ЮрФак: изучение права онлайн

Анализ режима налогообложения и таможенно-тарифного регулирования китайских и гонконгских инвестиций в России

Авторы: Берберов А.Б., Милоголов Н.С.

Оглавление

Введение

1. Экономические тренды в российско-китайских отношениях

2. Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности

3. Налогообложение прибыли от инвестиций в России в различных формах

4. Налоговое и таможенно-тарифное регулирование импорта товаров на территорию России и оказания международных услуг

5. Территориальные налоговые преференции

6. Исключение Гонконга из списка офшоров Минфина России

7. Выводы и заключение

Литература


Введение

В настоящее время активно развивается экономическое сотрудничество между деловыми кругами России и Китайской Народной Республики (далее — КНР), которое поддерживается на межгосударственном уровне, в том числе посредством заключения международных договоров в сфере налогообложения как с КНР, так и со Специальным административным районом Гонконг КНР. Так, в 2016 г. вступили в силу и начнут применяться в отношении доходов, полученных за налоговые периоды начиная с 1 января 2017 г., обновленные Соглашения об избежании двойного налогообложения с Китаем[1] и Гонконгом[2] (далее — СОИДН). Эти Соглашения призваны обеспечить ясные и определенные правила налогообложения, а также способствовать увеличению международных инвестиций и торгового оборота через устранение двойного налогообложения.

Кроме того, в настоящее время на межправительственном уровне проходят переговоры о заключении между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), членом которого являются Россия и КНР, Соглашения о зоне свободной торговли. В случае заключения такого соглашения произойдут значительное снижение ввозных таможенных пошлин и упрощение таможенных процедур при экспорте товаров из КНР в Россию.

В данной статье описан действующий режим налогообложения доходов иностранных компаний из КНР и Гонконга (поскольку эта юрисдикция активно используется как промежуточная (финансовый центр) для осуществления международных инвестиций из КНР в другие страны) от ведения предпринимательской деятельности в России (через постоянное представительство), а также от осуществления инвестиций в различных формах. Кроме того, описаны особенности налогового и таможенно-тарифного регулирования импорта и оказания международных услуг.

1. Экономические тренды в российско-китайских отношениях

О важности развития российско-китайских (включая Гонконг) экономических отношений говорят следующие данные:

— роль Китая как в российском экспорте (9,9% в 2016 г.), так и в импорте (21% в 2016 г.) является достаточно значительной (табл. 1);

Таблица 1. Российско-китайский товарооборот (млрд $)

 

2009

2010

2011

Также рекомендуется Вам:

2012

2013

2014

2015

2016

Импорт в Россию из Китая

21,2

35

44,3

48,4

48,7

50,1

34,5

38,1

Экспорт в Китай из России

16,8

21,1

35,3

38,1

37,3

39,5

31,1

28

Источник: The Observatory of Economic Complexity.

— анализ накопленных прямых иностранных инвестиций (далее — ПИИ) показывает, что начиная с 2014 г. участие компаний из Гонконга и Китая в капитале российских организаций резко увеличилось, что можно связать с ухудшением уровня развития экономических отношений России с западными странами и поворотом национальной экономической политики в сторону восточных стран, в частности Китая и Гонконга (табл. 2).

Таблица 2. Структура накопленных прямых иностранных инвестиций (участие в капитале и долговые инструменты) (млн $)

Направление

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

01.07.2017

Импорт ПИИ

Из Гонконга в Россию

252

288

271

417

719

719

833

Из Китая в Россию

1 385

1 987

4 547

2 769

1 350

2 271

2 636

Экспорт ПИИ

Из России в Гонконг

165

134

194

1277

1293

1389

494

Из России в Китай

114

249

186

189

159

218

238

Источник: Центробанк РФ.

Вместе с тем, несмотря на увеличение абсолютных показателей взаимных ПИИ, доля Китая и Гонконга в общем объеме накопленных ПИИ остается незначительной, хотя и имеет положительную динамику (табл. 3).

Таблица 3. Относительная доля компаний в разрезе ПИИ (%)

Наименование показателя

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

01.07.2017

Доля совокупных китайско-гонконгских входящих ПИИ в общем объеме накопленных входящих ПИИ

0,37

0,45

0,36

0,44

0,85

0,86

0,60

0,65

0,73

Доля исходящих ПИИ из России в Китай и Гонконг в общем объеме накопленных исходящих ПИИ из России

0,03

0,06

0,08

0,09

0,08

0,36

0,40

0,38

0,17

Источник: составлено авторами на основе данных Центробанка РФ.

Следует отметить, что экспертами ожидалось то, что Китай станет более значимым инвестором для России, однако традиционно деятельность китайских инвесторов была сосредоточена в других странах. Более того, нормативные положения, принятые Государственным советом Китая для контроля за инвестициями китайских компаний за рубежом, также могут негативно сказаться на уровне китайского участия в капиталах российских компаний. Однако, с другой стороны, развитие китайской экономической программы "Шелковый путь", значительную роль в которой играет территория России, может стать стимулом для инвесторов из Китая инвестировать в российскую экономику[3].

Объем нематериальных активов, импортируемых в Россию непосредственно из Китая, в 2015 г. составил около 123 млн $, что почти в 2 раза превышает аналогичный показатель 2013 г. (доля российского экспорта нематериальных активов в Китай незначительна)[4].

2. Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности

Прибыль иностранной организации от ведения предпринимательской деятельности подлежит налогообложению в России только в случае, если такая организация имеет в России постоянное представительство (ПП). Ниже представлены критерии образования ПП в соответствии с СОИДН между Россией и КНР (далее — СОИДН РФ — КНР) и СОИДН между Россией и Гонконгом (СОИДН РФ — Гонконг) (табл. 4).

Таблица 4. Критерии образования постоянного представительства в соответствии с СОИДН РФ — КНР и СОИДН РФ — Гонконг

Вид ПП

Критерии в соответствии с СОИДН РФ — КНР

Критерии в соответствии с СОИДН РФ — Гонконг

Основной вид

Постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность иностранной компании в России

Деятельность на строительной площадке

Осуществление деятельности в течение более 18 месяцев

Осуществление деятельности в течение более 12 месяцев

Деятельность через агента иностранной компании в России

Образует ПП, если агент (физическое лицо или компания) использует в России полномочия заключать контракты от имени иностранной компании

Образует ПП, если агент (физическое лицо или компания) (1) использует в России полномочия заключать контракты от имени иностранной компании или (2) не имеет таких полномочий, но содержит в России запас товаров или изделий и регулярно осуществляет их поставки от имени иностранного предприятия

Исключение для независимых агентов

Не образует ПП деятельность через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности

Оказание услуг (в т.ч. консультационных) в России иностранным предприятием через своих либо нанятых с этой целью сотрудников

Образует ПП, если осуществляется (в рамках одного или связанных проектов) в течение более 183 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде

ПП не образуется в случае:

— Использования сооружений исключительно для целей хранения или демонстрации товаров или изделий, принадлежащих предприятию;

— Содержания запасов товаров или изделий, принадлежащих иностранному предприятию, исключительно для целей их хранения или демонстрации;

— Содержания запасов товаров или изделий, принадлежащих иностранному предприятию, исключительно для цели переработки другим предприятием;

— Содержания постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для иностранного предприятия;

— Содержания постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;

— Содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления любой комбинации указанных видов деятельности при условии, что в целом деятельность, осуществляемая в результате такой комбинации, носит вспомогательный или подготовительный характер

Источник: составлено авторами.

В России подлежит налогообложению налогом на прибыль по ставке 20%[5] прибыль ПП иностранной организации, рассчитанная таким образом, как если бы это ПП было обособленным и отдельным предприятием, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях и действовало полностью независимо от предприятия, постоянным представительством которого оно является. Если иностранная организация соответствует указанным критериям и образует ПП в России, то ей необходимо зарегистрировать такое ПП, встав на учет в налоговых органах России, и самостоятельно рассчитывать прибыль этого ПП, сумму налога и уплачивать его.

3. Налогообложение прибыли от инвестиций в России в различных формах

Если иностранная организация осуществляет инвестиции в российские организации, в том числе осуществляет вклады в их капитал, выдает кредиты и займы, предоставляет права на пользование интеллектуальной собственностью, то ее доходы от этих инвестиций (соответственно, в форме дивидендов, процентов и роялти) облагаются в России. Налог удерживается у источника их выплаты (налогового агента), соответственно, иностранная организация получает выплаты с уже удержанным из них налогом. Ставки удерживаемого у источника налога от осуществления указанных инвестиций представлены в табл. 3.

СОИДН РФ как с Китаем, так и с Гонконгом предусмотрены более низкие ставки, чем в соответствии с НК РФ. Иностранная организация имеет право применять льготные ставки, предусмотренные СОИДН, только при условии, что она является фактическим получателем (бенефициарным собственником) дохода[6]. В противном случае применяется налоговая ставка в соответствии с СОИДН с той страной, резидентом которой является лицо, имеющее фактическое право на доход, либо налоговая ставка в соответствии с НК РФ (если лицо является резидентом страны, с которой у РФ нет СОИДН) (табл. 5).

Таблица 5. Ставки по налогу, удерживаемому в России при выплате иностранной организации, резиденту Китая и Гонконга, некоторых видов доходов от инвестиционной деятельности, по сравнению со ставками, применяемыми в соответствии с НК РФ (%)

Ставка налога, удерживаемого у источника выплат

СОИДН РФ — Китай

СОИДН РФ — Гонконг

НК РФ

Дивиденды

— 10;

— 5 (при вкладе в капитал не менее 80 000 евро или эквивалентной суммы и прямом владении не менее 25% капитала)

— 10;

— 5 (при прямом владении не менее 15% капитала)

15

Проценты

0

0

20

Роялти

6

3

20

Источник: составлено авторами.

4. Налоговое и таможенно-тарифное регулирование импорта товаров на территорию России и оказания международных услуг

Россия входит в ЕАЭС вместе с Казахстаном, Беларусью и Арменией, поэтому российские правила в отношении внешней торговли регулируются на наднациональном уровне Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014). Этот Договор предусматривает, в частности, свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами — членами ЕАЭС. Поскольку Россия, Казахстан и Армения являются членами ВТО, то этот Договор также основан на правилах ВТО, в частности соблюдается режим наибольшего благоприятствования (далее — РНБ). Размер таможенных пошлин зависит от вида товаров в соответствии с Единым таможенным тарифом ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС)[7].

Иностранные компании, импортирующие товары в Россию в режиме выпуска товаров для внутреннего потребления, уплачивают при ввозе товаров НДС, таможенные пошлины и акцизы (только при ввозе подакцизных товаров). Средняя ставка таможенных пошлин на товары составит в 2017 г. 7,8% по сравнению с 10% в 2011 г. НДС взимается по ставке 18%, при этом также используется ставка 10% на определенные группы товаров (как правило, социально значимые товары) (табл. 6). Ввоз отдельных видов товаров и оборудования освобождается[8] от НДС при импорте (технологическое оборудование, не имеющее аналогов в России по официальному перечню, устанавливаемому Правительством РФ, определенные медицинские изделия и др.). Налоговая база по НДС определяется как таможенная стоимость товаров с учетом таможенных пошлин и акцизов. Акцизы взимаются только с подакцизных (как правило, общественно вредных) товаров, и их ставки зависят от вида товара.

Таблица 6. Налоговое и таможенно-тарифное регулирование импорта товаров на территорию России из Китая и Гонконга

 

НДС

Акцизы

Таможенные пошлины

Ставки НДС/акцизов/таможенных пошлин

— 18% (основная ставка);

— 10% (на определенные виды товаров, как правило, социально значимых);

— Не облагается НДС импорт определенных товаров (технологического оборудования, не имеющего аналогов в России по официальному перечню, определенных медицинских изделий и др.)

В зависимости от вида товаров применяются адвалорные (в процентах от стоимости) и специфические (в установленном размере на единицу товара) ставки

— В зависимости от вида товаров в соответствии с ЕТТ ЕАЭС;

— В будущем возможно снижение ставок для товаров, ввозимых из Китая, в случае подписания договора о зоне свободной торговли ЕАЭС с Китаем;

— Применяется принцип РНБ в соответствии с правилами ВТО

База для расчета

Таможенная стоимость товаров с учетом таможенных пошлин и акцизов

Таможенная стоимость товаров с учетом таможенных пошлин либо объем товаров в натуральном выражении

Таможенная стоимость товаров

Принятие к вычету налога, уплаченного при ввозе

НДС, уплаченный при ввозе, можно принять к вычету, если товар ввезен для осуществления в России налогооблагаемой НДС деятельности

Не применяется

Не применяется

Источник: составлено авторами.

В случае оказания услуг иностранной организацией российской организации, местом реализации которых является Россия, российская организация как налоговый агент сама начисляет себе входящий НДС, одновременно принимая его к вычету, иностранной организации при этом нет необходимости вставать на налоговый учет в России[9]. К таким услугам относятся, в частности, консультационные, рекламные, бухгалтерские услуги, услуги по разработке компьютерных программ и созданию баз данных, реализация электронного контента через Интернет, услуги, связанные с недвижимостью, расположенной в России, определенные посреднические услуги и др. Место реализации услуг определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ.

5. Территориальные налоговые преференции

В России действует значительное количество различных территориальных и региональных налоговых льгот. К ним относятся льготы, связанные с территориями опережающего социально-экономического развития, региональными инвестиционными проектами (далее — РИП), специальными инвестиционными контрактами (далее — СПИК), особыми экономическими зонами (далее — ОЭЗ), свободными экономическими зонами (далее — СЭЗ), свободным портом Владивосток, Сколково и др. Кроме того, Министерством финансов РФ в Основных направлениях налоговой политики на 2016 — 2018 гг. декларировано также предоставление налоговых льгот так называемым гринфилдам (вновь создаваемым промышленным предприятиям) и браунфилдам (предприятиям, создаваемым на основе ранее существующих производственных площадок). Наконец, регионы имеют право снижать ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество и устанавливать особые налоговые условия для привлечения инвестиций.

Различные льготы преследуют различные социально-экономические цели. Так, например, особые экономические зоны направлены в первую очередь на реализацию региональных инвестиционных проектов в сфере промышленности, науки, развития туризма и логистики. Ряд режимов (ОЭЗ, СЭЗ, ТОР, Сколково) направлены в первую очередь на решение отдельных социально-экономических задач, в то же время другие режимы (СПИК, РИП, гринфилд) — это в первую очередь инструменты, направленные на привлечение инвестиций в регион в целом без привязки к конкретным социально-экономическим задачам. Таким образом, в случае интереса иностранных инвесторов к реализации проекта определенного типа в определенном регионе необходимо выяснить все возможные варианты получения налоговых льгот, которые могут предусматривать снижение ставок основных налогов (налог на прибыль, НДС, таможенные пошлины, налог на имущество) до нуля на определенный период времени и при соблюдении определенных условий осуществления проекта.

6. Исключение Гонконга из списка офшоров Минфина России

В соответствии с Приказом Минфина России от 2 ноября 2017 г. N 175н "О внесении изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н"[10] Гонконг был исключен из "черного" списка офшорных зон начиная с 1 января 2018 г. Основной причиной этому является вступление в силу СОИДН с Гонконгом с 1 января 2017 г. Данный список используется для целей:

1) применения ставки 0% в отношении дивидендов, уплачиваемых иностранными и российскими дочерними предприятиями российским стратегическим инвесторам — российским материнским компаниям, владеющим по крайней мере 50% долей в капитале в течение по крайней мере 365 дней;

2) трансфертного ценообразования — более жесткие правила налогового контроля над ценами применяются для сделок с офшорами.

7. Выводы и заключение

Анализ особенностей налогообложения и таможенно-тарифного регулирования деятельности резидентов КНР и Специального административного района Гонконг КНР, осуществляющих инвестиции в России, показал, что действующие налоговые правила направлены на поддержание и развитие экономического сотрудничества между российскими и китайскими деловыми кругами. Об этом, в частности, свидетельствует подписание СОИДН между Россией и Китаем, а также Россией и Гонконгом.

Действующий в России режим налогообложения доходов иностранных компаний из Китая и Гонконга предусматривает налогообложение через постоянное представительство, а также налогообложение прибыли от инвестиций в Россию в различных формах (в частности, у источника дохода через налогового агента) по более льготным по сравнению с действующими для остальных налогоплательщиков ставкам, предусмотренным СОИДН. Несмотря на значительное снижение ставок по дивидендам, процентам и роялти в новой версии СОИДН РФ с КНР по сравнению с предыдущей, мы не можем говорить о том, что данный договор находится вне международных трендов борьбы с размыванием базы[11]. Так, мы видим, во-первых, новое развернутое и технически сложное положение об ограничении льгот (ст. 23), составленное в соответствии с рекомендациями ОЭСР по направлению 6-го Плана ВЕРБ. Также мы видим расширение по сравнению с предыдущей версией договора статьи об обмене информацией, где теперь указано, что одна из сторон договора может запросить у другой даже такую информацию, в которой та (другая) сама не нуждается, при этом эта другая страна должна выполнить все меры для предоставления этой информации.

При импорте товаров на территорию России из Китая и Гонконга и оказании международных услуг особенностью налогового и таможенно-тарифного регулирования является членство Российской Федерации в ЕАЭС, предусматривающее свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами — членами ЕАЭС. Кроме того, в различных регионах России действует значительное число налоговых льгот и преференций для разных типов инвестиционных проектов.

Таким образом, власти России и Китая активно поддерживают процесс экономической интеграции обеих стран, при этом и в экономике имеются все необходимые предпосылки для наращивания объемов иностранных инвестиций и ускорения этого процесса, что выражается, например, в активно обсуждаемых властями и поддерживаемых деловыми кругами обеих стран планах по сопряжению проекта Шелкового экономического пути и ЕАЭС, что позволит использовать транспортный, транзитный и логистический потенциал территории России и Казахстана и открывает крайне интересные возможности для долгосрочных инвестиций и экономического сотрудничества между странами.

Литература

1. Милоголов Н.С. НДС по операциям международной торговли услугами // Финансовый журнал. 2013. N 3 (17).

2. Милоголов Н.С. Размывание налоговой базы в Российской Федерации: проблемы измерения, масштабы и эффекты / Н.С. Милоголов, К.Н. Церенова // Финансовый журнал. 2016. N 6 (34).

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 ноября 2017 г. N 175н "О внесении изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н" // СПС "КонсультантПлюс".

4. Рынок слияний и поглощений в России в 2016 г. URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ru/…/ru-ru-russian-2016-ma-overview.pdf.

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы // СПС "КонсультантПлюс".

6. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы // СПС "КонсультантПлюс".

7. Центральный банк РФ — статистика внешнего сектора. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs.

 


[1] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (заключено в г. Москве 13.10.2014) (ред. от 08.05.2015) (вместе с Протоколом (подписан в г. Москве 13.10.2014)) // СПС "КонсультантПлюс".

[2] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (заключено в г. Гонконге 18.01.2016) (вместе с Протоколом к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (подписан в г. Гонконге 18.01.2016)) // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Рынок слияний и поглощений в России в 2016 г. URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ru/…/ru-ru-russian-2016-ma-overview.pdf.

[4] Центральный банк РФ — статистика внешнего сектора. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs.

[5] Ставка может быть ниже в отдельных регионах России.

[6] Термин "лицо, имеющее фактическое право на доходы" трактуется в России в соответствии с Комментариями к Модельной конвенции ОЭСР 2003 г., а также в соответствии с НК РФ. Лицо, имеющее фактическое право на доход, должно иметь юридические и фактические полномочия определять экономическую судьбу полученного дохода и не может быть простым посредником, обязанным перечислить этот доход другому лицу.

[7] Единый таможенный тариф ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС) — свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

[8] Полный перечень товаров, ввоз которых на территорию России не подлежит налогообложению, содержится в ст. 150 НК РФ.

[9] Милоголов Н.С. НДС по операциям международной торговли услугами // Финансовый журнал. 2013. N 3 (17).

[10] Приказ Минфина России от 2 ноября 2017 г. N 175н "О внесении изменения в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н" (зарегистр. 20.11.2017, N 48956) // СПС "КонсультантПлюс".

[11] Милоголов Н.С., Церенова К.Н. Размывание налоговой базы в Российской Федерации: проблемы измерения, масштабы и эффекты // Финансовый журнал. 2016. N 6 (34).

Рекомендуется Вам: