ЮрФак: изучение права онлайн

Куда жаловаться на спам и рекламу посредством SMS-сообщений?

Вопрос: Куда жаловаться на спам и рекламу посредством SMS-сообщений?

Ответ: Согласно пункту 6 статьи 45 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" абонент вправе обратиться к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование (оконечное оборудование) коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается, за исключением сообщений, передача которых осуществляется оператором подвижной радиотелефонной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оператор подвижной радиотелефонной связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента.

Для блокировки рассылки рекламных СМС-сообщений рекомендуем обратиться к оператору связи с требованием о прекращении передачи на Ваше пользовательское оборудование коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, с которого приходят рекламные СМС-сообщения.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Продолжение рассылки рекламы абоненту, выразившему письменный отказ от получения СМС-рекламы, будет свидетельствовать о нарушении оператором связи Федерального закона "О рекламе", что, в свою очередь, является поводом для обращения в ФАС России с заявлением.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЖАЛОБ НА НЕЗАКОННУЮ СМС-РЕКЛАМУ

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе телефонной, в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается. Ответственность за данное нарушение несет распространитель рекламы.

До обращения в антимонопольную службу с заявлением о рассылке СМС-рекламы получателям такой рассылки рекомендуется следующее:

внимательно прочитать договор на оказание услуг мобильной связи, заключенный с Оператором, — как правило, договором предусмотрено, что, подписывая договор, Абонент выражает свое согласие на получение рекламных сообщений, в том числе от третьих лиц, и был ознакомлен и согласен с Правилами (условиями) оказания оператором услуг связи;

внимательно ознакомиться с Правилами (условиями) оказания услуг связи — Оператор обязан разместить такие Правила на своем официальном сайте и вправе вносить изменения и дополнения в них без персонального уведомления абонентов об этом, и часто Правилами предусмотрено право оператора на рассылку рекламы, в том числе от других компаний;

обратиться к Оператору связи с заявлением об отказе получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения в том случае, если ваше согласие на получение рекламы в перечисленных выше документах присутствует;

обратиться к Оператору связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование коротких текстовых сообщений с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации, которые содержатся в таких сообщениях и от получения которых абонент отказывается.

Аналогичным образом рекомендуется поступать в отношении лиц, инициировавших рассылку (заказчиков рассылки), если получателю рассылки известно данное лицо.

Оператор связи без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование абонента с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента.

Оператор связи обязан прекратить оказание услуг по пропуску по своей сети трафика, содержащего осуществляемую с нарушением требований Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" рассылку.

Направлять оператору связи или заказчику рассылки обращение следует в письменной форме на имя руководителя компании (отправка письма по электронной почте, устное обращение не является доказательством его получения надлежащим лицом).

Это можно сделать следующими способами:

— по почте с уведомлением о вручении;

— лично передать в офисе представителю компании один экземпляр обращения, второй экземпляр оставить в своем распоряжении, проставив на нем отметку о входящем номере и/или подпись должностного лица и дату принятия обращения.

Абонент, выразивший согласие на получение рекламы, вправе в любое время отказаться от ее получения.

Также рекомендуется Вам:

Продолжение рассылки рекламы абоненту, выразившему письменный отказ от получения СМС-рекламы, будет свидетельствовать о нарушении оператором связи Федерального закона "О рекламе", что, в свою очередь, является поводом для обращения в антимонопольный орган с заявлением.

Заявление подается в антимонопольный орган по месту государственной регистрации юридического лица — оператора связи, в письменной форме с приложением документов:

— копии вашего обращения к оператору мобильной связи с приложением доказательств его получения оператором (должна быть отметка о его принятии или почтовое уведомление о его доставке);

— фотографий рекламных сообщений с экрана мобильного телефона, поступивших после обращения к оператору с требованием прекратить распространение рекламы;

— детализации выписки по абонентскому номеру за период получения СМС-рекламы;

— копии договора с оператором на оказание услуг мобильной связи;

— согласия на раскрытие тайны связи, выраженного в письменной форме и удостоверенного личной подписью на получение доступа антимонопольного органа к сведениям о ваших сообщениях следующего содержания:

Я, Ф.И.О., серия и номер паспорта, адрес регистрации, даю согласие на получение ФАС России и его территориальными органами информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на/от абонентский номер (номер телефона) в сети оператора сотовой связи (название оператора сотовой связи).

В заявлении необходимо указать имеющиеся в вашем распоряжении сведения:

— рекламораспространитель и рекламодатель (наименование, местонахождение, контактная информация);

— период поступления рекламы;

— номера телефонов, на который поступала и с которого направлялась реклама;

— описать существо отношений с отправителем рекламы;

— изложить требование.

Заявление и согласие на раскрытие тайны связи должно быть подписано собственноручно и может быть направлено в антимонопольный орган почтовой связью или в форме сканированной копии или фотографии по каналам электросвязи.

Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента его поступления в Управление ФАС России.

Приложение

Куда: Федеральная антимонопольная служба

123995, г. Москва, Садовая-Кудринская, д. 11

От кого: Шапкина Зинаида Прокофьевна

117036, г. Москва, ул. Кедрова, д. 31, к. 2, кв. 193

Заявление

Указать:

1. Наименование лица, действия которого имеют признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, либо наименование органа власти, принявшего акт, противоречащий законодательству РФ о рекламе.

(ВАЖНО! См. ч. 6 — 8 статьи 38 Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006.)

2. Местонахождение лица, действия которого имеют признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, контактная информация (если известно).

3. Факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушения законодательства РФ о рекламе, с описанием:

— существа рекламы;

— способа, места и времени распространения рекламы;

— существа отношений с рекламодателем, рекламораспространителем по поводу рекламы;

— доводов, существа и обстоятельств нарушения.

Для случаев распространения рекламы по сети электросвязи путем SMS / mail / факсимильных сообщений также:

— электронный адрес или номер телефона, на который и с которого поступают сообщения и наименование оператора связи;

— копия документального подтверждения, свидетельствующего об отказе от получения рекламы по сети электросвязи, а также информация о направлении рекламы после такого отказа;

— копия детализации по абонентскому номеру за время получения рекламной информации.

4. Акт органа власти, противоречащий законодательству РФ о рекламе.

5. В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.

6. Требование заявителя (например, устранить имеющееся нарушение).

7. К заявлению прикладываются доказательства по доводам жалобы и факту рекламы (например, фотография рекламной конструкции или SMS-сообщения; вырезка (копия) из печатного издания, видеозапись телерекламы, текст радио или SMS; копия документального подтверждения, свидетельствующего об отказе от получения рекламы по сети электросвязи, а также информация о направлении рекламы после такого отказа и т.д.).

Перечень прилагаемых документов указывается в тексте заявления.

8. Для проверки фактов изложенных в заявлении гражданину необходимо дать согласие на обработку персональных данных.

9. Обращение следует направлять в адрес территориального органа ФАС России, на подведомственной территории которого находится нарушитель, или в ФАС России.

Приложения:

Приложение 1

21.12.2112 (личная подпись)

Рекомендуется Вам: