ЮрФак: изучение права онлайн

Актуальные вопросы правового регулирования экономической деятельности в контексте обеспечения экономической безопасности: федеральный и региональные аспекты

Авторы: Авдеев В.А., Анисимов В.Ф., Розенко С.В.

На современном этапе в условиях глобализации международной жизни обозначился ряд новых рисков, представляющих угрозу законным правам и интересам личности, общества и государства. Процесс глобализации сопряжен с внутригосударственными социально-экономическими преобразованиями, которые закономерно повлекли модернизацию институтов правовой системы Российской Федерации. Проблема обеспечения экономической безопасности актуализировала регламентацию в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года ключевых направлений динамичного развития экономики и укрепления национальных позиций в мировом сообществе.

Между тем наряду с указанными составляющими обеспечения экономической безопасности следует признать угрозу, связанную с нарастающими показателями в общей структуре преступности корыстных преступлений. Более того, стоит отметить, что доля данных преступлений остается на протяжении последних лет стабильно доминирующей, достигнув, согласно данным МВД РФ, свыше 50%[1]. При этом данный показатель неуклонно растет, несмотря на наметившееся снижение общей зарегистрированной преступности на 4,0%. Особое место в структуре корыстной преступности занимают преступления в сфере экономической деятельности. Несмотря на незначительный удельный вес преступлений в сфере экономической деятельности (6,0%), значительным по масштабам является размер причиненного ими вреда.

Преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) отличаются спецификой родового объекта посягательства, который включает социально значимые интересы и отношения в сфере экономики. В частности, по мнению Н.А. Лопашенко, родовым объектом преступлений в сфере экономики являются общественные отношения в сфере реализации принципов осуществления экономической деятельности[2]. Так, Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Объединяющим началом для преступлений в сфере экономической деятельности служит видовой объект преступления, роль которого выполняют социально значимые интересы и отношения в сфере охраны экономической деятельности по производству, распределению, обмену, потреблению материальных благ и услуг.

В научной литературе уделяется пристальное внимание определению объекта указанных преступлений[3]. В частности, исследователи отмечают высокий уровень подвижности экономических отношений, которые не всегда подчиняются экономическим законам[4]. С учетом непосредственного объекта посягательства предусмотрена в уголовном законе классификация преступлений в сфере экономической деятельности на определенные группы. Уголовный закон разграничивает сферы экономики и экономической деятельности, рассматривая их в соотношении общего и частного. На это прямо указывает наименование раздела VIII и главы 22 УК РФ. Сфера экономики включает сочетание социально значимых интересов и отношений в области охраны собственности, экономической деятельности, функционирования коммерческих и иных организаций.

Стоит иметь в виду, что диспозиции значительной части рассматриваемых уголовно-правовых норм являются бланкетными. В этой связи квалификация преступлений в сфере экономической деятельности, как правило, сопряжена с обращением к нормативным правовым актам, находящимся за пределами уголовного закона. Внимания заслуживают положения прежде всего гражданского, налогового, земельного и таможенного законодательства. Объективную сторону значительной части преступлений в сфере экономической деятельности образует общественно опасное деяние, осуществляемое в форме активных противоправных действий. Отдельные виды преступлений реализуются посредством действия или бездействия. Преступное бездействие допускается в процессе воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ). Неотъемлемым признаком определенных преступлений является наступление регламентированных законом общественно опасных последствий.

Что касается субъекта анализируемых преступлений, то им признается физическое вменяемое лицо, как правило, достигшее возраста 16 лет. Между тем имеют место составы преступлений в сфере экономической деятельности, требующие установления наряду с общими признаками еще и дополнительных признаков, характеризующих специального субъекта. Вследствие этого требуется констатация факта регистрации, например, незаконных сделок с землей должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 170 УК РФ). Субъективную сторону исследуемых преступлений образует умышленная форма вины. Анализируемые виды преступлений, как правило, реализуются с прямым умыслом. Вместе с тем в материальных по конструкции составах допускается наличие прямого и косвенного умысла применительно к наступившим преступным последствиям. Обязательным признаком некоторых преступлений является наличие определенного мотива или цели (ст. ст. 170, 186 УК РФ).

Уяснение объективных и субъективных признаков преступлений в сфере экономической деятельности создает предпосылки для выделения следующих классификационных групп. Первую группу образуют преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. ст. 169 — 175, 195 — 197 УК РФ). Вторую группу составляют преступления в сфере свободы и добросовестности конкуренции (ст. ст. 178 — 180, 183 — 184 УК РФ). Третья группа включает преступления в сфере денежно-кредитного обращения (ст. ст. 176 — 177, 181, 185 — 187 УК РФ). Четвертая группа содержит преступления в сфере финансовой и фискальной деятельности государства (ст. ст. 189 — 194, 198 — 199.4, 200.1, 200.2, 200.5 УК РФ).

Таким образом, проблема обеспечения экономической безопасности, в том числе противодействия преступлениям в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предусматривает особенности, заключающиеся в специфике основного объекта и предмета посягательства, выраженного корыстного мотива и стремления к необоснованному завладению чужим имуществом с целью незаконного обогащения. Например, специфика правовой регламентации незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ) в системе преступлений, совершаемых в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, состоит в непосредственном объекте преступления, которым выступают социально значимые интересы в сфере осуществления законной банковской деятельности как разновидности реализуемой предпринимательской деятельности. Уголовно-правовая оценка законности банковской деятельности исходит из структуризации уголовно-правовой нормы, отличающейся бланкетной диспозицией, требующей для юридической оценки деяния обращения к Закону РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Вследствие этого правовая оценка банковской деятельности в Российской Федерации предусматривает оценку правомерности действия (бездействия) со стороны как Банка России, так и кредитных организаций, их филиалов и представительств иностранных банков. Следовательно, уголовно-правовой квалификации подлежат действия (бездействие), связанные с законностью осуществления банковских операций по привлечению во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещения указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности, платности, открытия и ведения банковских счетов названных лиц. В условиях глобализации экономических отношений особого внимания заслуживает квалификация в контексте обеспечения законности деяний, связанных с банковскими операциями, направленными на куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной форме, привлечением во вклады и размещением драгоценных металлов, выдачей банковских гарантий.

Банковская деятельность как разновидность предпринимательской деятельности требует государственной регистрации и лицензирования. В этой связи объективная сторона преступления выражается в осуществлении банковских операций коммерческой организацией, не зарегистрированной в качестве кредитной организации или не получившей специального разрешения (лицензии) на проведение соответствующих банковских операций либо реализующей указанную деятельность с нарушением условий лицензирования. Незаконную банковскую деятельность также образует продолжение совершения банковских операций организацией при отозванной лицензии. Условием возникновения уголовного правоотношения становится наступление одного из двух альтернативно представленных последствий: 1) причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству; 2) извлечение дохода в крупном размере.

Между тем в настоящее время пристального внимания научных и общественных кругов, законодательных и правоприменительных органов заслуживают новые тенденции развития экономической преступности в новых условиях развития внешнеэкономических отношений. Проблема создания правовых гарантий обеспечения экономической безопасности связана с дальнейшей интеграцией экономических отношений, направленной на привлечение международно-правовых, финансовых и административных ресурсов. Активизация внешней экономической деятельности ЕАЭС оптимизировала экономические отношения с Вьетнамом, Индией, Ираном, Сербией и т.д. Развивается экономическое партнерство государств — членов БРИКС, РИК, Шанхайской организации сотрудничества, форума "Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества". Экономическая интеграция актуализирует сохранение состояния защищенности от внутренних и внешних угроз. Исходя из показателей официальной статистики, в структуре преступлений экономической направленности нарастающими темпами характеризуются преступления: 1) в сфере экономической деятельности; 2) коррупционной направленности; 3) налоговые; 4) экологические; 5) террористического характера; 6) экстремистской направленности. Существенно возрастают риски и угрозы, сопряженные с причинением колоссального материального ущерба. Характерен стабильно высокий удельный вес наносимого материального ущерба, который составляет более 50% от ущерба, причиненного всей совокупностью совершенных преступлений.

Исключение либо угнетение угроз экономической безопасности предусматривает формирование эффективной правовой основы. Развитие экономических отношений и партнерства предопределил поиск дополнительных инструментов правового воздействия. Достижение цели обеспечения экономической безопасности предусматривает неукоснительное соблюдение принципа транспарентности в осуществлении таможенных операций, реализация которого должна сочетаться с максимальным использованием в деятельности таможенных органов информационных технологий. Неизбежным негативным следствием таможенно-правового сотрудничества является незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза. Поэтому при подписании дополнительных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования государства обязаны своевременно через Комиссию и национальные таможенные органы информировать обо всех внесенных изменениях путем размещения на официальном сайте Союза и официальных сайтах таможенных органов в сети Интернет, а также посредством доведения информации для общего сведения с использованием телевидения и радио, информационных технологий и иных общедоступных способов. Актуализируется проблема практико-ориентационных мер по функционированию "единого окна", позволяющего минимизировать издержки бизнеса при проведении таможенных операций, сопряженные с экспортно-импортными процедурами. Актуализируется дополнительная регламентация функций таможенных органов, сопряженных с обеспечением законности при проведении таможенных операций и осуществлении таможенного контроля.

Регламентация уголовно-правового регулирования экономической деятельности с учетом корыстной направленности и преимущественного профессионального характера преступности сопряжена со сложностями раскрытия, расследования, изобличения виновных лиц и привлечения к уголовной ответственности. Позитивной мерой таможенно-правового регулирования в рамках ЕАЭС является гарантирование ст. 354 ТК права таможенных органов выступать по делам о преступлениях или уголовных правонарушениях, отнесенных к их компетенции законодательством государств-членов, в качестве органов дознания и следствия. Однако проблема состоит в том, что виды преступлений и основания привлечения к уголовной ответственности подлежат регламентации в рамках законодательства государств-членов исходя из их национальных особенностей.

Принимая во внимание имеющийся правовой плюрализм, детерминированный принадлежностью членов Союза к различным правовым семьям, приоритетным направлением является сбалансированность отраслевого законодательства, регламентирующего комплекс общеуголовных и процессуальных мер по: 1) выявлению и пресечению преступлений, в том числе по противодействию легализации доходов, приобретенных преступным путем; 2) реализации общего, специального и индивидуального предупреждения преступности в целом.

Резюмируя вышеизложенное, следует заключить, что уголовная политика Российской Федерации должна быть ориентирована на консолидацию международно-правовых и национальных ресурсов по угнетению условий и причин, содействующих совершению экономических преступлений. Интенсификация уголовно-правовой политики предполагает совокупность мер по профилактике антиэкономического поведения населения. Экономическая безопасность предопределяет гармонизацию и унификацию национального законодательства, направленного на экономическое развитие государства, исключение препятствий для поступательного экономического развития. Осуществление правового регулирования должно базироваться на прозрачном взаимообмене таможенных органов информацией, необходимой для реализации плодотворного международного сотрудничества. В этой связи необходимо законодательное оформление Порядка передачи информации через центральные таможенные органы, унифицирующего и детализирующего перечень, содержание и структуру документальной электронной информации, формат и регламент обмена, способы ее защиты. Следует оптимизировать процедурные моменты, связанные с пресечением, раскрытием и расследованием экономических преступлений. Ведущим направлением в обеспечении экономической безопасности является консолидация ресурсов по устранению причин и условий, детерминирующих совершение таможенных преступлений. Проведение согласованной правовой политики по противодействию преступлениям предопределяет осуществление совместных контрольных и надзорных мероприятий, направленных на реализацию предупредительной функции.

Литература

1. Авдеев В.А. Правовое воздействие и правовая политика: вопросы институционализации и инструментальной сущности / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева // Юридический мир. 2015. N 11. С. 19 — 23.

2. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности / Б.В. Волженкин. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 641 с.

3. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики / Н.А. Лопашенко. М.: Волтерс Клувер, 2006. 673 с.

4. Митрофанов Т.И. Квалификация мошенничества при получении выплат, сопряженного с подделкой документов и их использованием / Т.И. Митрофанов // Российский следователь. 2015. N 6. С. 40 — 45.

5. Avdeev V.A. Punishment in the system of criminal law measures of counteracting corruption: Interaction of legal systems in the conditions of international life's globalization / V.A. Avdeev, O.A. Avdeeva, O.P. Gribunov, V.A. Sergevnin // Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law. 2016. Vol. 10. Iss. 2. P. 301 — 312.

6. Swader C.S. Post-socialist anomie through the lens of economic modernization and the formalization of social control. Basic research program / C.S. Swader, L. Kosals. Working Papers. Ser. Sociology. M.: National Research Univ. Higher School of Economics (HSE), 2013. 32 p.

 


[1] Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports/how.

[2] Лопашенко Н.А. Вопросы квалификации преступлений в сфере экономической деятельности. Саратов, 1997. С. 11 — 12.

[3] Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002. С. 53.

[4] Шишко И.В. Экономические правонарушения: вопросы юридической оценки и ответственности. СПб., 2004. С. 16 — 35.


Рекомендуется Вам: