности бюджета для граждан;
— раскрытие и доступность информации о действительных активах и обязательствах публично-правовых образований[8].
Важным направлением при формировании "Электронного бюджета" как вида бюджетно-информационного отношения стал в первую очередь переход на новый уровень создания и развития единого портала бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающего доступность и прозрачность информации о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов для всех граждан.
Преимущества, предоставляемые системой "Электронный бюджет", на разных уровнях:
1) в целом для бюджетной системы;
2) для руководителей и управленцев;
3) для главных распорядителей бюджетный средств, проявляются различно.
Для бюджетной системы применение системы "Электронный бюджет" дает следующие преимущества:
— отсутствие дублирования информации, поскольку любые документы и справочные данные вносятся в систему единожды;
— повышение эффективности расходования бюджетных средств и экономия государственных затрат за счет устранения бумажного документооборота, унификации соответствующих процедур и сокращения сроков их выполнения, минимизирование расходов на ИТ-специалистов;
— применение единой для всех методологии планирования и исполнения бюджета.
Для руководителей и управленцев применение системы "Электронный бюджет" дает следующие преимущества:
— возможность проведения в режиме онлайн анализа хода планирования и исполнения бюджета с любой степенью детализации;
— возможность осуществлять контроль в режиме онлайн за деятельностью главных распорядителей бюджета и государственных (муниципальных) учреждений, а также за деятельностью публично-правовых образований.
Для главных распорядителей бюджетных средств применение системы "Электронный бюджет" дает следующие преимущества:
— применение ЭЦП для организации безбумажного юридически значимого документооборота;
— осуществление работы совместно с подведомственными учреждениями в единой базе данных по планированию и исполнению бюджета;
— осуществление финансового мониторинга процесса исполнения бюджета подведомственных учреждений;
— осуществление контроля и санкционирования финансовых операций по исполнению бюджета подведомственных учреждений.
Правовое регулирование "Электронного бюджета" включает в себя организационную систему управления этим процессом, а также этапы и сроки реализации мероприятий по его созданию и дальнейшему развитию[9].
Общая разработка данной стратегии возложена на Координационный орган Правительства Российской Федерации. Проведение экспертной оценки необходимых документов по информатизации, формируемых для планирования и реализации мероприятий по созданию и развитию "Электронного бюджета"[10], возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере цифровой экономики и информационных технологий.
Представляется правильным согласиться с Т.А. Вершило[11], которая полагает, что внедрение правовой системы "Электронный бюджет" позволяет перейти на новый уровень управления финансами государства и создать необходимый инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов, а также с целью совершенствования бюджетного и информационного законодательства Российской Федерации.
Так, например, в рамках усиления контроля за расходованием бюджетных средств "Электронный бюджет" позволит дополнительно контролировать исполнение бюджета — не только в части финансовых отчетов, но и все стадии бюджетного процесса.
Кроме того, система "Электронный бюджет" организуется так, что в режиме реального времени представляется возможным отслеживать информацию: о предполагаемых и фактических поступлениях доходов во все бюджеты и внебюджетные фонды, о финансово-хозяйственной деятельности и состоянии бюджетных организаций, об их активах и обязательствах, о запланированных и фактических результатах работы и т.д. Данные возможности позволяют реализовать через "Электронный бюджет" принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы[12], который подразумевает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также транспарентность сведений, содержащих решения органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований, о бюджетах. Несомненно, все эти меры, в свою очередь, позволят гражданскому обществу анализировать, как расходуются бюджетные деньги, на что идут налоги, а также принимать участие в формировании, обсуждении, принятии бюджета и затем контролировать его исполнение[13].
Вместе с тем учеными отмечается, что экономический эффект от создания "Электронного бюджета" до сих пор в полной мере не просчитан, до сих пор нет точной цифры, которая показала бы выгоду от новации, которую изначально преследует законодатель. Так, А. Литвинова, ссылаясь на пояснения Минфина России по этому поводу, указывала в своей публикации: "Проводились различные оценки экономического эффекта от перехода на "Электронный бюджет", однако на данный момент эти оценки не носят количественного характера в связи с тем, что сама концепция носит долгосрочный характер… Экономический эффект от внедрения планируется… достигать за счет повышения операционной эффективности деятельности в сфере управления государственными финансами: получения преимуществ при электронном обмене между организациями, улучшения качества информации, гармонизации и автоматизации отдельных учетных процедур, сокращения численности учетных работников и расходов на хранение, обработку бумажных первичных документов". Внедрение "Электронного бюджета", полагают в Минфине России, позволит "уменьшить общую стоимость и сэкономить затраты на государственные информационные ресурсы в сфере управления общественными финансами"[14].
Обобщая сказанное о системе "Электронный бюджет", можно резюмировать, что, являясь определенным видом бюджетно-информационных отношений, "Электронный бюджет" позволит обеспечить открытость, прозрачность и подотчетность деятельности государственных органов, повысить качество финансового управления, создать общие условия для повышения результативности использования бюджетных средств и активов государственных структур.
Литература
1. Аксаков А. Комментарий к Бюджетному посланию Президента РФ / А. Аксаков // Российская газета. 2011. 30 июня.
2. Брюйн Х.Д. Управление по результатам в госсекторе / Х.Д. Брюйн. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. 192 с.
3. Вершило Т.А. К вопросу об электронном бюджете / Т.А. Вершило // Финансовое право. 2011. N 11. С. 20 — 23.
4. Литвинова А. Бюджет станет электронным и прозрачным в 2015 году / А. Литвинова // РБК daily. URL: http://www.ccibratsk.ru/publish/18/.
5. Осадчий Г.Н. Направления совершенствования бюджетного процесса в системе государственного управления Российской Федерации: Дис. … канд. эконом. наук / Г.Н. Осадчий. М., 2008. 164 с.
6. Перцов Л.В. Электронный бюджет: новый уровень управления общественными финансами / Л.В. Перцов // Бюджет и финансы. 2011. N 7. С. 16 — 21.
7. Петренков А.О. Применение международного опыта бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетном процессе Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. эконом. наук / А.О. Петренков. Ростов н/Д, 2009. 24 с.
8. Петренков А.О. Применение международного опыта бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетном процессе Российской Федерации: Дис. … канд. эконом. наук. / А.О. Петренков. Ростов н/Д, 2009. 211 с.
[1] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. "Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию" // СПС "КонсультантПлюс".
[2] См.: URL: http://vestnik.volbi.ru/.
[3] См.: Свободная энциклопедия "Википедия". URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бюджетная_эффективность.
[4] Петренков А.О. Применение международного опыта бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетном процессе Российской Федерации: Дис. … канд. эконом. наук. Ростов н/Д, 2009; Петренков А.О. Применение международного опыта бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетном процессе Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. эконом. наук. Ростов н/Д, 2009. С. 4 — 5; Брюйн Х.Д. Управление по результатам в госсекторе. М., 2005; и др.
[5] В рамках специальной деятельности международных организаций разработаны принципы предоставления бюджетной поддержки странам с развивающейся экономикой. Европейским союзом введены перечень правил в отношении бюджетно-налоговой ответственности в рамках Пакта о стабильности и экономическом росте. В Лимской декларации руководящих принципов контроля (принята в г. Лиме 17.10.1977 — 26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)) установлены международные признанные принципы аудита. Приняты международные стандарты управления и регулирования рисками организаций: RMS, 2003; COSO-ERM, 2004; Basel-П, 2004. Частные рейтинговые агентства, в рамках мониторинга и пересмотра кредитных рейтингов, тщательно следят за финансовой деятельностью отдельных стран, особенно в части управления общественными финансами. См.: Осадчий Г.Н. Направления совершенствования бюджетного процесса в системе государственного управления Российской Федерации: Дис. … канд. эконом. наук. М., 2008. С. 15.
[6] Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 1275-р (ред. от 30.06.2015) "О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" // СЗ РФ. 2011. 1 авг. N 31. Ст. 4773.
[7] Перцов Л.В. Электронный бюджет: новый уровень управления общественными финансами // Бюджет и финансы. 2011. N 7.
[8] Вершило Т.А. К вопросу об электронном бюджете // Финансовое право. 2011. N 11. С. 20 — 23.
[9] URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/244184/.
[10] Постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" // СЗ РФ. 2010. N 22. Ст. 2778.
[11] Вершило Т.А. К вопросу об электронном бюджете // Финансовое право. 2011. N 11. С. 20 — 23.
[12] См.: статью 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
[13] См.: Аксаков А. Комментарий к Бюджетному посланию Президента РФ // Российская газета. 2011. 30 июня.
[14] См.: Литвинова А. Бюджет станет электронным и прозрачным в 2015 году // Ежедневная деловая газета "РБК daily". URL: http://www.ccibratsk.ru/publish/18/.
Связанные статьи:
- Понятие цифрового бюджета по российскому законодательству (75%)
- Дезорганизация публичных финансов как угроза финансовой безопасности (67.7%)
- Роль информационных систем и технологий в обеспечении государственного финансового (бюджетного) контроля (65.6%)
- "Цифровой" бюджет: будущее или настоящее? (60.5%)
- Правовые инструменты противодействия коррупции в сфере публичных финансов (53.7%)
- Правовые аспекты эмиссии и обращения криптовалют: проблемы и перспективы регулирования в России (RANDOM - 50%)