Вопрос: Куда жаловаться на спам и рекламу посредством SMS-сообщений?
Ответ: Согласно пункту 6 статьи 45 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" абонент вправе обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается, за исключением сообщений, передача которых осуществляется оператором подвижной радиотелефонной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оператор подвижной радиотелефонной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента.
Для блокировки рассылки рекламных СМС-сообщений рекомендуем обратиться к оператору связи с требованием о прекращении передачи на Ваше пользовательское оборудование коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, с которого приходят рекламные СМС-сообщения.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
Продолжение рассылки рекламы абоненту, выразившему письменный отказ от получения СМС-рекламы, будет свидетельствовать о нарушении оператором связи Федерального закона "О рекламе", что, в свою очередь, является поводом для обращения в ФАС России с заявлением.
ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЖАЛОБ НА НЕЗАКОННУЮ СМС-РЕКЛАМУ
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе телефонной, в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается. Ответственность за данное нарушение несет распространитель рекламы.
До обращения в антимонопольную службу с заявлением о рассылке СМС-рекламы получателям такой рассылки рекомендуется следующее:
внимательно прочитать договор на оказание услуг мобильной связи, заключенный с Оператором, — как правило, договором предусмотрено, что, подписывая договор, Абонент выражает свое согласие на получение рекламных сообщений, в том числе от третьих лиц, и был ознакомлен и согласен с Правилами (условиями) оказания оператором услуг связи;
внимательно ознакомиться с Правилами (условиями) оказания услуг связи — Оператор обязан разместить такие Правила на своем официальном сайте и вправе вносить изменения и дополнения в них без персонального уведомления абонентов об этом, и часто Правилами предусмотрено право оператора на рассылку рекламы, в том числе от других компаний;
обратиться к Оператору связи с заявлением об отказе получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения в том случае, если ваше согласие на получение рекламы в перечисленных выше документах присутствует;
обратиться к Оператору связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается.
Аналогичным образом рекомендуется поступать в отношении лиц, инициировавших рассылку (заказчиков рассылки), если получателю рассылки известно данное лицо.
Оператор связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента.
Оператор связи обязан прекратить оказание услуг по пропуску по своей сети трафика, содержащего осуществляемую с нарушением требований Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" рассылку.
Направлять оператору связи или заказчику рассылки обращение следует в письменной форме на имя руководителя компании (отправка письма по электронной почте, устное обращение не является доказательством его получения надлежащим лицом).
Это можно сделать следующими способами:
— по почте с уведомлением о вручении;
— лично передать в офисе представителю компании один экземпляр обращения, второй экземпляр оставить в своем распоряжении, проставив на нем отметку о входящем номере и/или подпись должностного лица и дату принятия обращения.
Абонент, выразивший согласие на получение рекламы, вправе в любое время отказаться от ее получения.
Продолжение рассылки рекламы абоненту, выразившему письменный отказ от получения СМС-рекламы, будет свидетельствовать о нарушении оператором связи Федерального закона "О рекламе", что, в свою очередь, является поводом для обращения в антимонопольный орган с заявлением.
Заявление подается в антимонопольный орган по месту государственной регистрации юридического лица — оператора связи, в письменной форме с приложением документов:
— копии вашего обращения к оператору мобильной связи с приложением доказательств его получения оператором (должна быть отметка о его принятии или почтовое уведомление о его доставке);
— фотографий рекламных сообщений с экрана мобильного телефона, поступивших после обращения к оператору с требованием прекратить распространение рекламы;
— детализации выписки по абонентскому номеру за период получения СМС-рекламы;
— копии договора с оператором на оказание услуг мобильной связи;
— согласия на раскрытие тайны связи, выраженного в письменной форме и удостоверенного личной подписью на получение доступа антимонопольного органа к сведениям о ваших сообщениях следующего содержания:
Я, Ф.И.О., серия и номер паспорта, адрес регистрации, даю согласие на получение ФАС России и его территориальными органами информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на/от абонентский номер (номер телефона) в сети оператора сотовой связи (название оператора сотовой связи).
В заявлении необходимо указать имеющиеся в вашем распоряжении сведения:
— рекламораспространитель и рекламодатель (наименование, местонахождение, контактная информация);
— период поступления рекламы;
— номера телефонов, на который поступала и с которого направлялась реклама;
— описать существо отношений с отправителем рекламы;
— изложить требование.
Заявление и согласие на раскрытие тайны связи должно быть подписано собственноручно и может быть направлено в антимонопольный орган почтовой связью или в форме сканированной копии или фотографии по каналам электросвязи.
Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента его поступления в Управление ФАС России.
Приложение
Куда: Федеральная антимонопольная служба
123995, г. Москва, Садовая-Кудринская, д. 11
От кого: Шапкина Зинаида Прокофьевна
117036, г. Москва, ул. Кедрова, д. 31, к. 2, кв. 193
Заявление
Указать:
1. Наименование лица, действия которого имеют признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, либо наименование органа власти, принявшего акт, противоречащий законодательству РФ о рекламе.
(ВАЖНО! См. ч. 6 — 8 статьи 38 Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006.)
2. Местонахождение лица, действия которого имеют признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, контактная информация (если известно).
3. Факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе, с описанием:
— существа рекламы;
— способа, места и времени распространения рекламы;
— существа отношений с рекламодателем, рекламораспространителем по поводу рекламы;
— доводов, существа и обстоятельств нарушения.
Для случаев распространения рекламы по сети электросвязи путем SMS / mail / факсимильных сообщений также:
— электронный адрес или номер телефона, на который и с которого поступают сообщения и наименование оператора связи;
— копия документального подтверждения, свидетельствующего об отказе от получения рекламы по сети электросвязи, а также информация о направлении рекламы после такого отказа;
— копия детализации по абонентскому номеру за время получения рекламной информации.
4. Акт органа власти, противоречащий законодательству РФ о рекламе.
5. В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.
6. Требование заявителя (например, устранить имеющееся нарушение).
7. К заявлению прикладываются доказательства по доводам жалобы и факту рекламы (например, фотография рекламной конструкции или SMS-сообщения; вырезка (копия) из печатного издания, видеозапись телерекламы, текст радио или SMS; копия документального подтверждения, свидетельствующего об отказе от получения рекламы по сети электросвязи, а также информация о направлении рекламы после такого отказа и т.д.).
Перечень прилагаемых документов указывается в тексте заявления.
8. Для проверки фактов изложенных в заявлении гражданину необходимо дать согласие на обработку персональных данных.
9. Обращение следует направлять в адрес территориального органа ФАС России, на подведомственной территории которого находится нарушитель, или в ФАС России.
Приложения:
Приложение 1
21.12.2112 (личная подпись)
Связанные статьи:
- Необходимость правового регулирования этики в рекламе (64.7%)
- Административная преюдиция как новый этап борьбы с ненадлежащей рекламой (53%)
- Вывеска или реклама? (53%)
- Возрастная маркировка информационной продукции в СМИ: анализ судебной практики по применению ч. 2 ст. 13.21 и ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (53%)
- Некоторые основания отнесения информации к нерекламной (53%)
- Оформление ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции: реалии, проблемы и перспективы (RANDOM - 50%)