Автор: С.Ю. Гусаков
Вопрос: Является ли банкротство должника уважительной причиной пропуска срока предъявления исполнительного листа к исполнению?
Ответ: Банкротство должника является уважительной причиной пропуска срока предъявления исполнительного листа к исполнению, если исполнительный документ не содержит требований, подлежащих принудительному исполнению в период действия указанных процедур.
Период времени, в течение которого в отношении должника была введена процедура банкротства, не включается в общий срок предъявления исполнительного листа к исполнению.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее — Закон об исполнительном производстве) взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт.
Основанием для восстановления срока является наличие уважительных причин, препятствовавших предъявлению исполнительного листа для принудительного исполнения (ч. 2 ст. 432 ГПК РФ, ст. 322, ч. 2 ст. 117 АПК РФ). Несмотря на то что в законодательстве не содержится определенный перечень уважительных причин, в судебной практике таковыми признаются причины, которые объективно препятствовали взыскателю своевременно совершить указанное юридическое действие.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам, в том числе подтвержденным исполнительным листом, могут быть предъявлены к должнику только в рамках процедуры банкротства.
Исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям приостанавливается (абз. 4 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве, ч. 1 ст. 96 Закона об исполнительном производстве).
Таким образом, возможность принудительного исполнения исполнительного листа Федеральной службой судебных приставов с момента введения процедуры наблюдения, по общему правилу, исключается.
При поступлении в службу судебных приставов исполнительного листа после введения процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа обязан вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве.
Если же впоследствии производство по делу о банкротстве будет прекращено (кроме случаев заключения мирового соглашения), пропущенный срок предъявления исполнительного документа к исполнению подлежит восстановлению судом, принявшим соответствующий судебный акт (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве").
Однако следует учитывать, что при рассмотрении вопроса о восстановлении пропущенного срока суды исходят из того, что в качестве уважительного подлежит исключению из общего срока только тот период, в течение которого в отношении должника велись процедуры банкротства. Период, в течение которого в отношении должника таких процедур не было, включается в течение общего срока предъявления исполнительного документа (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.10.2017 N Ф05-11209/2009 по делу N А40-96189/08-159-64, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.08.2018 N Ф06-36350/2018 по делу N А55-8230/2005, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.05.2018 N Ф09-1649/18 по делу N А60-43855/2012).
Таким образом, введение в отношении должника процедуры банкротства является уважительной причиной пропуска срока предъявления исполнительного листа к исполнению. Однако в общий срок предъявления исполнительного листа к исполнению не включаются только те периоды времени, в течение которых в отношении должника действовали соответствующие процедуры банкротства.
Вместе с тем законодательство об исполнительном производстве предусматривает отдельные категории требований, которые, несмотря на введение в отношении должника процедур банкротства, подлежат исполнению судебным приставом-исполнителем в принудительном порядке.
В частности, согласно ч. 1 ст. 96 Закона об исполнительном производстве при введении процедур наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления судебный пристав-исполнитель исполняет судебные акты о выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также о взыскании задолженности по текущим платежам и исполнительные документы о взыскании задолженности по заработной плате.
В рамках процедуры конкурсного производства судебный пристав исполняет исполнительные документы о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о применении последствий недействительности сделок, а также о взыскании задолженности по текущим платежам (ч. 4 ст. 96 Закона об исполнительном производстве).
По указанным требованиям в соответствующих процедурах банкротства взыскатель не лишен возможности предъявления исполнительного листа к исполнению в установленный законодательством срок. Соответственно, по таким требованиям ведение процедур банкротства не препятствует возбуждению исполнительного производства и, следовательно, не является уважительной причиной для пропуска срока предъявления исполнительного документа.
Связанные статьи:
- Можно ли квалифицировать криптовалюту в качестве объекта гражданских прав и входит ли криптовалюта в конкурсную массу должника? (50%)
- Внесудебный порядок взыскания просроченной задолженности по кредитным договорам: некоторые современные вопросы правоприменения (50%)
- Оптимизация исполнительного производства и упрощение процедур взыскания Федеральной службой судебных приставов: вызовы, проблемы и пути их решения (48.8%)
- Совершенствование нормативно-правового механизма осуществления исполнительного производства посредством внедрения инструментария "амнистии" задолженности должника (48.8%)
- Роль прокуратуры в законодательном урегулировании криптовалюты (48.8%)
- Актуальные аспекты процедуры банкротства граждан (RANDOM - 1.3%)