ЮрФак: изучение права онлайн

О некоторых признаках предпринимательской деятельности в условиях экономического кризиса (на примере банков)

Автор: Рубцова Н.В.

Банковская деятельность относится к предпринимательской деятельности, легальное определение которой дано в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). За последние годы проблема определения предпринимательской деятельности в юридической литературе стала очень популярной. Вместе с тем дискуссионный характер анализа признаков предпринимательской деятельности не изменился, поскольку позиция законодателя в этом вопросе пока остается постоянной, а значит, проводимый научный анализ и высказываемые предложения по внесению изменений в действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, актуальны.

Учитывая мировой экономический кризис и имеющиеся санкции в отношении России, которые оказали влияние и на банковскую систему, следует оценить последствия такого воздействия. Большинство зарубежных банков снижают присутствие на российском рынке путем рефинансирования накопленных кредитных портфелей и приостановки кредитования российских эмитентов.

Каковы пути выхода из кризиса для банковского сектора? Ответ на этот вопрос требует в первую очередь проведения экономического анализа и осуществления аналитических прогнозов. Однако немаловажным представляется и эффективное осуществление предпринимательской деятельности, что означает успешное достижение тех целей, которые возлагаются на банковскую деятельность. Как отмечает Г.Ф. Ручкина, одной из причин кризисных явлений в банковской сфере стала неэффективная предпринимательская деятельность банков. При этом от эффективной деятельности российских банков во многом зависит уровень развития иных участников предпринимательской деятельности, поскольку банки являются основными кредиторами в обществе, которые мобилизуют свободные денежные средства и располагают ими, предлагая в качестве кредита нуждающимся лицам [13, с. 12].

Закрепление основных признаков предпринимательской деятельности в ст. 2 ГК РФ не означает, что только указанное законодательство регулирует предпринимательские отношения. Как справедливо отмечал В.В. Лаптев, отношения по организации (регулированию) хозяйственной деятельности ("отношения по вертикали") не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников [6, с. 6, 7]. Еще М.И. Кулагин писал, что принятие единых гражданских кодексов не устранило дуализма в правовом регулировании имущественных отношений, построенных на началах юридического равенства. По существу, во всех странах Запада имеются специальные нормы, призванные регулировать исключительно коммерческие или торговые отношения [5, с. 200].

Право граждан заниматься предпринимательской деятельностью — одна из важнейших гарантий свободного развития личности. Не случайно в ст. 34 Конституции Российской Федерации в ряду основных прав личности закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом понятие предпринимательской деятельности производно от более широкой категории экономической деятельности. Таким образом, на конституционном уровне наряду с понятием "предпринимательская деятельность" используется термин "экономическая деятельность" [11, с. 13].

Сам термин "предпринимательская деятельность" производен от слова "предприниматель". Впервые понятие предпринимателя появилось в работах экономистов. Так, еще в XVIII в. известный экономист Р. Кантильон обнаружил, что расхождения между рыночным спросом и предложением создают возможности покупать дешево и продавать дорого. Он назвал людей, использующих эти нереализованные возможности извлечения прибыли, "предпринимателями", т.е. индивидами, желающими купить по известной цене и продать по неизвестной. Более того, он отметил, что действия такого рода не обязательно требуют производственной деятельности и не обязательно поглощают личные средства предпринимателя, хотя часто это необходимо. Короче говоря, предпринимательство для Кантильона — вопрос предвидения и желания брать на себя риск, что не обязательно связано с вовлечением труда в некий производственный процесс [2, с. 426].

Несмотря на наличие определения предпринимательской деятельности в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, ряд авторов считают это определение неполным. Как верно отмечает О.М. Олейник, определение, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации, является отраслевым, содержится в статье ГК РФ, которая устанавливает круг отношений, регулируемых Кодексом [8, с. 9]. При этом отдельные признаки предпринимательской деятельности требуют дополнительного анализа, хотя количество указанных в законе признаков достаточно велико [12, с. 29]. Как и любая дефиниция в науке, определение предпринимательской деятельности должно содержать систему таких признаков, которые позволят наиболее полно и четко охарактеризовать данное явление. Как отмечает В.С. Белых, «здесь, как в математике, нужна система количественных и качественных показателей для оценки такого явления, как предпринимательство» [1, с. 34].

Исходя из легального определения, многие исследователи характеризуют отдельные признаки предпринимательской деятельности. Наиболее ярко в банковской деятельности проявляются такие признаки предпринимательской деятельности, как ее рисковый характер и профессионализм. Остановимся на их анализе подробнее.

Природа предпринимательского риска дает возможность рассматривать его не только с экономической, но и с правовой позиции. Несмотря на экономическую составляющую понятия "риск", оно встречается во многих нормативно-правовых актах. Особенно подробно в законодательстве рассматривается банковский риск[1].

Риск — это вероятностная категория. Выделяются рациональный (обоснованный) и нерациональный (необоснованный) предпринимательские риски. При этом экономисты предлагают производить количественную оценку риска, которая строится на соотношении затрат и результатов. Е.А. Малышев связывает риск с нестабильностью и неопределенностью [9, с. 170], однако, на наш взгляд, введение термина "риск" в определение предпринимательской деятельности, напротив, создает дополнительные гарантии деятельности предпринимателя через возможности обоснованного риска.

Правовая составляющая предпринимательского риска связана и с имеющейся вероятностью неисполнения обязательств по предпринимательским договорам. Согласно подп. 3 п. 2 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательский риск — риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов. При этом наступает гражданско-правовая ответственность предпринимателя даже независимо от его вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ). По сути, эта вероятность неполучения дохода или получение дохода в размере вопреки ожидаемому, т.е. рисковый характер предпринимательской деятельности, имеет основную цель, как и предпринимательство в целом, получение прибыли. При этом нельзя разделять экономическое и правовое содержание предпринимательского риска, поскольку это единое понятие, и указание в определении риска на получение (или неполучение) прибыли имеет принципиальное значение для верного понимания самой предпринимательской деятельности [12, с. 30].

Заметим, что Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах также оценивает категорию предпринимательского риска. Так, категория риска связывается Конституционным Судом Российской Федерации с возможными "деловыми просчетами"[2]. Особый интерес представляет правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой экономический риск несут даже лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность (акционеры), но участвующие в деятельности субъекта предпринимательского права (акционерного общества). При этом Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что граждане и юридические лица, приобретая акции и осуществляя акт распоряжения своим имуществом, приобретают и определенные имущественные права требования к акционерному обществу: на участие в распределении прибыли, получение части имущества в случае ликвидации общества и т.д. Имущественные права требования также являются "имуществом", а следовательно, обеспечиваются конституционно-правовыми гарантиями, включая охрану законом прав акционеров, в том числе миноритарных (мелких) акционеров как слабой стороны в системе корпоративных отношений, и судебную защиту нарушенных прав. Эти гарантии направлены на достижение таких публичных целей, как привлечение частных инвестиций в экономику и обеспечение стабильности общественных отношений в сфере гражданского оборота[3].

По мнению известного экономиста Й. Шумпетера, предприниматель практически никогда не несет рисков. "Если предприятие терпит крах, внакладе остается кредитор. И хотя предприниматель отвечает за успех дела своим имуществом, это, скорее, вызывает к нему доверие, чем реально обеспечивает заем. Но даже если предприниматель финансирует себя сам из прошлой предпринимательской прибыли или использует средства производства своего прежнего "статичного" предприятия, он несет риск только как кредитор или владелец благ, но отнюдь не как предприниматель. Пусть даже он рискует своей репутацией, но прямой экономической ответственности за неудачу своего предприятия он не несет" [16, с. 184].

В банковской деятельности риски приобретают особое звучание, поскольку применительно именно к такой деятельности существует даже термин "банковский риск". Банковский риск определяется через систему управления рядом типичных банковских рисков: кредитным риском (возникающим в связи с вероятностью невыполнения договорных обязательств заемщиком или контрагентом перед кредитной организацией, рыночным риском (риском возникновения финансовых потерь (убытков) вследствие изменения текущей (справедливой) стоимости финансовых инструментов, а также курсов иностранных валют и (или) учетных цен на драгоценные металлы), операционным риском (риском возникновения убытков в результате ненадежности и недостатков внутренних процедур управления кредитной организации, отказа информационных и иных систем либо вследствие влияния на деятельность кредитной организации внешних событий), процентным риском (риском ухудшения финансового положения кредитной организации вследствие снижения размера капитала, уровня доходов, стоимости активов в результате изменения процентных ставок на рынке), риском ликвидности (риском неспособности кредитной организации финансировать свою деятельность, то есть обеспечивать рост активов и выполнять обязательства по мере наступления сроков их исполнения без понесения убытков в размере, угрожающем финансовой устойчивости кредитной организации) и риском концентрации (риском, возникающим в связи с подверженностью кредитной организации крупным рискам, реализация которых может привести к значительным убыткам, способным создать угрозу для платежеспособности кредитной организации и ее способности продолжать свою деятельность)[4]. Система управления рисками банков подчеркивает их особый статус, а также экономическую и социальную значимость.

В качестве самостоятельного признака предпринимательской деятельности можно назвать и профессионализм, поскольку для успешного ее осуществления недостаточно лишь провозгласить цель получения прибыли, необходимо уметь квалифицированно, т.е. профессионально, выполнять ту или иную деятельность [10, с. 109]. Для полноценного функционирования предприниматель должен обладать такими качествами, как инициативность, готовность к оправданному риску. Более того, предпринимательство — это непрерывный творческий процесс.

Признак профессионализма в банковской деятельности является одним из основных. Не случайно в развитии теории предпринимательства существовало несколько направлений, связанных с исследованием этого признака. Так, еще в XIX в. французский экономист Ж.-Б. Сэй подчеркивал, что предприниматель — это новатор, носитель технического прогресса, и его доход является вознаграждением за творческий, рискованный, экспериментальный характер его деятельности [14, с. 18].

Отметим, что еще Г.Ф. Шершеневич ввел категорию промысла. Под промыслом следует понимать деятельность, направленную на извлечение дохода посредством какого-либо постоянного занятия [15, с. 142].

По отношению к банковской деятельности признак профессионализма проявляется, в частности, через систему формальных требований, предъявляемых к руководителям банка.

Несмотря на наличие легального определения предпринимательской деятельности в Гражданском кодексе Российской Федерации, обозначение признаков такой деятельности лишь через призму ее определения не дает достаточного представления о сущности этой деятельности. По справедливому замечанию А.Г. Быкова, в определении ГК РФ начисто отсутствует созидательная, производительная основа предпринимательства, нет упоминания о труде как источнике всех благ [3, с. 12]. Так, в условиях экономического кризиса ведущими экономистами предлагается, в частности, сформировать перспективные социальные ориентиры, которые можно положить в основу средне- и долгосрочной стратегии развития страны [7, с. 57].

Действительно, предпринимательская деятельность призвана выполнять социальную функцию и решать социальные задачи. Еще в 1917 г. А.И. Каминка писал: "Предприниматель является той центральной фигурой, энергией, находчивостью, способностями которой в значительной степени обусловливается благосостояние страны" [4, с. 1]. Наиболее ярко социальная функция предпринимательства преломляется через банковскую деятельность, поскольку от устойчивости банков во многом зависит и состояние экономики страны в целом, и в конечном счете общее благосостояние.

Банки относятся к числу особых субъектов предпринимательской деятельности, имеющих специальную правоспособность. Эта особенность проявляется не только во введении различного рода ограничений деятельности банков. Банки имеют стратегическое значение для развития экономики, поэтому важно найти баланс в сочетании публичных и частных интересов в их деятельности. В условиях экономического кризиса государство оказывает существенную помощь банкам.

Таким образом, банковскую деятельность можно считать одним из наиболее значимых видов предпринимательской деятельности, которая напрямую влияет на экономику страны и общее благосостояние, от эффективности осуществления банковской деятельности зависят и возможности дальнейшего преодоления экономического кризиса.

Список литературы

1. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: Моногр. М.: ТК Велби; Проспект, 2005. 432 с.

2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. 4-е изд. М.: Дело Лтд, 1994. 720 с.

3. Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Правовое регулирование предпринимательской деятельности в рыночной экономике. М.: Юристъ, 2008. С. 8 — 40.

4. Каминка А.И. Основы предпринимательского права / Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2007. 317 с.

5. Кулагин М.И. Избранные труды. М.: Статут, 1997. 330 с.

6. Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М.: Юристъ, 1997. 140 с.

7. Мау В.А., Улюкаев А.В. Глобальный кризис и вызовы экономической политики современной России. М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2015. 64 с.

8. Олейник О.М. Понятие предпринимательской деятельности: теоретические проблемы формирования // Предпринимательское право. 2015. N 1. С. 3 — 17.

9. Предпринимательство и предпринимательские риски: Учеб. пособ. / Е.А. Малышев, Т.Е. Малышева, Т.И. Кашурникова и др. Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2015. 236 с.

10. Рубцова Н.В. К вопросу о стадиях механизма договорного правового регулирования // Вестник Омского университета. Сер.: Право. 2015. N 3 (44). С. 107 — 112.

11. Рубцова Н.В. О конституционном праве граждан на осуществление предпринимательской деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 12. С. 13 — 14.

12. Рубцова Н.В. Предпринимательская деятельность: понятие, общая характеристика, рисковый характер (к вопросу о дискуссии) // Ученые записки юридического факультета. 2015. Вып. 39 (49). С. 28 — 32.

13. Ручкина Г.Ф. К вопросу о правовом аспекте предпринимательской деятельности банков в условиях модернизации российской экономики // Банковское право. 2010. N 5. С. 11 — 16.

14. Сэй Ж.-Б., Бастиа Ф. Трактат по политической экономии. Экономические софизмы. Экономические гармонии. М.: Дело, 2000. 232 с.

15. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права: В 2 т. М.: Статут, 2003. Т. 1: Введение. Торговые деятели. 480 с.

16. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

 


[1] Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: утв. Банком России 16 дек. 2003 г. N 242-П (ред. от 24 апр. 2014 г.) // Вестник Банка России. 2004. N 7.

[2] По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февр. 2004 г. N 3-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 9. Ст. 830.

[3] По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 84 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Приаргунское": Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 апр. 2003 г. N 5-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 4. Ст. 1656.

[4] О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы: указание Банка России от 15 апр. 2015 г. N 3624-У (ред. от 3 дек. 2015 г.) // Вестник Банка России. 2015. N 51.


Рекомендуется Вам: