ЮрФак: изучение права онлайн

Право студентов магистратуры на отсрочку от призыва на военную службу

Автор: Соколов Я.О.

В апреле 2018 г. Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее — Федеральный закон N 53), которые ограничивали право граждан на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением в магистратуре[1].

Речь идет о подп. "а" п. 2 ст. 24 данного Федерального закона N 53. Применение этой нормы лишало выпускников бакалавриата возможности продолжить получение образования в магистратуре до призыва в армию. Причем ограничение касалось не всех, а только тех граждан, которые достигли призывного возраста (18 лет) ранее окончания школы и, соответственно, израсходовали полагающиеся им отсрочки: для обучения в выпускном классе школы и в бакалавриате. Существующее возрастное различие ставило указанных граждан в неравные условия с остальными при получении высшего образования.

Дело о проверке конституционности абз. 2, 3, 10 и 12 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53 рассматривалось Конституционным Судом Российской Федерации по жалобе гражданина П.А. Спиридонова и запросу Бугульминского городского суда Республики Татарстан.

Во время обучения в школе Спиридонов достиг призывного возраста и ему была предоставлена отсрочка от призыва (абз. 2 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53). Вторую отсрочку он получил после сдачи выпускных экзаменов как успешно прошедший государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования (подп. "г" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53) на срок до 1 октября года окончания школы. Спиридонов поступил в Мордовский государственный университет на обучение по программе бакалавриата и также реализовал свое право на соответствующую отсрочку (абз. 7 и 12 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53). Затем гражданин поступил в магистратуру.

Призывная комиссия городского округа Саранска предоставила Спиридонову отсрочку на основании абз. 9 подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53. Но вышестоящая призывная комиссия Республики Мордовия с этим не согласилась и вынесла решение о призыве гражданина на военную службу. Спиридонов обжаловал его в районный суд, оставивший решение в законной силе[2]. Апелляционная жалоба гражданина также не была удовлетворена[3].

Суды обеих инстанций сослались на положения подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53, в соответствии с которыми Спиридонов не мог претендовать на отсрочку в период обучения в магистратуре. Как следует из этой нормы названного Закона, в случае, если первая отсрочка предоставлялась гражданину по достижении совершеннолетия во время обучения в школе, то повторно он может воспользоваться правом на отсрочку в период обучения по очной форме по программам бакалавриата. А если первая отсрочка была предоставлена в связи с обучением в бакалавриате, то повторно гражданин может воспользоваться отсрочкой в период обучения по очной форме по программам магистратуры (если он не имеет диплома специалиста или диплома магистра и поступил на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата).

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Спиридонов указал, что данная норма нарушает ч. ч. 1 — 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, так как не позволяет призывникам, поступившим в магистратуру, воспользоваться отсрочкой от призыва. Единственная причина этому — достижение гражданами совершеннолетия во время обучения в школе, еще до завершения которого они вынуждены были использовать свое право на первую отсрочку.

Похожее административное дело рассматривалось в Бугульминском городском суде Республики Татарстан. Гражданин Р.Р. Халиков оспаривал решение о призыве на военную службу, считая, что оно нарушает его право на образование.

Бугульминский городской суд приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности положений подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53. По мнению городского суда, данная норма противоречила ч. ч. 1 — 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на образование.

Суд указал, что гражданин лишается возможности после получения высшего образования по программе бакалавриата в тот же год продолжить обучение по программе магистратуры, и сослался на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее — Федеральный закон N 273) и СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях".

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона N 273 обучение в школе начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет, т.е. с точки зрения реализации права на получение общего образования дети в возрасте от шести лет и шести месяцев до восьми лет рассматриваются как одна возрастная группа (категория).

Согласно п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 в 1-е классы принимают детей восьмого или седьмого года жизни, причем прием детей седьмого года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее шести лет шести месяцев. Это обусловливает необходимость предоставления ученику школы, достигшему до ее окончания совершеннолетнего возраста, отсрочки для получения среднего общего образования. А права на отсрочку для обучения в магистратуре гражданин уже не имеет. Бугульминский городской суд посчитал, что такое положение противоречит требованиям ст. 10 Федерального закона N 273, которая предоставляет гражданам возможность получения непрерывного образования в течение всей жизни.

Разрешая поступившие жалобы, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что закрепление Конституцией Российской Федерации права каждого на образование подразумевает обязанность государства создавать не только необходимые социально-экономические условия, но и правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и высшего образования.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность завершить высшее образование до призыва на военную службу.

Однако данная возможность в части обучения по программам магистратуры ограничена числом отсрочек.

Граждане, окончившие школу, оказываются в неравных условиях с точки зрения возможности получения высшего образования по программам магистратуры, если до сдачи выпускных экзаменов одни из них достигли восемнадцатилетнего возраста и были вынуждены воспользоваться отсрочкой, а другие указанного возраста не достигли и отсрочку не использовали.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что отсутствие у граждан, получивших отсрочку до окончания школы, возможности получить повторную отсрочку в связи с обучением по программам магистратуры не имеет объективного и разумного оправдания. Такое ограничение ставит граждан, относящихся к указанной категории, в неравное положение с другими гражданами, не достигшими к получению школьного аттестата совершеннолетия.

Руководствуясь данными доводами, Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать не соответствующими Конституции Российской Федерации положения подп. "а" п. 2 ст. 24 Федерального закона N 53 в той мере, в какой они ставят предоставление студентам магистратуры отсрочки от призыва на военную службу в зависимость от того, воспользовались ли они отсрочкой при получении среднего общего образования. Излагая данную позицию, Суд отметил ряд обязательных условий:

1) граждане не должны иметь диплома специалиста или диплома магистра;

2) поступление в магистратуру должно произойти в год получения высшего образования по программам бакалавриата;

3) образовательные или научные организации, где обучаются граждане, должны иметь государственную аккредитацию;

4) форма обучения в магистратуре должна быть очной;

5) продолжительность обучения в школе (лицее, гимназии) не должна была превышать сроки, установленные государственными образовательными стандартами;

6) отсрочка для студентов магистратуры не распространяется за пределы сроков получения высшего образования, установленных государственными образовательными стандартами.

На федерального законодателя Конституционный Суд Российской Федерации возложил обязанность внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты. До этого момента правоприменительные органы не должны учитывать факт использования гражданином отсрочки в период обучения в школе как основание для отказа в предоставлении отсрочки во время обучения в магистратуре.

 

Библиографический список

 

1. Кудашкин А.В., Зорин А.С., Лобов Я.В., Тюрин А.И., Фатеев К.В., Шанхаев С.В. Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" (постатейный) // Право в Вооруженных Силах — консультант. За права военнослужащих. 2007. Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/5751210/.

2. Никитин А.П. Правовые аспекты соблюдения прав и социальных гарантий граждан при призыве на военную службу // Военно-юридический журнал. 2014. N 10. С. 3 — 8.

3. Панова И.В., Кузянов А.В. Актуальные вопросы призыва граждан на военную службу в Российской Федерации // Государство и право. 2015. N 1. С. 98 — 102.

4. Пискунова О.В. Условия возникновения и особенности реализации права на отсрочку при призыве на военную службу // Законность и правопорядок в современном обществе: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. С. 22 — 25.

 


[1] По делу о проверке конституционности положений подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе": Постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 17 апр. 2018 г. N 15-П. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision327231.pdf.

[2] Решение Пролетарского районного суда г. Саранска от 28 июня 2017 г. по делу N 2а-823/2017. URL: https://proletarsky-mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=B9BD2D82-10E1-4070-93F1-F718723AED1C&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&_doc=1&srv_num=1.

[3] Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия от 19 сентября 2017 г. по делу N 33а-1843/2017. URL: https://vs-mor.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=2209094&delo_id=5&new=5&text_number=1&case_id=2163057.


Рекомендуется Вам: