ЮрФак: изучение права онлайн

О формировании правового регулирования контроля за оборотом криптовалюты в антикриминальных целях (на примере Европейского союза)

Автор: Ализаде В.А.

Ширящийся оборот различных криптовалют, анонимность и запутанность совершаемых с их использованием расчетных операций предопределяют рост их криминального использования.

Все чаще криптовалюта становится предметом преступного посягательства[1]. В частности, исследователи отмечают использование криптовалюты в незаконном обороте наркотиков[2], вымогательствах[3], хищениях и даже при совершении коррупционных преступлений[4]. Одной из наиболее востребованных сфер криминального использования криптовалюты считается легализация преступных доходов и финансирование терроризма[5].

В связи с этим в отечественной науке и практике ведется дискуссия о перспективах введения правового регулирования оборота в России криптовалюты[6], в том числе с учетом потребностей противодействия отмыванию полученных преступным путем денег и финансированию терроризма.

Остроту дискуссии придает официальная позиция Центрального банка РФ (Банк России), являющегося единственным эмиссионным органом, неоднократно обращавшего внимание на то, что "предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену "виртуальных валют" на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"[7].

Следует отметить, что столь жесткая позиция заявлена не только ЦБ РФ, но и другими эмиссионными центрами мира.

Например, Европейский центральный банк (European Central Bank) в Докладе о цифровых валютах и их потенциале с точки зрения регулирования в рамках европейского законодательства 2012 г. указал, что они могут представлять собой вызов в отношении публичной власти в силу правовой неопределенности, поскольку способны использоваться при совершении преступлений, таких как отмывание денег, мошенничество, торговля наркотиками[8]. Аналогичные позиции ЕЦБ сохраняет и ныне, о чем свидетельствуют его доклад, опубликованный в феврале 2015 г.[9], Заключение от 12 октября 2016 г.[10], Рабочий документ N 16, опубликованный в октябре 2017 г.[11] В настоящее время официальный сайт ЕЦБ на своих страницах, информируя пользователей о биткойнах, указывает, что они представляют собой не виртуальную валюту, а спекулятивный актив ("Bitcoin is a speculative asset")[12].

С учетом этого на протяжении ряда последних лет Европол, являющийся европейским Агентством по сотрудничеству правоохранительных органов государств — членов Европейского союза, осуществляет мониторинг криминального использования криптовалюты.

Его результаты в 2014 г. Европол опубликовал в отчете "Оценки угрозы организованной преступности в Интернете (iOCTA)", в котором впервые было обращено внимание на использование в криминальной деятельности криптовалют, преимущественно биткойнов, обозначена одна из тенденций этого — использование виртуальной валюты в целях отмывания доходов, полученных в результате совершения киберпреступлений, признан серьезный потенциал виртуальной валюты в качестве идеального инструмента для отмывания денег[13]. В последующем отчете 2015 г. Европол обнародовал данные о том, что до 40% транзакций с использованием биткойнов в компьютерных сетях осуществляются в преступных целях, более трети платежей по делам о вымогательствах в Интернете проводятся с использованием криптовалюты[14]. В отчете 2016 г. Европол впервые обратил внимание на использование криптовалют в сфере финансирования терроризма и на высокий потенциал биткойна для закупок оружия и других ресурсов террористами[15]. В отчете 2017 г. распространение использования криптовалют отнесено к факторам, предопределяющим тенденции роста современной преступности, поскольку они стали основным платежным инструментом в преступных целях, активно используются для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем[16].

Полагая необходимым переломить складывающуюся тенденцию и средствами финансового контроля обеспечить пресечение отмывания денег и финансирования терроризма с использованием криптовалюты, в июле 2016 г. Еврокомиссия внесла Предложение о Директиве Европейского парламента и Совета о внесении изменений в Директиву (ЕС) 2015/849 от 20 мая 2015 г. о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег или финансирования терроризма и изменения Директивы 2009/101/EC[17].

В нем:

предложено ввести обязательное лицензирование деятельности криптовалютных бирж, а также провайдеров виртуальных кошельков;

предусмотрено создание централизованной базы данных с информацией о пользователях виртуальных (цифровых) валют.

Данные предложения были переданы на рассмотрение Европейского парламента, после чего в институтах и государствах — членах Евросоюза состоялось широкое обсуждение внесенных инициатив. Причем вносились предложения о более жестком регулировании контроля за оборотом криптовалюты. Например, Европейская служба банковского надзора (European Banking Authority) предложила ужесточить положения о сборе персональных данных, а за европейскими регуляторами сохранить возможность налагать санкции на криптовалютные биржи и провайдеров виртуальных кошельков, которые не соблюдают установленные правила[18]. Еврокомиссией дополнительно были внесены предложения о введении обязательной регистрации или лицензирования деятельности криптовалютных бирж и провайдеров виртуальных кошельков, а также создании центральной базы данных с информацией о пользователях виртуальными валютами[19].

В порядке обсуждения предложения Еврокомиссии в октябре 2016 г. ЕЦБ дал Заключение[20], в котором поддержал введение обязательной регистрации или лицензирования деятельности криптовалютных бирж и провайдеров виртуальных кошельков, особо отметив, что виртуальная (цифровая) валюта не является ни деньгами, ни валютой.

После обсуждений на уровне институтов Европейского союза, многочисленных консультаций и учета мнений государств — членов ЕС[21] в декабре 2017 г. Советом ЕС было внесено Предложение о директиве Европейского парламента и Совета (EU) 2015/849 о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег или финансирования терроризма и поправки к Директиве 2009/101/EC (окончательный компромиссный вариант)[22]. В рамках установленной законодательной процедуры 29 января 2018 г. проект Директивы согласован профильными комитетами[23], а 30 января дано положительное заключение Правового комитета Европейского парламента[24]. Принятие Директивы было запланировано на 8 апреля 2018 г.

Директива Европейского парламента и Совета (EU) N 2015/849 от 20 мая 2015 г.[25] в целом направлена на предотвращение использования финансовой системы Евросоюза в целях отмывания денег и финансирования терроризма, она обязывает государства-члены обеспечивать, чтобы отмывание денег и финансирование терроризма были запрещены, в силу чего является документом, наиболее широким по охвату деяний, определению круга физических и юридических лиц, за деятельностью которых в целях предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма устанавливается контроль. Ему, согласно действующей редакции названной Директивы, подлежат любые операции с денежными средствами и имуществом.

Планируемое изменение этой Директивы прежде всего касается расширения круга контролируемых и контролирующих лиц за счет включения в этот перечень:

— провайдеров ресурсов, осуществляющих обмен виртуальных валют на фиатные деньги (providers engaged in exchange services between virtual currencies and fiat currencies);

— поставщиков кошельков виртуальной валюты (custodian wallet providers). Под последними в проекте предложено понимать организации, предоставляющие услуги по защите частных криптографических ключей от имени своих клиентов, по проводке, хранению и передаче виртуальных валют.

Согласно проекту под контроль, наряду с любыми операциями с денежными средствами и имуществом, подпадают операции с виртуальной (цифровой) валютой, понимаемой как "цифровое представление ценности, которое не является выпущенным или гарантированным центральным банком или государственным органом, необязательно прилагаемым к юридически установленной валюте и не имеет правового статуса валюты или денег, но принимается физическими или юридическими лицами в качестве средства обмена и которое может быть передано, сохранено и продано в электронном виде".

Проект предусматривает, что государства — члены ЕС должны обеспечить регистрацию провайдеров ресурсов, осуществляющих обмен виртуальных валют на фиатные деньги, и поставщиков кошельков виртуальной валюты, чтобы должным образом обеспечивались контроль такого обмена и проверка кассовых офисов таких поставщиков.

При предоставлении отчетов о проводимых мероприятиях в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма государства — члены ЕС должны вносить предложения об улучшении контроля в отношении виртуальных валют, о расширении возможностей для создания и ведения центральной базы данных, регистрирующей идентификаторы пользователей и адреса электронных кошельков, доступной для правоохранителей, разрабатывать формы деклараций для пользователей виртуальными валютами.

Данные положения во взаимосвязи с иными нормативными предписаниями Директивы N 2015/849 от 20 мая 2015 г. и другого "антиотмывочного" законодательства Евросоюза как минимум:

— требуют от платформ, обеспечивающих трансфер криптовалют, и провайдеров электронных кошельков принимать исчерпывающие меры по идентификации своих клиентов;

— усиливают требования к прозрачности операций с криптовалютой, в значительной мере предопределяя их деанонимизацию;

— открывают национальным правоохранительным службам широкий доступ к информации об операциях с криптовалютой, в том числе к регистрационным данным участвующих в этом физических и юридических лиц.

Таким образом, в разрабатываемой Директиве Евросоюз:

— фактически признал криптовалюты (в частности, биткойн) одним из средств платежа, подлежащих контролю в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма;

— согласовал и подготовил к введению единые основы правового регулирования такого контроля;

— создал правовую основу для международного сотрудничества в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием криптовалюты, которые, как показывает практика, сопровождаются ее использованием для отмывания доходов, полученных преступным путем.

Опыт Евросоюза вполне может быть учтен при формировании предложений о формировании в России правовых основ противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма с использованием новых финансовых инструментов, одним из которых является криптовалюта.

Литература

1. Ализаде В.А. Неприменение ст. 174.1 УК РФ по делам о наркопреступлениях, совершенных с использованием криптовалюты, как следствие непонимания сущности легализации (отмывания) нового вида преступных активов / В.А. Ализаде, А.Г. Волеводз // Наркоконтроль. 2018. N 1. С. 5 — 13.

2. Ализаде В.А. Судебная практика по делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных с использованием криптовалюты: от разных подходов к предложению единого понимания / В.А. Ализаде, А.Г. Волеводз // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. N 1 (36). С. 306 — 333.

3. Ализаде В.А. Судебная практика по делам о преступлениях преступных сообществ (преступных организаций) в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и криптовалюты / В.А. Ализаде, А.Г. Волеводз // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2017. N 6 (35). С. 281 — 299.

4. Ализаде В.А. Судебная практика применения ст. 174.1 УК РФ по делам о наркопреступлениях, совершенных с использованием криптовалюты / В.А. Ализаде, А.Г. Волеводз // Наркоконтроль. 2017. N 4. С. 8 — 14.

5. Бабина К.И. Проблемы правового регулирования криптовалюты в российском законодательстве / К.И. Бабина, Г.В. Тарасенко // Право и экономика. 2017. N 1 (359). С. 26 — 29.

6. Батоев В.Б. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия / В.Б. Батоев, В.В. Семенчук // Труды Академии управления МВД России. 2017. N 2. С. 9 — 15.

7. Бондаренко Д.Д. Виртуальные валюты: сущность и борьба с их использованием в преступных целях (на примере США) / Д.Д. Бондаренко // Международное уголовное право и международная юстиция. 2015. N 6. С. 23 — 25.

8. Куракин А.В. Проблемы правового регулирования использования криптовалюты в Российской Федерации / А.В. Куракин, Д.В. Карпухин, А.Л. Шилина // Современное право. 2018. N 1. С. 92 — 97.

9. Перов В.А. Выявление, квалификация и организация расследования преступлений, совершаемых с использованием криптовалюты: Учебно-методическое пособие / В.А. Перов. М.: Юрлитинформ, 2017. 197 с.

10. Перов В.А. Об особенностях правового регулирования правоотношений в сфере оборота криптовалют на территории Российской Федерации / В.А. Перов // Российская юстиция. 2018. N 3. С. 58 — 60.

11. Сидоренко Э.Л. Криминальное использование криптовалюты: международные оценки / Э.Л. Сидоренко // Международное уголовное правосудие и международная юстиция. 2016. N 6. С. 8 — 10.

12. Сидоренко Э.Л. Криминологические риски оборота криптовалюты и проблемы ее правовой идентификации / Э.Л. Сидоренко // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2016. N 3. С. 148 — 154.

13. Сидоренко Э.Л. Перспективы государственного регулирования криптовалюты в Российской Федерации / Э.Л. Сидоренко, С.А. Труфанов, А.М. Лебедева // Ростовский научный журнал. 2017. N 12. С. 307 — 314.

14. Сидоренко Э.Л. Стратегии регулирования криптовалюты в российском законодательстве: прогнозы на будущее / Э.Л Сидоренко // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21. N 2 (71). С. 176 — 182.

15. Чистанов Т.О. Незаконный сбыт наркотических средств с использованием телекоммуникационных сетей и устройств / Т.О. Чистанов // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. N 11 (53). Ч. 1. С. 86 — 88.

 


[1] Сидоренко Э.Л. Криминологические риски оборота криптовалюты и проблемы ее правовой идентификации // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2016. N 3. С. 148 — 154.

[2] Ализаде В.А., Волеводз А.Г. Судебная практика по делам о преступлениях преступных сообществ (преступных организаций) в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и криптовалюты // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2017. N 6 (35). С. 281 — 299; Их же. Судебная практика по делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков, совершенных с использованием криптовалюты: от разных подходов к предложению единого понимания // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2018. N 1 (36). С. 306 — 333; Чистанов Т.О. Незаконный сбыт наркотических средств с использованием телекоммуникационных сетей и устройств // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. N 11 (53). Ч. 1. С. 86 — 88.

[3] Батоев В.Б., Семенчук В.В. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия // Труды Академии управления МВД России. 2017. N 2. С. 9 — 15.

[4] Перов В.А. Выявление, квалификация и организация расследования преступлений, совершаемых с использованием криптовалюты: Учебно-методическое пособие. М.: Юрлитинформ, 2017.

[5] Ализаде В.А., Волеводз А.Г. Судебная практика применения ст. 174.1 УК РФ по делам о наркопреступлениях, совершенных с использованием криптовалюты // Наркоконтроль. 2017. N 4. С. 8 — 14; Их же. Неприменение ст. 174.1 УК РФ по делам о наркопреступлениях, совершенных с использованием криптовалюты, как следствие непонимания сущности легализации (отмывания) нового вида преступных активов // Наркоконтроль. 2018. N 1. С. 5 — 13; Бондаренко Д.Д. Виртуальные валюты: сущность и борьба с их использованием в преступных целях (на примере США) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2015. N 6. С. 23 — 25.

[6] Бабина К.И., Тарасенко Г.В. Проблемы правового регулирования криптовалюты в российском законодательстве // Право и экономика. 2017. N 1 (359). С. 26 — 29; Куракин А.В., Карпухин Д.В., Шилина А.Л. Проблемы правового регулирования использования криптовалюты в Российской Федерации // Современное право. 2018. N 1. С. 92 — 97; Перов В.А. Об особенностях правового регулирования правоотношений в сфере оборота криптовалют на территории Российской Федерации // Российская юстиция. 2018. N 3. С. 58 — 60; Сидоренко Э.Л. Стратегии регулирования криптовалюты в российском законодательстве: прогнозы на будущее // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. Т. 21. N 2 (71). С. 176 — 182; Сидоренко Э.Л., Труфанов С.А., Лебедева А.М. Перспективы государственного регулирования криптовалюты в Российской Федерации // Ростовский научный журнал. 2017. N 12. С. 307 — 314.

[7] Информация пресс-службы Банка России от 27 января 2014 г. "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн" [Электронный ресурс] // URL: https://www.cbr.ru/press/PR/?file=27012014_1825052.htm; Информация пресс-службы Банка России от 4 сентября 2017 г. «Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют), в частности, Биткойн» [Электронный ресурс] // URL: https://www.cbr.ru/press/PR/?file=04092017_183512if2017-09-04T18_31_05.htm (дата обращения: 18.03.2018).

[8] Virtual currency schemes. October 2012. Eurosystem: European Central Bank, 2012 [Электронный ресурс] // URL: http://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtualcurrencyschemes201210en.pdf (дата обращения: 01.04.2018).

[9] Virtual currency schemes — a further analysis. February 2015. Eurosystem: European Central Bank, 2015. 37 p. URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/virtualcurrencyschemesen.pdf (дата обращения: 05.04.2018).

[10] Opinion of The European Central Bank of 12 October 2016 on a proposal for a directive of the European Parliament and of the Council amending Directive (EU) 2015/849 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing and amending Directive 2009/101/EC (CON/2016/49) [Электронный ресурс] // URL: https://www.ecb.europa.eu/ecb/legal/pdf/en_con_2016_49_f_sign.pdf (дата обращения: 15.04.2018).

[11] Legal Working Paper Series. Impact of digital innovation on the processing of electronic payments and contracting: an overview of legal risks. N 16. October 2017 [Электронный ресурс] // URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scplps/ecb.lwp16.en.pdf?344b9327fec917bd7a8fd70864a94f6e (дата обращения: 15.04.2018).

[12] What is bitcoin? 13 February 2018 [Электронный ресурс] // URL: https://www.ecb.europa.eu/explainers/tell-me/html/what-is-bitcoin.en.html (дата обращения: 25.04.2018).

[13] Internet Organised Crime Threat Assessment (iOCTA), 2014 [Электронный ресурс] // URL: https://www.europol.europa.eu/activities-services/main-reports/internet-organised-crime-threat-assessment-iocta-2014 (дата обращения: 25.04.2018).

[14] Internet Organised Crime Threat Assessment (iOCTA), 2015 [Электронный ресурс] // URL: https://www.europol.europa.eu/activities-services/main-reports/internet-organised-crime-threat-assessment-iocta-2015 (дата обращения: 25.04.2018).

[15] Internet Organised Crime Threat Assessment (iOCTA), 2016 [Электронный ресурс] // URL: https://www.europol.europa.eu/activities-services/main-reports/internet-organised-crime-threat-assessment-iocta-2016 (дата обращения: 25.04.2018).

[16] Internet Organised Crime Threat Assessment (iOCTA), 2017 [Электронный ресурс] // URL: https://www.europol.europa.eu/activities-services/main-reports/internet-organised-crime-threat-assessment-iocta-2017 (дата обращения: 25.04.2018).

[17] Proposal for a DIRECTIVE OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL amending Directive (EU) 2015/849 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing and amending Directive 2009/101/EC [Электронный ресурс] // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1520599725408&uri=CELEX:52016PC0450 (дата обращения: 01.03.2018).

[18] European Union Adopts Tighter Bitcoin Controls Amid Terrorism Crackdown [Электронный ресурс] // URL: https://www.coindesk.com/european-union-proposes-tighter-bitcoin-controls-panama-papers-response/ (дата обращения: 01.03.2018).

[19] COMMISSION STAFF WORKING DOCUMENT IMPACT ASSESSMENT Accompanying the document Proposal for a Directive of the European Parliament and the Council amending Directive (EU) 2015/849 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing and amending Directive 2009/101/EC [Электронный ресурс] // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1520602344414&uri=CELEX:52016SC0223 (дата обращения: 01.03.2018).

[20] OPINION OF THE EUROPEAN CENTRAL BANK of 12 October 2016 on a proposal for a directive of the European Parliament and of the Council amending Directive (EU) 2015/849 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing and amending Directive 2009/101/EC (CON/2016/49) [Электронный ресурс] // URL: https://www.ecb.europa.eu/ecb/legal/pdf/en_con_2016_49_f_sign.pdf (дата обращения: 15.04.2018).

[21] Во время обсуждений проекта оппозицию ему в той или иной степени выразили Великобритания, Мальта, Кипр, Ирландия, Люксембург.

[22] Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council amending Directive (EU) 2015/849 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing and amending Directive 2009/101/EC [Электронный ресурс] // URL: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-15849-2017-INIT/EN.pdf (дата обращения: 15.04.2018).

[23] The interinstitutional negotiations on the aforementioned proposal for a directive of the European Parliament and of the Councl amending Directive (EU) 2015/849 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing and amending Directive 2009/101/EC [Электронный ресурс] // URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/commissions/econ/inag/2017/12-20/CJ12_AG(2017)616577_EN.pdf (дата обращения: 20.04.2018).

[24] Opinion on the legal basis of the Proposal for a Directive amending Directive (EU) 2015/849 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing and amending Directive 2009/101/EC [Электронный ресурс] // URL: http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//N0NSGML+C0MPARL+PE-616.787+01+D0C+PDF+V0//EN&language=EN (дата обращения: 20.04.2018).

[25] Directive (EU) 2015/849 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2015 on the prevention of the use of the financial system for the purposes of money laundering or terrorist financing, amending Regulation (EU) No. 648/2012 of the European Parliament and of the Council, and repealing Directive 2005/60/EC of the European Parliament and of the Council and Commission Directive 2006/70/EC (Text with EEA relevance) // Official Journal. L 141. 2015. P. 73 — 117.


Рекомендуется Вам: