ЮрФак: изучение права онлайн

Теоретико-правовые проблемы внешней миграции

Авторы: Костюк М.Ф., Кунц Е.В.

В настоящее время в Российской Федерации отмечаются две негативные тенденции, которые выражаются в активизации мигрантов-нелегалов в финансировании теневого и криминального бизнеса, наносящего существенный урон экономике, а также распространении каналов перевода денег мигрантов на финансирование международного терроризма и экстремизма. В современных условиях важным является создание адекватной, отвечающей реалиям времени фундаментальной и эффективной модели управления миграционными процессами как части единой внутренней политики государства, включающей правовую, криминологическую, межнациональную и демографическую.

Многочисленные барьеры и ограниченный доступ к сферам жизни, отличным от работы, включая социальную сферу, создают структурные условия для этого. Обе стороны, как государство, так и мигранты, окутаны иллюзией временности. Государство закрывает глаза на тот факт, что для многих людей жизнь в статусе мигранта длится десятилетиями, и не учитывает это должным образом в своей миграционной политике. Сами мигранты могут годами жить на чемоданах, заставляя всю свою транснациональную семью жить временно. Временность задает формат и стиль жизни, определяет структуру и конфигурацию семьи, а также формирует идентичность и системы принадлежности.

Проблемы внешней трудовой миграции затрагивают не только вопросы пополнения трудовых ресурсов и обеспечения средств производства, но и вопросы межнациональных и религиозных конфликтов, ксенофобии, национализма и экстремизма.

Научным проблемам внешних трудовых миграционных процессов уделяли внимание как российские, так и зарубежные ученые: криминологи, социологи, правоведы, политологи, психологи.

Следует отметить труды таких отечественных ученых, которые исследовали нелегальную миграцию и криминальную деятельности в области внешней миграции на территории Российской Федерации, как Р.Г. Абдулатипов, В.И. Гладких, О.О. Громова, Н.М. Лебедева, Л.В. Лазарев, Н.И. Марышева, И.В. Пантелеева, Е.В. Тюрюканова. Роль миграционных процессов в системе социально-экономической безопасности государства нашла отражение в научных публикациях Т.Н. Балашовой, Н.В. Дементьева, Л.А. Кононовой, Е.С. Кубишина и А.П. Кузнецова.

Правовым и управленческим аспектам миграционной политики посвящены исследования Г.В. Антонова-Романовского, Д.К. Бекяшева, М.Р. Богатыревой, М.Х. Исаевой, Г.И. Литвиновой, И.Ю. Сизова, Т.Я. Хабриевой, А.Н. Шкилева и А.Ю. Ястребовой. Вопросы, связанные с предупреждением межэтнических и религиозных конфликтов между внешними трудовыми мигрантами и местным населением принимающих их стран и регионов, нашли свое отражение в работах И.Б. Бритвиной, Л.М. Дробижевой, В.И. Дятлова, О.М. Коморниковой, Е.В. Кунц, В.В. Лунеева.

Из зарубежных ученых следует отметить работы иностранных исследователей, таких как Х. Злотник, Э. Паджо, А. Рогерс, П. Стокер, Г. Фриман, а криминологическим, социально-психологическим и семейно-бытовым проблемам в сфере трудовой миграции — Г. Беккер, Д. Берри, М. Миллер, Д. Сандерс, Ч. Тилли, Э. Тодд.

Сегодня в России влиянию миграционных процессов на криминальную ситуацию и безопасность государства уделяется недостаточное исследовательское внимание, особенности криминогенных процессов в сфере внешней трудовой миграции и специфика противодействия их угрозам исследованы в недостаточной степени, отсутствует должная нормативно-правовая база.

К 2025 г. население России уменьшится на 11 млн человек, причем людей трудоспособного возраста станет на 14 млн меньше, а пенсионеров на 5 млн больше. Такой прогноз содержится в докладе ООН о демографическом потенциале нашей страны1.

Эти тревожные тенденции будут прогрессировать, а темпы оттока в отдельные зарубежные страны наиболее квалифицированных российских кадров будут только возрастать, что отмечается в последние десятилетия.

Согласно оценкам МВД России, ФСБ России и ФНС России, в настоящий момент в нашей стране проживают порядка 10 млн не имеющих российского гражданства мигрантов, и их число растет. По количеству нелегально прибывших мигрантов Российская Федерация занимает сегодня второе место в мире после США.

Влияние нелегальной миграции на социально-экономическую безопасность России проявляется в разных формах, на практике приводит к росту преступности, межэтнической напряженности и межнациональным конфликтам.

Так, в 2021 г. мигранты совершили в г. Екатеринбурге 501 преступление, в том числе кражи и торговля наркотиками. Значительную часть преступлений совершают выходцы из Средней Азии: Таджикистан, Киргизия, Узбекистан.

В целом число преступлений, совершенных мигрантами, идет на убыль: по сравнению с 2020 г. оно снизилось примерно на четверть. Однако на эти цифры серьезно повлияла пандемия коронавирусной инфекции2.

Отмечается отток трудовых мигрантов из России. Данный процесс активизировался после введения иностранными государствами антироссийских санкций, при этом рабочие-гастарбайтеры уезжают не к себе на домой, а в другие страны в поисках новой работы. Заметен отток из Российской Федерации трудовых мигрантов разных национальностей, в основном молодых, тоже не домой. Они хотят переждать кризис, думают вернуться3.

Но есть и такие, которые довольно комфортно себя чувствуют, невзирая на закон.

Так, полицейские г. Нижневартовска возбудили уголовное дело в отношении супружеской пары, которая нелегально прописала почти три сотни мигрантов. По данным ведомства, муж и жена в течение трех месяцев арендовали два жилых помещения, где прописывали иностранцев без предоставления им фактического места для проживания. За свои услуги получали денежное вознаграждение от 3,5 тыс. до 20 тыс. рублей с каждого мигранта.

В отношении подозреваемых возбуждено уголовное дело по ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации). Они находятся под подпиской о невыезде4.

Наряду со спросом на дешевую иностранную рабочую силу и демографическими проблемами, описанными выше, российское правительство рассматривало несовершенство своей системы управления миграцией как главную причину большого и растущего числа нелегальных мигрантов в пределах Российской Федерации и начало менять ситуацию.

Приоритетами в современных научных исследований в области внешней трудовой миграции выступают нацеленность на научно-теоретическое обеспечение не только деятельности по охране правопорядка и обеспечению безопасности граждан, но и экономической безопасности России в целом.

Необходимо создание комплексной системы мер социальной адаптации, интеграции и аккультурации внешних трудовых мигрантов в Российской Федерации, включающей, в частности, средства и меры по проведению совместных культурных, научно-популярных, музыкальных, творческих и спортивных мероприятий с участием внешних трудовых мигрантов и представителей автохтонного населения, по выпуску и распространению материалов в средствах массовой информации, теле- и киноиндустрии.

Необходимы повышение степени ответственного отношения к социальным нормативам и правилам поведения в принимающем их российском обществе со стороны внешних трудовых мигрантов путем внедрения практики разъяснительной работы с ними в момент их прибытия, постановки на учет и регистрации; разработка правовых вопросов законодательного плана, связанных с необходимостью существенного улучшения условий труда и быта трудовых мигрантов; классификация и типологизация криминальных угроз правопорядку, общественной безопасности и социальной структуре, наличествующих в настоящее время в сфере внешней трудовой миграции, с выделением особо опасных скрытых угроз, как внутренних, так и внешних, для нашей страны.

Необходимо обсуждение проблемы о проведении в Российской Федерации "трудовой амнистии" для внешних трудовых мигрантов, въехавших либо работающих в России нелегально, имеющих поддельные либо просроченные документы и скрывающих свое положение, с целью легализации их статуса. Требуется безотлагательная сверка и уточнение понятийно-категориального аппарата ныне действующей стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и других программных составляющих российской миграционной политики на предмет его соответствия современным социально-криминологическим и экономическим реалиям страны.

Важной составляющей миграционной политики является политика натурализации. Общий порядок предоставления российского гражданства достаточно строг и предполагает предварительные этапы: проживание по временному виду на жительство (три года), проживание по виду на жительство (выдается на пять лет). По упрощенному порядку гражданство предоставляется ряду категорий иностранцев, в первую очередь из стран СНГ, в частности, согласно двусторонним государственным соглашениям, гражданам из стран, ранее входивших в СССР, прослужившим не менее трех лет в российской армии, крупным инвесторам, студентам, получившим образование в России, и другим. Однако в целом на сегодняшний день большинство инструментов миграционной политики носят ограничительный характер.

Реализация нового законодательства выявила ряд нерешенных вопросов как в самих законах, так и в их применении, причем самый серьезный недостаток новой миграционной политики связан с убежденностью российских чиновников в безграничных возможностях регулирования миграционных потоков.

В Совете при Президенте Российской Федерации по правам человека предложили увеличить призывной возраст для мигрантов, получивших гражданство, до 45 — 50 лет. Конституция говорит, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ, не делая различий между теми, кто получил гражданство по рождению, и теми, кто был натурализован. В связи с этим Валерий Фадеев добавил, что необходимо рассмотреть возможность увеличения призывного возраста натурализованных граждан до 45 — 50 лет. Он отметил, что в России очень остро стоит запрос на справедливость и прозрачность мобилизации, а именно что касается граждан, прибывших в Россию и получивших гражданство. Сейчас натурализованные россияне старше 27 лет не подлежат призыву и не имеют возможности получить военно-учетную специальность5.

Таким образом, оценивая текущие миграционные процессы, можно сделать вывод, что российский рынок труда будет постепенно терять привлекательность при сохранении текущих экономических условий для ключевых доноров (СНГ), в результате чего количество временных трудовых мигрантов будет уменьшаться. Согласно прогнозам Росстата, после 2024 г. население России снова начнет сокращаться. Цели миграционной и демографической политики потребуют дополнительных мер по привлечению мигрантов.

Российская Федерация не дифференцирует требования к гражданам разных государств в зависимости от того, относятся ли эти государства к европейским или к азиатским. Граждане таких государств имеют определенные миграционные преимущества при въезде и пребывании на территории Российской Федерации. Однако в процессе натурализации на территории России большее значение имеет не гражданство мигранта, а его культурная принадлежность: так, преимущества имеют возвратные мигранты, мигранты, владеющие русским языком и хорошо знакомые с русской культурой, желающие в перспективе укоренится в Российской Федерации.

Литература

1. Вениславичева Д. В России все меньше людей, способных трудиться / Д. Вениславичева // Новые известия. 2009. 27 апреля.

2. Марьяненко Р. В топе кражи и наркотики: в полиции Екатеринбурга подробно рассказали о преступности среди мигрантов. Внимание к проблеме усилилось после серии резонансных ЧП / Р. Марьяненко // Е1.RU. 2022. 1 марта.

3. Подволоцкий А. Глава СПЧ предложил увеличить призывной возраст / А. Подволоцкий // URA.ru. 2022. 25 сентября.


1В России все меньше людей, способных трудиться. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2009/0375/gazeta01.php (дата обращения: 24.09.2022).

2В топе кражи и наркотики: в полиции Екатеринбурга подробно рассказали о преступности среди мигрантов. URL: https://www.e1.ru/text/criminal/2022/03/01/70478429/ (дата обращения: 24.09.2022).

3Трудовые мигранты начали массово покидать РФ. URL: https://dzen.ru/media/uraru/trudovye-migranty-nachali-massovo-pokidat-rf—process-aktivizirovalsia-posle-6242af0b486f7335829973ab (дата обращения: 25.09.2022).

4Супруги из ХМАО попали под следствие за незаконную прописку 290 мигрантов. URL: https://www.interfax-russia.ru/ural/news/suprugi-iz-hmao-popali-pod-sledstvie-za-nezakonnuyu-propisku-290-migrantov (дата обращения: 25.09.2022).

5Глава СПЧ предложил увеличить призывной возраст. URL: https://ura.news/news/1052589646 (дата обращения: 25.09.2022).


Рекомендуется Вам: