ЮрФак: изучение права онлайн

Я б в самозанятые пошел, пусть меня научат!

Автор: Тарасенко О.А.

Самозанятость как социальное, экономическое и правовое явление — одна из наиболее актуальных и обсуждаемых категорий современной России. Государство прикладывает усилия для вовлечения граждан в правовое поле предпринимательства. Так, 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (далее — Закон N 422-ФЗ)1.

Данный Закон создал новое облегченное регуляторное окно для самозанятых граждан, которое предоставляет им возможности упрощенной легитимации и отчетности, а также снижает их налоговое бремя путем введения нового специального налогового режима — налога на профессиональный доход. В последнем случае, разумеется, подразумевается, что получающие доход физические лица или индивидуальные предприниматели и ранее заявляли себя налогоплательщиками. Если, к примеру, они уже сдавали в аренду квартиры, подавали декларацию о доходах и уплачивали 13% с дохода, то теперь они будут платить более чем в 2 или более чем в 3 раза меньше (о чем будет сказано далее) и без необходимости предоставления налоговой декларации.

Но привлекателен этот статус будет и для скромных, привыкших держаться в тени граждан нашего государства, поскольку предоставляет им возможность легализоваться с минимальными издержками и без бумажно-бюрократической волокиты. Официальный доход позволит самозанятым гражданам задекларировать его, например, для получения долгосрочного кредита по выгодным ставкам, а также юридически защититься от недобросовестных контрагентов.

Новое регуляторное окно не первая попытка законодателя повысить собираемость налогов с физических лиц. В 2017 г. "самозанятые" появились в НК РФ2, однако за три года официально в таком качестве зарегистрировалось всего лишь 3 914 человек3. Пришлось признать, что предлагаемый механизм не работает, потому что процедура регистрации и налоговый режим оказались сложными и маловыгодными.

Для оценки эффективности нового режима самозанятых граждан необходим временной люфт, вместе с тем уже сейчас обнародуются цифры, позволяющие со сдержанным оптимизмом говорить об его успешности. Так, за 11 месяцев 2019 г. общее количество самозанятых в России достигло более 284 тыс. человек, задекларировано свыше 32,6 млрд руб. дохода, пробито более 31 млн чеков. При этом более 67% самозанятых ранее не декларировали доходы от предпринимательской деятельности4. Правительство РФ ожидает, что до конца 2024 г. официальный статус самозанятых получат 2,4 млн граждан, из которых не менее 200 тыс. должны стать самозанятыми до конца 2019 г.5

Отметим, что по меньшей мере ожидания от 2019 г. сбылись досрочно и с превышением минимального числового порога. В связи с этим с 1 января 2020 г. правовой режим самозанятых распространен еще на 19 субъектов Российской Федерации: город Санкт-Петербург, Волгоградскую, Воронежскую Ленинградскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую, Ростовскую, Самарскую, Сахалинскую, Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республику Башкортостан6. Помимо этого, с 27 марта 2020 г. на самозанятых граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, распространяются льготы субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в государственных закупках. Норма о приравнивании самозанятых граждан к субъектам малого и среднего предпринимательства при закупках государственных компаний будет действовать временно — на время проведения эксперимента по введению налога на профессиональный доход — до конца 2028 г.7 Среди льгот — обязательные квоты на закупки, сокращенный срок оплаты товаров и услуг, участие в различных программах партнерства. Цель подобных нововведений состоит в стимуляции занятых в этой сфере деятельности граждан к легализации доходов. Нельзя не сказать, что экономические задачи, которые ставит государство в части налогового охвата населения, поистине грандиозны — собрать налог с 25 млн (!) самозанятых граждан Российской Федерации8.

В связи с этим посмотрим более пристально на нормы Закона N 422-ФЗ в контексте оценки привлекательности статуса самозанятых граждан.

Прежде всего, бросается в глаза уникальность подобного налогового эксперимента и его ограниченный по времени и территории характер. Авторы закона поясняют, что в качестве экспериментальной площадки были выбраны процветающие регионы-доноры, которые не сделают этот "пилотный проект" инструментом прессинга самозанятых для пополнения своих самодостаточных бюджетов9. Однако, несмотря на то что законодательно установлен 10-летний срок проведения эксперимента, уже анонсировано, что новый налоговый режим распространится на всю территорию Российской Федерации с июля 2020 г., на 8 лет раньше, чем предполагалось, в связи с признанием его удачным10.

Итак, специальный налоговой режим, который получил название "налог на профессиональный доход", могут применять физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. При этом под профессиональным доходом понимается доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

При применении указанного режима физические лица вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, за исключением тех видов, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Чаще всего самозанятые граждане оказывают услуги перевозчиков, консультантов, репетиторов. Популярными видами деятельности являются и сдача недвижимости в аренду, а также оказание услуг в области рекламы.

При этом Закон N 422-ФЗ устанавливает предельный размер дохода налогоплательщиков — не более 2 млн 400 тыс. руб. в год или не более 200 тыс. ежемесячно.

Кроме этого, очерчивается перечень видов деятельности, осуществление которых не позволяет перейти на специальный налоговый режим:

— реализация подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

— перепродажа товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

— добыча и (или) реализация полезных ископаемых.

По общему правилу запрещается также применение налога на профессиональный доход:

— посредникам (по договору поручения, комиссии либо агентскому договору);

— работодателям, имеющим работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

— лицам, бывшим работодателями менее двух лет назад;

— самозанятым лицам из категорий арбитражных управляющих, медиаторов, оценщиков, нотариусов, адвокатов;

— самозанятым, которые встали на учет в соответствии с п. 7.3 ст. 83 НК РФ (няням, сиделкам, репетиторам, клинерам)11.

Легитимация физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве плательщиков налога на профессиональный доход осуществляется посредством мобильного приложения "Мой налог" (далее также — Мобильное приложение, Приложение), являющегося программным обеспечением ФНС России. Отметим, что Приложение именует плательщиков налога на профессиональный доход самозанятыми гражданами, хотя в Законе N 422-ФЗ этот термин не употребляется. Полагаем, что это резонно, поскольку перенос тяжеловесной конструкции "плательщик налога на профессиональный доход" в Мобильное приложение — оксюморон. Кроме того, термин "самозанятые граждане" уже успел довольно прочно прижиться в лексиконе соотечественников.

Яркой особенностью правового статуса самозанятых граждан, устанавливаемого Законом N 422-ФЗ, является отсутствие необходимости их государственной регистрации в ФНС России. Это, несомненно, значительно снижает административные барьеры в процесс включения граждан в официальный рынок.

Рассуждая о существе деятельности самозанятых граждан, можно сказать следующее. Статья 23 ГК РФ позволяет говорить о том, что самозанятые граждане осуществляют предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Но представляется более точным квалифицировать их деятельность как профессиональную приносящую доход. Полагаем, хотя и не претендуем на бесспорность, что для этого есть, по крайней мере, два основания: во-первых, объектом налогообложения признается доход (а не прибыль), во-вторых, вводится признак профессиональности осуществления деятельности. Данные условия легче обрамляются конструкцией "приносящая доход деятельность". Вместе с тем, учитывая (уже отмечавшуюся нами ранее12) относительную синонимичность рассматриваемых терминов, вполне естественным выглядит и их одновременное применение к новой категории участников экономического оборота. Так, например, профессор Г.Ф. Ручкина говорит о самозанятых как о лицах, "осуществляющих деятельность, приносящую доход на постоянной основе", так и как о гражданах, вовлекаемых "в инициативную предпринимательскую деятельность"13.

Можно добавить, что и за рубежом термины "самозанятый" и "предприниматель" часто смешиваются и четкая грань между ними не проводится. Однако в большем числе случаев предлагается понимать под предпринимателем того, кто собирается получать прибыль от бизнеса, даже если на начальном этапе предполагается много самостоятельной работы, а под самозанятым — того, кто других работников нанимать не планирует, работает сам и без подписания контракта с одним постоянным работодателем. Это две разные стратегии организации своей экономической деятельности14, в том числе и по режиму банковского счета, о чем будет сказано ниже.

Возвращаясь далее к процедуре начала применения специального налогового режима, отметим, что для этого требуется встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Подача заявления о постановке на налоговый учет (и/или снятия с него) для граждан Российской Федерации возможна двумя способами:

1) посредством использования Мобильного приложения "Мой налог" путем считывания данных паспорта и фотографирования либо путем использования доступа к Личному кабинету налогоплательщика — физического лица;

2) посредством наделения кредитной организации полномочием на представление в налоговый орган соответствующего заявления.

Учитывая потенциал роста самозанятых граждан, в первый год работы к Мобильному приложению подключились: Ак Барс Банк (ПАО), Альфа-Банк, Банк Веста, Киви Банк (АО), ПАО Сбербанк, Просто Банк (приложение для самозанятых от Группы Газпромбанка).

Помимо услуги регистрации самозанятых граждан в качестве налогоплательщиков, банки (в отличие от других агрегаторов) могут расширить функционал Приложения. К примеру, они могут предложить отдельную банковскую карточку, по которой будут проходить транзакции самозанятых. В этом случае кредитные организации смогут также подавать за самозанятых граждан чеки, рассчитывать и уплачивать налог15.

Интересным представляется тот факт, что налогоплательщиками налога на профессиональный доход могут быть не только граждане Российской Федерации, но и граждане государств — членов ЕАЭС, куда помимо России входят Беларусь, Армения, Казахстан и Киргизия. Для этого достаточно иметь ИНН и учетную запись в Личном кабинете налогоплательщика — физического лица. В том случае, если у гражданина ЕАЭС нет ИНН, в соответствии с принципом экстерриториальности ФНС России его можно получить в любой инспекции, работающей с физлицами, в течение пяти рабочих дней. Отметим, что в рамках эксперимента по введению нового налогового режима граждане ЕАЭС имеют те же обязанности и привилегии, что и россияне, в том числе право на налоговый вычет.

Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), налогоплательщик должен передать сведения о них в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику). Процедура формирования чека происходит буквально за пару кликов в Мобильном приложении. Передача чека покупателю осуществляется путем его направления на телефонный номер посредством мессенджеров либо на адрес электронной почты. Также предусматривается вариант предоставления покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать QR-код, содержащийся на чеке или предоставить чек на бумажном носителе.

Большим достоинством нового налогового режима является порядок исчисления и уплаты налога: во-первых, налог исчисляется налоговым органом; во-вторых, уведомление об уплате налога поступает налогоплательщику через Мобильное приложение, посредством которого налогоплательщик также может предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации.

Следует сказать, что в отличие от индивидуальных предпринимателей, которые по общему правилу открывают в кредитных организациях расчетные счета, статус физических лиц — самозанятых граждан не подразумевает ни такой обязанности, ни такой возможности. Соответственно, в этом случае все транзакции, опосредующие получение дохода и уплату налога, проходят по текущему счету физического лица. Плюсом здесь является невозможность налоговых органов приостанавливать операции по счетам физических лиц и взыскивать недоимки в бесспорном порядке. Применительно к самозанятым гражданам, как и к физическим лицам, взыскание налогов и штрафов будет осуществляться только в судебном порядке.

Данное заключение находит свое отражение и в банковской практике. При этом большинство кредитных организаций не видят противоречия в том, что самозанятые граждане фактически будут использовать свои личные счета для получения профессионального дохода. А на официальном сайте ПАО "Сбербанк" в разделе, посвященном самозанятым гражданам, отмечается, что в рамках российского законодательства у банка нет обязанности удержания налогов с клиентов, совершающих переводы16.

Вместе с тем следует сказать о том, что в ряде случаев банки блокировали переводы по счетам самозанятых граждан, поскольку не идентифицировали их доходы как доходы от предпринимательской деятельности. Реагируя на данную проблему, Банк России указал, что кредитные организации имеют возможность проверить на сайте ФНС, является ли физическое лицо самозанятым гражданином, и рекомендовал при определении источников происхождения денежных средств учитывать информацию о статусе клиента как самозанятого17.

Налоговые ставки довольно демократичны и дифференцируются в зависимости от статуса контрагента самозанятых. В том случае, если самозанятые реализуют товары, услуги и имущественные права физическим лицам, то налоговая ставка составляет 4% в отношении полученных доходов. Ставка в 6% устанавливается в отношении доходов, полученных от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Предусматривается для самозанятых и налоговый вычет — в размере 10 000 руб., рассчитываемый нарастающим итогом. Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Важно добавить, что самозанятые граждане при специальном налоговом режиме освобождаются от уплаты НДФЛ и взносов. Вместе с тем с учетом закрепленной ст. 57 Конституции РФ обязанности граждан платить законно установленные налоги устанавливается и механизм ответственности за неисполнение указанной обязанности по уплате налога на профессиональный доход. В частности, НК РФ дополнен ст. 129.3, в соответствии с которой нарушение налогоплательщиком установленных Законом N 422-ФЗ порядка и (или) сроков передачи в налоговый орган сведений о произведенном расчете, связанном с получением дохода от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения налогом на профессиональный доход, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы такого расчета. Те же деяния, совершенные повторно в течение шести месяцев, влекут взыскание штрафа в размере суммы такого расчета.

Потенциально воспользоваться преимуществами нового налогового режима могут широкие слои самостоятельно занятых граждан: репетиторы, няни, сиделки, экономки, разнорабочие, садовники, парикмахеры, фотографы, дизайнеры, автослесари, обувщики, строители, сельскохозяйственные рабочие, перевозчики и т.д. Надо сказать, что и юридические лица решили опробовать новшество в части привлечения самозанятых граждан для решения текущих бизнес-задач. Это может быть выгоднее, чем задействовать обычных физических лиц, поскольку с дохода самозанятых не надо удерживать НДФЛ и платить взносы18.

Заключая наше исследование, отметим, что новый российский налоговый режим предоставляет гражданам ЕАЭС возможность дистанционной регистрации в качестве налогоплательщика, передачи информации в ФНС России в автоматическом режиме, освобождает от обязанности представлять отчетность, а также позволяет уплачивать единый налог по вполне доступным и реальным в условиях отечественной экономики ставкам. Единственный нюанс: если самозанятому гражданину небезразличен размер его будущей пенсии, то ему необходимо позаботиться об этом самостоятельно путем добровольных отчислений в Пенсионный фонд.

Статус самозанятого гражданина совмещается с работой по трудовому договору, не прерывая трудовой стаж. При этом получаемая за выполнение должностных обязанностей заработная плата не учитывается при расчете налога на профессиональный доход. Также важной позитивной особенностью нового налогового режима следует считать стабильность предлагаемых законодательных новелл, в соответствии с которыми в течение 10 лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, определенных в размере 2,4 млн руб. Предполагаем также, что в перспективе отечественная государственная политика в области самозанятых вберет в себя аспекты борьбы с лжесамозанятыми, которые уже предпринимаются в зарубежных государствах и их союзах. Причиной для этого является использование гражданами статуса самозанятых во избежание обязанностей и ответственности, а также налоговых сборов, которые свойственны сотрудникам компаний и корпораций19.

В целом поддерживаемый государством формат самозанятости потенциально способен вывести на новый уровень малый и семейный бизнес в Российской Федерации.

Литература

1. Байдина О. Самозанятые по 4%: теоретические и практические аспекты / О. Байдина // Административное право. 2019. N 1. С. 105 — 110.

2. Байдина О. Самозанятые по 4%: теоретические и практические аспекты / О. Байдина // Трудовое право. 2019. N 2. С. 65 — 72.

3. Овчарук К.В. Самозанятые: драйвер экономики или нежелательное поведение / К.В. Овчарук. URL: http://bujet.ru/article/334551.php (дата обращения: 13.04.2019).

4. Ручкина Г.Ф. Новые специальные налоговые режимы в законодательстве Российской Федерации как реализация публичных интересов государства / Г.Ф. Ручкина // Налоги. 2019. N 1. С. 28 — 33.

5. Тарасенко О.А. О предпринимательской и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций / О.А. Тарасенко // Юрист. 2014. N 23. С. 15 — 18.


1 Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" // СЗ РФ. 2018. N 49 (часть I). Ст. 7494.

2 Пункт 70 ст. 217 НК РФ применяется к доходам в виде выплат (вознаграждений), полученным в 2017, 2018 и 2019 гг. См.: Налоговый кодекс РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

3 Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed/ (дата обращения: 29.11.2019).

4 Что произошло за год эксперимента с самозанятыми: перевыполнение плана, блокировки счетов и злоупотребления законом. URL: https://vc.ru/finance/95074 (дата обращения: 11.01.2020).

5 URL: https://www.assessor.ru/notebook/biznes/samozanjatye-grazhdane/ (дата обращения: 12.04.2019).

6 Федеральный закон от 15 декабря 2019 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)". URL: http://www.pravo.gov.ru. 15.12.2019.

7 Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 474-ФЗ "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 8 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". URL: http://www.pravo.gov.ru. 28.12.2019.

8 Кориненко Е. Всем выйти из сумрака. URL: https://ieonline.microsoft.com/#ieslice (дата обращения: 09.04.2019).

9 URL: https://oren.mk.ru/social/2019/02/06/samozanyatye-grazhdane-vykhodyat-iz-teni.html (дата обращения: 12.04.2019).

10 URL: https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/386605-minfin-nazval-sroki-rasprostraneniya-naloga-dlya-samozanyatyh (дата обращения: 29.11.2019).

11 Байдина О. Самозанятые по 4%: теоретические и практические аспекты // Административное право. 2019. N 1. С. 105 — 110; Трудовое право. 2019. N 2. С. 65 — 72.

12 Тарасенко О.А. О предпринимательской и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций // Юрист. 2014. N 23. С. 18.

13 Ручкина Г.Ф. Новые специальные налоговые режимы в законодательстве Российской Федерации как реализация публичных интересов государства // Налоги. 2019. N 1. С. 28 — 33.

14 Овчарук К.В. Самозанятые: драйвер экономики или нежелательное поведение. URL: http://bujet.ru/article/334551.php (дата обращения: 13.04.2019).

15 URL: https://tass.ru/ekonomika/6161306 (дата обращения: 29.11.2019).

16 URL: https://www.sberbank.ru/ru/svoedelo/faq (дата обращения: 29.11.2019).

17 ЦБ просит банки поаккуратнее обходиться с самозанятыми. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2019/05/31/803018-tsb-samozanyatimi (дата обращения: 29.11.2019).

18 Обзор: Работа с самозанятыми: ФНС разъяснила, что надо учесть организациям // СПС "КонсультантПлюс".

19 Овчарук К.В. Указ. соч.


Рекомендуется Вам: