Автор: С.А. Слесарев
Вопрос: Чем регулируется деятельность центров социального обслуживания?
Ответ: Центры социального обслуживания относятся к организациям социального обслуживания, осуществляющим социальное обслуживание граждан на дому и в полустационарной форме (п. п. 2, 3 Примерной номенклатуры организаций социального обслуживания, утв. Приказом Минтруда России от 17.04.2014 N 258н).
Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание (ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее — Закон о соцобслуживании)).
Организации социального обслуживания в субъектах РФ создаются и действуют с учетом:
а) Методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания (утв. Приказом Минтруда России от 24.11.2014 N 934н);
б) Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений (утв. Приказом Минтруда России от 24.11.2014 N 940н, далее — Правила).
В Правилах устанавливаются права и обязанности организаций социального обслуживания, перечень и порядок оказания социальных услуг, требования к структуре организаций социального обслуживания, рекомендуемые нормативы штатной численности и др.
В соответствии с п. 2 Правил социальное обслуживание может осуществляться юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями.
Деятельность организаций социального обслуживания регулируются ГК РФ, иными законодательными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, а также Законом о соцобслуживании (п. 3 Правил).
Центры социального обслуживания согласно вышеприведенной Номенклатуре относятся к организациям, которые оказывают социальные услуги в полустационарной форме и на дому. В полустационарной форме соцуслуги оказываются в определенное время суток в центре соцобслуживания, а на дому — по месту пребывания получателей соцуслуг в привычной благоприятной среде — месте их жительства (п. п. 5 — 7 Правил).
В центрах соцобслуживания могут предоставляться социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, срочные социальные услуги и услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов. Конкретный перечень услуг, а также штатная численность, нормативы обеспеченности и т.п. устанавливаются и утверждаются законом субъекта РФ (п. п. 8, 15 Правил).
Социальные услуги предоставляются в соответствии с порядком предоставления социальных услуг и в объемах не менее установленных стандартом социальной услуг (п. 13 Правил).
При создании и функционировании центров социального обслуживания требуется учитывать и положения СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.05.2016 N 69). Названные санитарные правила распространяются на организации социального обслуживания, оказывающие соцпомощь в стационарной и полустационарной формах, предназначенных для оказания социальных услуг лицам пожилого возраста, лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. При этом ранее построенные здания организаций соцобслуживания в части архитектурно-планировочных решений эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены (п. п. 1.1 — 1.2 СП 2.1.2.3358-16).
Таким образом, деятельность центров социального обслуживания регулируется ГК РФ, Законом о соцобслуживании, иными федеральными нормативными правовыми актами, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Связанные статьи:
- Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (43%)
- Дело о материнском капитале: проблемные вопросы и поиск решения (43%)
- Споры о размере пенсии: подходы судебной практики (43%)
- К вопросу о пенсионном обеспечении детей-инвалидов в Российской Федерации (43%)
- Реализация конституционного права ребенка на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца (43%)
- Правовое регулирование маркировки товаров средствами идентификации в электронной форме (RANDOM - 7%)