ЮрФак: изучение права онлайн

Гражданско-правовое регулирование краудфандинга в России: состояние и перспективы

Автор: Сойфер Т.В.

Применение в условиях цифровой экономики инновационных технологий и сервисов, предоставляющих особые возможности для установления и реализации договорных связей, предопределило формирование принципиально новых и модификацию традиционных общественных отношений. В последние годы все более активно развивается экономический сектор совместного потребления (sharing economy), предполагающий коллективное использование товаров и услуг в целях наиболее полного удовлетворения материальных и нематериальных потребностей. Одной из перспективных сфер экономики совместного потребления признается краудфандинг (от англ. crowd — толпа, funding — финансирование)[1]. Краудфандинг рассматривается как коллективное сотрудничество физических и юридических лиц, добровольно объединяющих свои материальные ресурсы посредством цифровых технологий в коммерческих или в общеполезных целях[2]. Так, с помощью интернет-платформы Kickstarter, способствующей финансированию проектов в творческих, научно-технических, социальных и производственных областях, за десять лет ее существования от 17 033 239 спонсоров было привлечено 4 615 625 538 долл. на 464 835 проектов, из которых 172 070 успешно реализованы[3]. Отечественным аналогом Boomstarter в течение семи лет привлечено 438 млн руб. и реализовано 1 955 проектов[4]. Согласно прогнозам мировой рынок краудфандинга с 2018 по 2022 г. вырастет на 89,72 млрд долл.[5]. В России за 2018 г. он составил 15,2 млрд руб.[6]

Исходя из целей и условий финансирования, обычно выделяют четыре основных типа краудфандинга[7]: 1) Donation crowdfunding, в рамках которого финансирование осуществляется на безвозмездной основе, имеет благотворительный характер и используется при реализации социальных, культурных, политических и других некоммерческих проектов. При этом допустимо лишь символическое поощрение за финансирование (выражение благодарности, вручение электронной грамоты и т.п.); 2) Reward or pre-payment crowdfunding, при котором предоставившие денежные средства лица получают вознаграждение в виде какого-то продукта или услуги, обычно произведенных за счет совместного финансирования (экземпляр изданной книги или записанного музыкального альбома и т.п.); 3) Crowdfunding lending (краудлендинг), при котором предоставляемые на создание проектов денежные средства, по сути, передаются взаймы и подлежат возврату с определенными процентами в согласованный срок; 4) Equity crowdfunding (краудинвестинг), предполагающий совместное предоставление денежных средств в целях инвестирования с последующим получением материальных благ в виде части прибыли предприятия, акций, облигаций и др. Предлагается и более дробное деление, когда виды краудфандинга разграничиваются в зависимости от характера и условий встречного предоставления взамен финансирования: profit-sharing/revenue-sharing crowdfunding, при котором предполагается получение прибыли предприятия, debt-securities crowdfunding — получение долговых ценных бумаг и др.[8]

Таким образом, к краудфандингу относятся весьма разнородные по направленности, сферам возникновения, правовой природе и содержанию отношения. Общими характеризующими их признаками являются: возможность участия в финансировании большого числа лиц, каждое из которых обычно вносит незначительные с точки зрения необходимой для реализации проекта суммы; публичный характер предложения об участии в финансировании; осуществление финансирования через специализированные информационные системы в сети Интернет — краудфандинговые платформы, обеспечивающие установление и реализацию договорных правоотношений. Вопрос о том, какая из сфер применения краудфандинга приоритетна и наиболее соответствует сущности экономики совместного потребления, является открытым. Так, Стратегия повышения финансовой доступности в РФ на период 2018 — 2020 гг., одобренная Советом директоров Банка России 26 марта 2018 г.[9], исходит из того, что краудфандинг — это одна из цифровых бизнес-моделей, позволяющих упростить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к капиталу, устанавливать прямые контакты заемщиков и инвесторов. Минфин РФ рассматривает краудфандинг как новую форму финансирования, дающую дополнительные возможности для развития малого и среднего бизнеса, однако признает, что он выполняет и общественную функцию, поскольку позволяет организовать сбор средств и в благотворительных целях[10]. Минэкономразвития РФ указывает на целесообразность использования механизма краудфандинга для решения социально значимых задач, повышения качества и доступности услуг в социальной сфере[11].

В литературе весьма распространено мнение, что краудфандинг представляет собой особую бизнес-модель, финансовый инструмент, альтернативный вариант кредитования и инвестирования, а его основными преимуществами являются возможность задействовать свободные капиталы широкого круга инвесторов, доступность, скорость, высокие доходы[12]. Также предлагается рассматривать краудфандинг как часть электронной коммерции, причем главными двигателями его развития выступают проекты малого и среднего бизнеса[13]. Кроме того, указывается, что краудфандинговые отношения следует отграничивать от внешне сходных (краудсорсинга и др.), исходя из тех потребностей, которые они удовлетворяют. В частности, для них характерна реализация лишь экономических и финансовых потребностей, тогда как моральная и связанная с ней материальная поддержка каких-то лиц и проектов — это явления совершенно иного порядка[14]. Вместе с тем существует и иная позиция, согласно которой краудфандинг — социальный феномен, его нельзя оценивать только как инструмент для привлечения инвестиций, поскольку в большей степени он позволяет компенсировать недостатки государственной социальной и культурной политики посредством поддержки лицами на основе нематериальной мотивации проектов, которые они считают наиболее важными и нужными для общества[15]. Подобный подход во многом обусловлен тем, что изначально совместное финансирование использовалось для реализации некоммерческих проектов и не предполагало получение прибыли, вознаграждение могло иметь лишь форму созданного за счет совместного финансирования продукта. Как следствие, в настоящее время наиболее известными являются краудфандинговые сервисы социальной направленности: Kickstarter, способствующий привлечению финансирования в создание различных, главным образом творческих проектов; Indiegogo, обеспечивающий, помимо творчества, сбор средств для создания новых научных технологий и инноваций, реализации экологических и гуманитарных целей и т.п.; GoFundMe и JustGiven, осуществляющие сборы в целях благотворительности и обеспечения личных интересов нуждающихся в средствах. Однако с совершенствованием цифровых технологий появились новые возможности применения механизма краудфандинга в целях получения прибыли, в связи с чем модели краудлендинга и краудинвестинга становятся все более востребованными. Это предопределило введение особого нормативного регулирования.

Совместное финансирование создаваемых и развивающихся бизнес-проектов как наиболее экономически выгодное, но в то же время сопряженное с повышенными рисками в ряде зарубежных стран регламентируется специальными актами в порядке, отличном от регулирования отношений по софинансированию некоммерческих проектов. Так, в Великобритании краудинвестинг и краудлендинг являются видами деятельности, осуществляемыми в соответствии с Законом о финансовых услугах и рынках 2000 г. (Financial Services and Markets Act 2000[16]). К иным видам краудфандинга положения данного закона применяются лишь в части регламентации платежных услуг, оказываемых в связи с передачей денежных средств. В США краудфандинг, дающий инвестору возможность стать обладателем ценных бумаг, регулируется Jumpstart Our Business Startups Act (JOBS Act), принятым 5 апреля 2012 г.[17], и развивающими его положения Окончательными правилами регулирования краудфандинга (Final Rules Implementing Regulation Crowdfunding), принятыми 30 октября 2015 г. Комиссией по ценным бумагам и биржам США[18]. В Испании действует Закон 5/2015 о содействии финансированию бизнеса (Ley 5/2015, de 27 de abril, de fomento de la  empresarial[19]). Часть его норм посвящена краудфандинговым отношениям и деятельности платформ совместного финансирования, которые способствуют установлению правовых связей между лицами, привлекающими инвестиции путем выпуска ценных бумаг и пр., и инвесторами, действующими в целях получения дохода. К отношениям некоммерческой направленности закон не применяется.

Аналогичный подход продемонстрировал отечественный законодатель с принятием Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[20]. Этот документ создает правовую основу для совместного финансирования бизнес-стартапов путем инвестирования и привлечения инвестиций посредством инвестиционных платформ — специализированных информационных систем в сети Интернет, используемых для заключения договоров с помощью информационных технологий и технических средств. Закон урегулировал статус оператора инвестиционной платформы, в качестве которого может выступать только хозяйственное общество, включенное Банком России в специальный реестр, закрепил принципы его деятельности и порядок правового оформления отношений с участниками платформы — инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции. Также в Законе определены возможные способы инвестирования: путем предоставления займов, приобретения определенных эмиссионных ценных бумаг и утилитарных цифровых прав, способных приобретаться, отчуждаться и осуществляться в информационной платформе; установлены требования к лицам, привлекающим инвестиции, и потенциальным инвесторам; определены полномочия Банка России в области регулирования соответствующей деятельности, контроля и надзора за ней.

Еще до вступления в силу данный Закон получил неоднозначную оценку, в том числе из-за неполного соответствия его норм современным потребностям. В частности, Законом не предусматривается осуществление инвестирования посредством криптовалют и не допускается реализация утилитарных цифровых прав за пределами российских специализированных площадок; в Законе отсутствуют нормы, достаточным образом регламентирующие деятельность операторов инвестиционных платформ, что предполагает дальнейшее регулирование на уровне Банка России. Кроме того, отмечается, что ряд обязанностей, возлагаемых на оператора инвестиционной платформы, являются формальными или трудноисполнимыми (по установлению лиц, с которыми операторы заключают договоры, по получению от инвестора — физического лица подтверждения о его ознакомлении с рисками и получении им уведомления о том, что инвестиция является высокорисковой деятельностью, по проверке объема инвестиций физических лиц в рамках других платформ и др.). В числе недостатков Закона указывается на ограничение круга субъектов, способных привлекать инвестиции, осуществление учета утилитарных цифровых прав только в рамках инвестиционной платформы, отсутствие возможности блокировки денежных средств инвестора в период между принятием инвестиционного предложения и заключением договора и др. Выражаются опасения, что отмеченные недостатки и другие спорные моменты могут сделать инвестиционные платформы непригодными для работы[21]. Тем не менее принятие Закона явилось важным шагом в направлении формирования в России механизма правового регулирования краудлендинга и краудинвестинга.

Что касается использования краудфандинга для финансирования некоммерческих проектов, то возникающие при этом отношения отечественным законодателем оставлены без внимания. Специальные требования к операторам информационных систем, обеспечивающим безвозмездное и направленное на получение продуктов в потребительских целях финансирование, к порядку и условиям такого финансирования не установлены. Правила своей деятельности, в том числе содержание отношений с заинтересованными лицами, организаторы краудфандинговых сервисов, обычно имеющие форму коммерческого юридического лица, устанавливают самостоятельно и предлагают в виде публичной оферты. Желающие использовать соответствующий сервис для привлечения или предоставления финансирования вынуждены акцептовать предлагаемые и зачастую невыгодные для них условия. К примеру, Пользовательское соглашение (Правила пользования) интернет-ресурса Planeta.ru[22] предусматривает возможность его изменения организатором в одностороннем порядке без специального уведомления пользователей, ограничивает ответственность организатора за причиненные убытки во всех случаях суммой в 10 000 руб. и допускает ее наступление только при наличии в его действиях вины. При этом обязанности организаторов краудфандинговых платформ перед пользователями сводятся к предоставлению "организационных, технических, информационных и иных возможностей интернет-площадки" для реализации их интересов; подчеркивается, что организатор не обязан проводить предварительную проверку полученной от пользователей и размещаемой информации[23].

По сути, организаторы краудфандинговых сайтов оказывают заинтересованным лицам комплекс услуг, в том числе на возмездной основе, позволяющих осуществить выбор контрагента в целях заключения с ним договора. Виды, содержание, условия оказания этих услуг определяются организаторами и могут различаться. Так, сайт Boomstarter.ru признается платформой для размещения заявок привлекающих финансирование лиц (инициаторов проектов). Его владелец действует от имени и за счет инициаторов проектов и осуществляет для них прием денежных средств, предоставляемых желающими участвовать в финансировании (пользователями). Условия взаимоотношений владельца сайта с инициаторами проектов зависят от типа заявки, поданной в целях сбора средств ("все или ничего", "до цели", "подписка"). В дальнейшем обязательства возникают непосредственно между инициаторами проектов и пользователями. Ответственность за их действительность и исполнимость инициатор несет единолично[24].

Когда организатор краудфандинговой платформы, возмездно оказывающий услуги в целях извлечения прибыли, не осуществляет ни предварительной проверки привлекающего денежные средства лица, ни последующей проверки судьбы профинансированного проекта, создаются условия для правонарушений, основным из которых является нецелевое использование финансирования. Такие случаи известны[25]. При этом принимающие в сборе денежных средств лица, как правило, не обращаются за защитой нарушенных прав именно потому, что финансирование осуществлялось в порядке краудфандинга. В частности, может отсутствовать точная информация о состоянии проекта, о достаточности собранных и переданных для его реализации денежных средств, представленная лицом на осуществление проекта сумма незначительна и несопоставима с расходами на защиту нарушенного права и др.

Отмеченное свидетельствует о необходимости определенной нормативной регламентации как правового статуса организаторов краудфандинговых платформ, осуществляющих сбор средств в некоммерческих целях, так и содержания их правоотношений с заинтересованными лицами, чему должны предшествовать детальные научные исследования. В настоящее время единых подходов к их пониманию пока не сложилось. Так, в доктрине отмечается, что краудфандинговая платформа работает со своими пользователями на условиях непоименованного договора, предметом которого является предоставление им доступа к услугам и сервисам сайта с элементами агентского соглашения в части аккумулирования на своих счетах собираемых для поддержки проекта денежных средств[26]. Судебная практика исходит из того, что фактически между владельцем (оператором) краудфандинговой платформы и лицами, осуществляющими и получающими финансирование, складываются правоотношения по агентированию, в которых оператор платформы — агент осуществляет юридические и фактические действия в рамках заключения и исполнения договоров между клиентами посредством онлайн-сервиса[27].

Следует отметить, что в зарубежном законодательстве можно найти примеры специальной регламентации подобных отношений. К примеру, действующие во Франции правовые акты о краудфандинге — Ordonnance N 2014-559 du 30 mai 2014 relative au financement participative,  N 2014-1053 du 16 septembre 2014 relatif au financement participative[28] — предусматривают некоторые требования к краудфандинговым посредникам (Les  en financement participatif), то есть юридическим лицам, обеспечивающим посредством веб-сайта установление отношений между получающими и предоставляющими безвозмездное финансирование субъектами. В частности, закрепляется объем информации, которая должна быть доведена посредником до сведения заинтересованных лиц, предусматривается обязательная ежегодная публикация отчета определенного содержания о его деятельности, устанавливается порядок заключения договора при его участии и др. Эти требования во многом позволяют унифицировать деятельность краудфандинговых сервисов некоммерческой направленности, оценить их эффективность при принятии решения о выборе конкретной платформы для привлечения или предоставления финансирования, повысить гарантии целевого использования собранных денежных средств.

Актуален также вопрос о правовой природе договоров между привлекающими и предоставляющими финансирование лицами, а также возможности применения к их отношениям действующих нормативных предписаний. Мнения по этому поводу различны. Одни авторы полагают, что имеющиеся правовые средства вполне достаточны. В частности, безвозмездный краудфандинг может регулироваться по модели дарения, а если финансирование предполагает встречное предоставление — на основе известных возмездных договоров (купли-продажи и др.)[29]. Другие авторы, осуществляя сравнительный анализ краудфандинга с внешне схожими гражданско-правовыми институтами (простым товариществом, куплей-продажей с предварительной оплатой товаров, дарением), приходят к выводу об уникальности правовой природы краудфандинга, предполагающего получение встречного предоставления взамен финансирования, и невозможности регламентации соответствующих отношений действующими нормами. Что касается безвозмездного краудфандинга, то он признается самостоятельной разновидностью дарения, требующей специальной регламентации[30]. Также высказывается позиция о возникновении правоотношений из договора пожертвования при безвозмездной передаче средств или из непоименованного договора, когда деньги подлежат возврату в любом случае или при невозможности реализовать инвестиционный проект[31]. Суды обычно квалифицируют договоры, заключаемые посредством онлайн-площадки, на основании регламентируемых ГК РФ договорных типов, исходя из их содержания (в частности, устанавливающие краудлендинговые отношения квалифицируются как договоры займа[32]), хотя при этом отмечаются особенности в порядке согласования условий, заключения и исполнения таких договоров.

Разнообразие целей и условий совместного финансирования исключает возможность единой квалификации оформляющих его договоров. При этом попытки определения их природы с позиций существующих договорных конструкций неизбежно приведут к выводу об отсутствии между ними полного соответствия и неприменимости к возникающим отношениям ряда норм. Во многом это связано с особенностями механизма краудфандинга. Так, массовый совместный характер финансирования предполагает, что целевое использование полученных от лица денежных средств может быть поставлено в зависимость от общего объема собранных средств, то есть от их предоставления и другими лицами, установление договорных отношений посредством цифрового сервиса предопределяет специфику в их содержании и порядке реализации, возможная мотивация участвующих в совместном финансировании субъектов, состоящая в желании прежде всего оказать помощь в реализации перспективного проекта, нежели получить материальные выгоды, требует особых подходов к пониманию возмездности и встречного предоставления и др.

Отмеченное свидетельствует о необходимости дальнейшего научного осмысления и исследования правовых категорий и отношений в сфере краудфандинга в целях выработки рекомендации по их адекватному правовому регулированию. В свою очередь, достаточное правовое обеспечение создаст необходимые условия для дальнейшего развития краудфандинга в России, повышения эффективности его отдельных видов, а также совершенствования экономических отношений совместного потребления в целом.

Литература

1. Архипов Е. Понятие и правовая природа краудфандинга / Е. Архипов // Актуальные проблемы предпринимательского права: сборник статей. Вып. 4 / под редакцией А.Е. Молотникова. Москва: Стартап, 2015. С. 18 — 27.

2. Бычков А.И. Проведение расчетных операций: способы, специфика и риски / А.И. Бычков. Москва: Инфотропик Медиа, 2016. 400 с.

3. Клинов А.О. Правовое регулирование краудфандинга в России и за рубежом / А.О. Клинов // Закон. 2018. N 2. С. 90 — 105.

4. Латышева А.Н. Это не просто бизнес: социальная составляющая российского краудфандинга / А.Н. Латышева // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. N 4. С. 660 — 668.

5. Рубцова Н.В. Некоторые особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в контексте цифровой экономики / Н.В. Рубцова, Л.П. Чумакова // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 8. С. 94 — 98.

6. Талагаева М. Игра на доверии: не задушишь, не убьешь / М. Талагаева // Московский комсомолец. 2017. 29 сентября.

7. Теткин М. Российский бунт ICO. Юристы — про закон о краудфандинге / М. Теткин. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5d4d35cf9a7947fba76946b6 (дата обращения: 26.10.2019).

8. Тропская С.С. Финансовый рынок в условиях развития цифровой экономики (финансово-правовой аспект) / С.С. Тропская // Финансовое право. 2018. N 8. С. 28 — 33.

9. Alfiero S. Communication as the Basis for a Sustainable Crowdfunding: The Italian Case / S. Alfiero, C. Casalegno, A. Indelicato [et al.] // International Journal of Humanities and Social Science. 2014. No. 5 (1). Vol. 4. P. 46 — 55.

10. Schwarzl D. Crowdfunding und die Sharing Economy / D. Schwarzl. URL: https://www.hwzdigital.ch/crowdfunding-und-die-sharing-economy/ (дата обращения: 26.10.2019).

 


[1] См., напр.: Schwarzl D. Crowdfunding und die Sharing Economy. URL: https://www.hwzdigital.ch/crowdfunding-und-die-sharing-economy/ (дата обращения: 26.10.2019).

[2] Письмо ФНС России от 25 ноября 2016 г. N СД-4-3/22415@ // СПС "КонсультантПлюс".

[3] URL: https://www.kickstarter.com/help/stats?ref=global-footer (дата обращения: 27.10.2019).

[4] URL: https://boomstarter.ru/start (дата обращения: 27.10.2019).

[5] URL: https://www.bloomberg.com/press-releases/2019-06-26/crowdfunding-market-is-witnessed-to-grow-usd-89-72-billion-from-2018-2022-technavio (дата обращения: 27.10.2019).

[6] Годовой отчет Банка России за 2018 г. URL: http://www.cbr.ru/collection/collection/file/19699/ar_2018.pdf (дата обращения: 26.10.2019).

[7] См., напр.: URL: https://p2pmarketdata.com/4-types-of-crowdfunding/ (дата обращения: 26.10.2019).

[8] См., напр.: Официальный сайт European Commission. URL: https://ec.europa.eu/growth/tools-databases/crowdfunding-guide/what-is/explained_en (дата обращения: 25.10.2019).

[9] URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/44104/str_30032018.pdf (дата обращения: 25.10.2019).

[10] Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, способствующие увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (текст по состоянию на 31.10.2018). URL: https://www.minfin.ru (дата обращения: 25.10.2019).

[11] Письмо Минэкономразвития России от 12 декабря 2017 г. N 35706-ОФ/Д01и "О Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по содействию органам местного самоуправления в организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне" // СПС "КонсультантПлюс".

[12] Тропская С.С. Финансовый рынок в условиях развития цифровой экономики (финансово-правовой аспект) // Финансовое право. 2018. N 8. С. 31 — 32.

[13] Клинов А.О. Правовое регулирование краудфандинга в России и за рубежом // Закон. 2018. N 2. С. 92.

[14] Alfiero S., Casalegno C., Indelicato A. et al. Communication as the Basis for a Sustainable Crowdfunding The Italian Case // International Journal of Humanities and Social Science. 2014. No. 5 (1). Vol. 4. P. 54.

[15] Латышева А.Н. Это не просто бизнес: социальная составляющая российского краудфандинга // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. N 4. С. 666.

[16] URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2000/8/contents (дата обращения: 26.10.2019).

[17] URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/BILLS-112hr3606enr/pdf/BILLS-112hr3606enr.pdf (дата обращения: 26.10.2019).

[18] URL: https://www.sec.gov/rules/final/2015/33-9974.pdf (дата обращения: 26.10.2019).

[19] URL: https://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id=BOE-A-2015-4607 (дата обращения: 26.10.2019).

[20] Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 31. Ст. 4418.

[21] См. подр.: Российский бунт ICO. Юристы — про закон о краудфандинге. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/5d4d35cf9a7947fba76946b6 (дата обращения: 26.10.2019).

[22] URL: https://planeta.ru/docs/agreement (дата обращения: 27.10.2019).

[23] Пользовательское соглашение сервиса "Акционирование" интернет-ресурса Planeta.ru. URL: https://planeta.ru/docs/projects-agreement (дата обращения: 27.10.2019).

[24] Пользовательское соглашение Boomstarter.ru. URL: https://boomstarter.ru/terms-of-use (дата обращения: 27.10.2019).

[25] Талагаева М. Игра на доверии: не задушишь, не убьешь // Московский комсомолец. 2017. 29 сентября.

[26] Бычков А.И. Проведение расчетных операций: способы, специфика и риски. М.: Инфотропик Медиа, 2016.

[27] См., напр.: Решение Арбитражного суда г. Москвы от 5 июля 2019 г. по делу N А40-134032/19-55-1051 // СПС "КонсультантПлюс".

[28] URL: https://www.legifrance.gouv.fr (дата обращения: 26.10.2019).

[29] Рубцова Н.В., Чумакова Л.П. Некоторые особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в контексте цифровой экономики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 8. С. 98.

[30] Архипов Е. Понятие и правовая природа краудфандинга // Актуальные проблемы предпринимательского права. Вып. IV / под ред. А.Е. Молотникова. М.: Стартап, 2015. С. 27.

[31] Бычков А.И. Указ. соч.

[32] См., напр.: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2019 г. N 09АП-47066/2019 по делу N А40-108289/2019; Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 августа 2019 г. по делу N А40-108281/19-47-962 // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: